Загрузка

Толковый словарь Даля : дом

ДОМ м. строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; южн. хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка. Умалит. домец, домик, домок, домочек; домишка, домишечка; увелич. домина, домища. Держать дом, вести дом, хозяйство, распорядок. Открытый дом, хлебосольный. Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть. У кого дом горит, того в жилой дом не пускать, тверск. Ни у одного вора нет каменного дома. Дом хорош, да хозяин негож. Хорош домами (город), да плохи головами. Дом шумит, хозяева молчат, пришли люди, хозяев забрали, дом в окошки ушел? вода, рыба, невод. Три кола вбито, бороной накрыто, и то дом. | Семейство, семья, хозяева с домочадцами; | род, поколенье, говоря о владетельных или высоких особах. Весь дом выбежал на улицу. Дом этот княжит уже три века. Просим к нам всем домком, опричь хором. Дон, Дон, а лучше дом! И тесен дом, да просторен он. В гостях хороша девка. а дома лучше того. Будь, как у себя дома. Богатому везде дом. Полон дом, полон и рот. Мало тому, у кого много всего в дому. Дом невелик, да лежать не велит. Домом жить, обо всем тужить. Дом яма, никогда не наполнишь. Домом жить, не разиня рот ходить. Дом вести, не лапти плести (не задом трясти, не плясать). Свой дом не чужой: из него не уйдешь. Скопила хозяйка домок - не надобен и замок, нечего запирать. Бегает от дому, будто черт от грому. Дома и солома съедома. Что в поле ни родится, все в доме пригодится. Каков Дема, таково у него и дома (и в доме). Каково кому на дому (У всякого в дому) не ведомо никому. Каково на дому, таково и самому. Червь дерево тлить, а злая жена дом изводит. Худу быть, кто не умеет домом жить. Чужим умом не скопить дом. Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить. В людях - радуйся, царице, а дома - не рыдай мене, мати! Сидеть одному, когда нет никого в дому. Дома сидеть, ничего не висидеть. Хлеб дома, а оброк на стороне. Дом господский, а обиход сиротский, бедный. Зачем в люди по печаль, когда дома плачут? Горе тому, кто плачет в дому, а вдвое тому, кто плачет без дому! Лучше пребывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных. Дома как хочу, а в людях, как велят. Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница, о раскольниках. Дом дому (хозяин хозяину) не указ. Всякий дом потолком крыть, не выноси сора. Всякий дом хозяином держится. Весь дом вверх дном. Твой дом, твои и гости (твоя и воля). Здесь не сижу, дома не хочу, понеси меня к нам, причуды. Сказал бы и еще сказку (пословицу), да дома забыл. Как ни валять, а дома не бывать (не ночевать)! Сгори мой дом, клятва. Так завирается, что дома не ночует, т. е. не выпутается. Жил на дому, а очутился на Дону, в бегах. Дурак дом строит (о горожанах): под постой возьмут! | Костр. твер. дом говорят вместо домовище, домовина, гроб. Дома нареч. у себя, в своем жилье, не в гостях, не в людях. Один все сидит дома, другой дома не живет. В гостях хорошо, а дома лучше. Поп Васька дома? - "А кто тут?" - Я, Василий Иваныч! дразнят чуваш. У нас дома нездорово. Дома не в гостях: посидев не уйдешь. В людях ангел, а дома черт. По дураки (дураков), не за море ездить, и дома есть, в своей земле на родине. Нет дома муки, так попроси у Луки. Много в людях, да дома нет, добра. Что дома есть, за тем к соседу не ходить. На стороне добывай, а дому не покидай. | Домой нареч. домовь стар. и сев. домом арх. домойка смол. в свой дом или в свое жилье, туда, где живешь, откуда родом. Тяжело понес, и домой не донес. Тяжело понесешь, домой не донесешь. Кабы тебе все это на себе домой нести! что наврал. Идти лучше домой, не дождовшись побой (побоев). Пора домой, не дождаться б побой. Поедим, попьем и домой пойдем. Ступай домой, и Бог с тобой! Домовый, к дому относящийся или к нему принадлежащий. Домовая контора, управляющая домом. Домовая крыша. Иногда говорят домовой: солдат пошел в домовой отпуск. Домовой м. домовик, дедушка, постен, постень, лизун, доможил, хозяин, жировик, нежить, другая половина олон., суседко, батанушка; дух-хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит, ради шутки, сонного; гладит мохнатою рукою к добру и пр. Он особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбую вгоняет в мыло и иногда осаживает ее, разбивает параличом, даже протаскивает в подворотню. Есть домовой сараешник, конюшник, баенник и женский банный волосатка; все это нежить, ни человек, ни дух, жильцы стихйные, куда причисляют полевого, лешего, кикимору, русалок (шутовок, лопаст) в водяного; но последний всех злее, и его нередко зовут нечистым, сатаной. Домового можно увидать в ночи на Светлое Воскресенье в хлеву; он космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. Купил дом и с домовыми. Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь. На Иоанна Лествичника домовой бесится, 30 марта. На Ефрема Сирина домового закармливают, покидая ему каши на загнетке, 28 января. Увидать домового, к беде, к смерти. Домовой стучит, возится. Его домовой душит. | Домовик, вологодск. влазень, привал, приемыш к дочери, призяченный. | Домовая сущ. ж. стряпуха, хозяйка у печи и стола в крестьянском доме. Домовный, домозний, домашний, относящийся, принадлежащий к дому или к семейству в различных значениях. Домовные люди, домовладельцы, противоположно бездомный, бездомки. Домовний обиход, хозяйственный. Домашнее пиво, корчажное, дома сваренное. Домашнее платье, буднишнее, обиходное. С домашней думой в люди не ходят. Домашний человек, свой, близкий, живущий в доме или часто запросто бывающий. Домашние дела, о государстве, дела внутреннего управленья; о семье, хозяйственные или семейные. Домашние ваши, в виде сущ. односемьяне, чада с домочадцы. Сын да дочь домашние гости, свои. Сын домашний гость, а дочь в люди пойдет. Домашняя копейка рубля бережет, о непокупном припасе. Домашнего (своего) вора не убережешься. Домашние мысли в дорогу не годятся. Вам дорожним, а нам домашним, нужно. Домовитый человек, зажиточный и хороший хозяин. Домовитый больше продает, чем купит, чем покупает. Домовитость, зажиточность, полное хозяйство, достаток. | В твер. Домовитые, почетное прозванье жениховых родителей. Домовитка, скопидомка, добрая и заботливая хозяйка. Домилище, ср. стар. жилье, жилище, жительство, квартира, помещенье. Домовина ж. домовище ср. домовье пск. гроб, особ. однодеревый, долбленый, какой любят крестьяне в новг. вологодск. костр. и пр. Дома нет, а домовище будет. Кто домовины не видывал, тому и корыто за диво. На чужбинке, словно в домовинке. Дом строй, а домовину ладь, т. е. помни. Возьми себе на домовину! говорят вору или обидчику. | Домовище, встарь, также стан, притон, всякое жилье кроме собственного дома, напр. землянки в осадных работах, бараки, блиндажи и пр. | Домовище, арх. опасный омут, притон водяного. | Домовин м. домовины мн. домочадцы, семья, прислуга. Домовинов нет, так есть домовой. Домовинный, к домовине, гробу относящийся. Домовник м. домовница ж. стар. домовик смол. пск. влалелец, хозяин дома; ныне иногда управляющий домом. Домовник м. домовница ж. домосед, не выходящий из дому; кто остается в доме с ребятишками, для присмотра в страду, когда все уходят на работу. Батюшка в пир, матушка в пир, и я, озорник, дома не домовник! Домовка кур. домашний скарб, хозяйство. Домаха, домашка ж. домовня пск. домоседка, домовница, добрая хозяйка. | Новг. засидевшаяся дома девка. Домашество ср. домашность, домовщина ж. домашний обиход, хозяйство и все домашние принадлежности. Домашество водить, не стряхня рукава ходить. По домашности все пригодится. Она всей домовщиной заправляет. Домашник м. перм. домашнее платье, сарафан, будничник. Домашничать, домовничать, быть домовником или домовницею, домахою; сидеть дома, заниматься домашним обиходом, хозяйством. Домашничанье, домовничанье ср. домашние занятия, хозяйничанье. Домовать на дому - закладать жену, т. е. жена порукой в хозяйстве. Домовать на Дону - закладать жену, коли должать на чужбине. Ни дом домить, ни семью кормить, одинокому. Домиться, селиться, обзаводиться домом, хозяйством. Домоблюститель, домоблюстительница смотритель, управитель, домохранитель, домострой; дворецкий. Домоблюстительство ср. смотрение за домом. Домовладыка об. глава дома или семейства, большак. Домовладелец м. домовладелица ж. хозяин дома, домохозяин и домодержец. Домоводство ср. домохозяйство, домостройство, домашний обиход. Домовод м. домоводка ж. хозяин, домострой. Домоводный, к домоводству относящийся. Домодержец м. домодержица ж. домохозяин, домовладелец. Домоделковый, домоделочкый, домодельный, своей, домашней работы. Домодельщина, то же. (Наумов). Доможил м. живущий в доме, нанимающий дом; или живущий хорошим домом, составляющий дом. Это наш доможил. | Астрх. домовой. Доможирец м. доможира об. домочадец. Домозаводство ср. домостройство, домохозяйство. Домоздание, домоздательство ср. постройка, возведение дома. Домоздатель м. кто рубит избы, кладет дома; плотник, каменщик и пр. Домоправительство ср. домоблюстительство, управленье домом; домоправительный, к этому относящийся. Домоправитель м. домоправительница ж. управляющий домом, делами, либо хозяйством. Доморачительство ср. забота о порядочном хозяйстве. Доморачительный, старательный по домашнему обиходу. Доморачитель м. доморачительница ж. заботливый по домоводству. Домородная челядь, дворовые люди, в доме рожденные и выросшие. Доморощенный, б. ч. о животных, выращенный, выкормленный в дому. Доморосток м. доморощенка об. доморощенное животное. Домостарица приживалка, подруга и начетчица, для домашнего, келейного быта, б. ч. у раскольников. Домостроительство ср. домостройство, домохозяйство, домовний обиход, наблюденье за порядком в дому. Жене краса, домостройство. Не наряд жену красит, домостройство. Домостроительный, домостройный, к домостройству относящийся. Домостроитель м. домостроительница, домострой, домостройка, хороший хозяин; приставленный к домостройству, управитель, дворецкий, эконом. | Домострой, письменное наставление домохозяину, дворецкому; рукописи под заглавием домостроя ходят в народе. | Домосед м., домоседка ж. охотник сидеть дома. Вор воробей домосед, а люди не хвалят. Домоседный, домосидный, к домоседству относящийся. Домоседные, домосидные казаки, отслужившие срок полевой или внешней службы, обязанные только домашнею службою по войску; домосидчики. Домоседство ср. сиденье, занатия дома. Доброй жене домоседство не мука. Домоседничать, сидеть дома, не выходя в люди. Быть на домоседстве или на домосидке, на домашней, домосидной службе. Домотканный, дома вытканный. Домотканина ж. ткань домашней работы, затрапезник, полосушка. Домоторка об. (торкаться) нищий, побирушка. Домоустройство, домохозяйство ср. домостройство, забота о добром порядке всего домашнего обихода: одежды, пищи, опрятности, покоя, удобства и пр. Домохозяин м., домохозяйка ж., домодержец, домовладелец, кому принадлежит дом; глава семье, большак, большуха, которые распоряжаются порядком в доме. Домочадец м. воспитанный в доме служитель; вообще вся прислуга. Просим покорно к нам с чады и домочадцы!
Слово Дом найдено в следующих словарях:
Словарь Геце :

Древность происхождения. Быт 12:1, Быт 19:3.

Нужны глубокие и прочные основания для дома Мф 7:24. Лк 6:48.

Иногда строятся без основания. Мф 7:26. Лк 6:49.

Материалы для постройки их:

Брение. Иов 4:19.

Кирпич. Исх 1:11−14. Ис 9:10.

Камень и дерево. Лев 14:40, 42. Авв 2:11.

Тесаных камней. Ис 3:10. Ам 5:11.

В городах вдоль улиц. Быт 19:2; Нав 2:19.

Строились часто на городском валу. Нав 2:15; 2Кор 11:32.

Плоские крыши на них:

Снабжались перилами. Втор 22:8.

Иногда ставились на них палатки. 2Цар 16:22. Неем 8:16. Притч 21:9.

Иногда устраивались на них жертвенники для идолов. 4Цар 23:12. Иер 19:13. Соф 1:5.

Применялись для сушки льна. Нав 2:6.

Служили для упряжнений. 2Цар 11:2. Дан 4:29.

Поклонялись Богу и молились. Деян 10:9.

Служили местом публичных оповещений. Лк 12:3.

Служили и для тайных совещаний. 1Цар 9:25, 26.

Служили местом плача и горя. Ис 15:2. Иер 48:38.

Часто покрывались сухою травой. Пс 128:6−7.

Доступны снаружи. Мф 24:17.

Дворы домов широки и дополняли помещения. Есф 1:5. Лк 6:19.

Вход в дома чрез ворота или двери. Быт 43:19. Исх 12:22. Лк 16:20. Деян 10:17.

Двери ради безопасности низкие и узкие. Притч 17:19.

Способ прикрепления дверей. 2Цар 13:18. Песн 5:5. Лк 11:7.

Входили в дома, постучав в дверь. Деян 12:13. Откр 3:20.

Стены домов обмазаны. Лев 14:42−43.

Иногда в стенах гнездились змеи. Ам 5:19.

В стены вбивались гвозди. Еккл 12:11. Ис 22:23.

Имели несколько ярусов. Иез 41:16. Деян 20:9.

Состояли из комнат. Быт 43:30. Ис 26:20.

Комнаты в них:

Большия и светлыя. Иер 22:14.

Выкрашены. Иер 22:14. Агг 1:4.

Выложены слоновой костью. 3Цар 22:39. Ам 3:15.

Украшены ценными обоями. Есф 1:6.

Согревались печами. Иер 36:22. Ин 18:18.

Верхния помещения считались лучшими и служили для приемов. Мк 14:15.

Часто были отдельные комнаты и для гостей. Суд 3:20−23; 4Цар 4:10−11, 4Цар 9:2−3.

Освещались окнами. 3Цар 7:4.

Окна на улицу высокие. 4Цар 1:2, 4Цар 9:30, 4Цар 9:33; Деян 20:9.

Дома богатых были:

Обширны. Ис 5:9; Ам 6:11; 2Тим 2:20.

Прочны. Втор 8:12.

Красивы. Иез 26:12. Мих 2:9.

Стены обмазаны грязью. Иез 13:10−11.

Легко проламывались. Иов 24:16. Иез 12:5.

Часто разрушались наводнениями. Иез 13:13−14.

По окончании постройки обычно обновлялись. Втор 20:5. Пс 29:1.

Иные для летнего пребывания. Ам 3:15.

Отдельно для прокаженных. Лев 14:34−53.

Запрещено занимать чужие дома. Исх 20:17. Мих 2:2.

Сдавались в наем. Деян 28:30.

Обременяемы долгами. Неем 5:3.

Продавались. Деян 4:34.

Законы, касающиеся продажи. Лев 25:29−33.

Разрушаемы дома преступников. Дан 2:5, Дан 3:96.

Разрушение домов являлось наказанием. Ис 5:9, Ис 13:16, Ис 13:21−22; Иез 16:41, Иез 26:12.

Иногда разрушаемы были, чтобы их материалом починить стены города. Ис 22:10.

В переносном смысле:

О теле. Иов 4:19; 2Кор 5:1.

О могиле. Иов 30:23.

О церкви. 1Пет 2:5; Евр 3:6.

О наследии святых. Ин 14:2; 2Кор 5:1.

О тщете лицемерия. Мф 7:26−27.

О надежде святых. Мф 7:24−25.

О надеждах земных. Мф 6:19−20.

О благополучии. Ис 65:21. Иез 28:26.

О бедствиях. Втор 28:30. Ам 5:11. Соф 1:13.

О щедрых благословёниях. Втор 6:10−11.

Словарь Вихлицкого :
Устраивался в древности на востоке обычно следующим образом: наружные стены редко имели окна, только одна узкая дверь вела во внутренний двор, куда выходили и двери всех помещений. Здесь же часто помешался и скот. Мог быть и второй этаж, который делался с навесом над двором. Крыши всегда делались плоскими. На них совершались некоторые работы и они же часто служили для поклонения и молитв (Деян 10:9). Окна домов закрывались решетками — тонкими досками с множеством мелких отверстий, через которые было хорошо видно происходящее снаружи и ничего не видно внутри.

Домом называется также и все родство человека, возглавляющего свое семейство.
Словарь Никифорова :
ДОМА — (Исх 12:7, Лев 7:26). Самыми общими жилищами или домами в глубокой древности, несомненно, были шатры или палатки, хотя в Свящ. Писании неоднократно упоминаются и пещеры (см. Пещеры), как места временного жительства, или укрывательства. Господствующий в те времена простой образ жизни, бродячая пастушеская жизнь и благоприятный климат в первоначально населенных частях земного шара делали наиболее удобными для жительства шатры, которые разных размеров и видов строились обыкновенно таким образом: в землю вбивались столбы или колья и над ними натягивалась покрышка из полотна или кожи, прикрепляемая к шестам посредством веревок. Распространи место шатра твоего, говорит пр. Исаия, расширь покров жилищ твоих! не стесняйся, пусти длинные верви твои, и утверди колья твои (Ис 54:2). Иногда они разделялись занавесками на несколько отделений, а пол в них устилался коврами или рогожами. Вместо двери прикреплялся к верху кусок полотна или холста, который можно было поднимать и опускать, смотря по надобности. Домашний очаг находился в углублении земли среди палатки, и в нем обыкновенно разводился огонь. Кухонные принадлежности того времени были очень немногочисленны и легко переносились с места на место. Иногда палатки богато украшались как внутри, так и снаружи. Шатры и палатки доселе еще составляют обычное место жительства некоторых диких восточных народов, как например Арабов, Бедуинов. Наружным своим видом настоящие восточные палатки напоминают несколько нижнюю часть корабля опрокинутого вверх дном. В древности подобные шатры устроились иногда под тенью деревьев, как-то видно из истории патриарха Авраама, имевшего свой шатер у дубравы Мамре (Быт 18:1-4), или близ какого-либо ручья, или источника. В городах и домах Евреи стали жить лишь по занятии земли Обетованной, будучи до того времени по преимуществу народом не оседлым, но пастушеским; и, не без основания, можно думать, что искусство строения, или архитектура, было не безызвестно Евреям еще с очень древних времен. Построение Ноева ковчега, независимо от Божественных указаний, конечно, требовало не мало архитектурных сведений. Дерзкая попытка построить Вавилонскую башню до небес несомненно могла быть предпринята только при участии лиц, более или менее знакомых с строительным искусством; древнейшие постройки в Египте доселе еще остаются предметом глубокого удивления для путешественников, по своей массивности, симметрии и орнаментации. Что Евреи часто строили обширные и дорогие дома, мы имеем на то в Свящ. Писании неоднократные указания (Иер 22:14, Ам 3:15, Агг 1:4), хотя нельзя не заметить, что дома занятые массою простого люда, часто были очень грубой и неудобной постройки сравнительно с первыми. Большинство их строились из глины и грозили падением и опасностью для живущих, когда шел сильный дождь, или свирепствовала буря; они также мало защищали их имущество от воров, так как под них часто подкапывались воры и крали (Мф 7:26, Мф 6:19, Иов 24:16). Живущие в таких глиняных домах должны были трепетать за свою жизнь при наступлении каждой бури. Большие глыбы необожженной глины скоро распадались, и известь (см. Известь), известная уже с глубокой древности (Втор 28:2-4), становилась бесполезною, так как не могла предохранить здание от распадения в кучу развалин. Из сего можем видеть, как страшна была для Евреев следующая угроза Божия, содержащаяся в Иез 13:11-14. «И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью и повергну ее на землю... Пущу бурный ветер в гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем для истребления... и бурный ветер разорвет ее... И вот падет стена... И вместе с ней вы погибнете.» Когда означенные глиняные мазанки ссыхались, то глина трескалась, в ней делались щели и в образовавшиеся трещины вползали различные ядовитые гадины и прятались в стенах или углах домов. Если бы (кто) пришел домой, говорит Ам 4:19 и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Входили в означенные дома воротами или дверью, которая обыкновенно запиралась и охранялась привратником (Деян 12:13). Наружная дверь вела в сени или портик, с местами для сиденья, и через него уже нужно было подняться на лестницу, ведущую в комнаты и открытый квадратный двор. Взглянем сначала на двор и его приспособления. Он называется срединою дома или посреди дома (Лк 5:19) и имел назначение пропускать свет и воздух в окружавшие его помещения. Он покрыт более или менее дорогим помостом, принимавшим в себя дождь, а иногда снабженным фонтаном или колодцем с чистою, свежею водою (2Цар 17:18). В Дамаске почти в каждом доме находится подобный двор, и состоятельные жители оного не жалеют никаких издержек, чтоб сделать его как можно удобнее для защиты и освежения себя во время дневного жара. Двор окружался колоннадою, которая, в свою очередь, поддерживала верхнюю галерею или, так называемую, пиаццо. На этих дворах обыкновенно собирались дружеские или родственные компании, по случаю различных торжеств и празднеств (Есф 1, 5), и тогда они убирались коврами, циновками и рядом седалищ в роде софы, а сверху двора натягивалась покрышка в виде кровли из какого-либо соответствующего и приличного материала. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер, восклицает Псалмопевец, очевидно разумея в этой прекрасной возвышенной аллегории под словом шатер — кровли или покрышки, указанные выше (Пс 103:2). Кругом двора, над дверьми и окнами дома, каждая комната имела дверь, ведущую на двор или галерею; таким образом сообщение всех комнат с двором было только с наружной стороны, и для того чтобы пройти из комнаты в комнату, нужно было сначала выйти на двор или галерею. Галереи, в избежание разных несчастных случаев, снаружи ограждались решеткою. Иногда на дворах домов сажались отборные цветущие растения и ароматические травы и цветы. Очевидно на этот прекрасный обычай указывает Псалмопевец в следующих словах: Жена твоя, как плодовитая лоза в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви вокруг трапезы твоей (Пс 127:3). В комнаты нижнего этажа входят с пиаццо широкими дверями. В комнатах среднего и верхнего этажа обыкновенно помещались женщины, и на убранство этих комнат производились особенно значительные затраты. Посему то, по мнению некоторых историков, эти комнаты и назывались иногда палатами или чертогами (3Цар 16:18, 4Цар 15:25, Ис 32:14). Дом жен в Есф 2:3, вероятно, составлял особенность царской резиденции и, быть может, походил на тот дом дочери фараоновой, жены Соломона, который упоминается в 3Цар 7:8-12. По мнению некоторых, в домах Иудейских, как в домах Аллеппо в настоящее время, нижний этаж главным образом предназначался для хозяйственных целей, как то: сохранения провизии, масла, вина, помещений для прислуги и т.п. При входе по лестнице во второй этаж мы вступаем в комнаты довольно поместительные и высокие, нередко довольно изящно отделанные и убранные коврами, занавесями и софами (Мк 14:15). Вероятно, в одной из подобных обширных и высоких горниц говорил ап. Павел свою обширную прощальную речь к пресвитерам Ефесским (Деян 20:17,18) и из окна этой комнаты заснувший юноша, Евтихий, упал на улицу и поднят мертвым. К большей части восточных домов присоединяется еще строение, так называемое: oleah. Оно обыкновенно строилось над портиком, или воротами, и заключало в себе два или три покоя. Там помещали странников, хранили гардероб и другие домашние принадлежности. Сюда же удалялись также для отдохновения и молитвы (Мф 6:6). Вход в нее был с улицы, не входя в дом; но на случай нужды она имела также сообщение с галереей дома. Небольшая горница для Елисея (4Цар 4:10), прохладная комната Еглона, из которой вышел Аод в преддверие, замкнувши двери горницы (Суд 3:2), горнща над воротами (3Цар 18:33), внутренние комнаты (3Цар 20:30), все это, конечно, указывает на олею, или верхнюю комнату. Кровля домов всегда была плоская, окруженная перилами (Втор 22:8), несколько покатая, для стока дождевой воды; она служила как для отдохновения, так и для сна, для бесед и молитвы, наконец и для хозяйственных целей (1Цар 9:25, 2Цар 11:2, Деян 10:9, Мф 10:27 и др.). На них совершалось иногда поклонение идолам, но чаще произносилась молитва чистая и духовная к единому, истинному Богу. С кровлею соединялась верхняя комната, как мы уже заметили выше. С улицы и со внутренности двора вела на кровлю и в горницу особенная лестница, И кто на кровле, говорил Спаситель, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего (Мф 24:17). Свет проникал в комнаты через решетчатые окна (Суд 5:28; см. Окно). Знатные лица имели особые комнаты для лета и зимы; в последних обыкновенно пристраивались жаровни (Иер 36:22, Ам 6:4). Самая задняя часть дома отводилась для женщин, и в нее не имел права входить ни один мужчина, кроме хозяина дома. В заключение скажем, что у Евреев было обыкновение обновлять или освящать дома по окончании постройки и отделки (Втор 20:5). Это событие праздновалось, конечно, с радостью и весельем, и в этих случаях особенно молились Господу о ниспослании благословения и покровительства новоотстроенному жилищу.
Словарь Нюстрема :
евр. байт. В древние времена, равно как и теперь, дома в Палестине строились из обоженной в огне или на солнце глины. Это маленькие квадратные серые хижины, которые и теперь можно найти повсюду в Палестине; храмины из брения (Иов 4:19), которые легко проломить (Иов 24:16, Мф 6:19), как пришлось это когда-то сделать Иезекиилю (Иез 12:5), и которые легко разрушались проливными дождями (Иез 13:10 и дал., Мф 7:24 и дал.). Само собою разумеется, что дома богачей строились из отесанных камней, дворцы же из каменных плит и даже из мрамора (3Цар 7:9, Ис 9:10, 1Пар 29:2). На стропила, панели и прочее употреблялось кедровое, оливковое и кипарисовое дерево (3Цар 6:15, 3Цар 6:31, 3Цар 7:2, 2Пар 3:5, Ис 9:10, Иер 22:14). Дома по большей части были одноэтажные, лишь дворцы имели несколько этажей (3Цар 7:2 и дал.). Дом, о котором говорится в Деян 20:9, находился в Троаде, в Асии. Окна дома, иногда выходившие на улицу (Суд 5:28, Притч 7:6, Дан 6:10), представляли небольшие отверстия с деревянными решетками или ставнями. В богатых домах окна, конечно, были лучше и чаще всего выходили во двор, так что многие дома в Палестине с фасада совсем не имели окон и напоминали крепостную стену. Крыши восточных домов, большею частью, плоски. По закону, они должны были быть обнесены решеткой во избежание несчастных случаев (Втор 22:8). В хижинах бедняков скот часто помещался под одной кровлей с людьми, отделенный от жилого помещения невысокой перегородкой. Может быть, такой вид имел дом Аэндорской волшебницы (1Цар 28:24).

Богатые дома как раньше, так и теперь, строились в виде квадрата и имели один или несколько внутренних дворов, вымощенных разноцветными каменными плитами (Срав. Есф 1:6) с фонтанами и бассейнами (2Цар 17:18, 2Цар 11:2). Эти дворы были окружены колоннадами и обсажены растениями. С улицы голые стены таких домов производят неприятное впечатление, однако при входе во внутренний двор через узкую дверь и темный корридор, поражаешься роскошью обстановки. Двор, защищенный стенами от шума и пыли, с охлаждающими воздух фонтанами и благоухающими растениями, служит местом приема гостей, которых приглашают садиться на диване, угощают кофе, табаком, сластями и многократно справляются о самочувствии и состоянии их здоровья. Для защиты от солнечных лучей над двором натягивают тент. Комнаты первого этажа непосредственно примыкают к внутреннему двору. Возможно, что в одном из таких помещений Иисус подвергался допросу у первосвященника; тогда понятно, как Он мог обратиться и посмотреть на Петра, гревшегося у костра на дворе (Лк 22:55, Лк 22:61). В Сирии лестница, ведущая в верхние этажи, помещается в одном из углов двора. Над колоннадой, окружающей двор, обычно устроена галлерея с решеткою для второго этажа.

Крыши домов на Востоке имеют особое назначение. Как уже сказано выше, они плоски и обнесены решеткой; часто слегка покаты в одну сторону или снабжены посредине низким куполом для стока дождевой воды. Таковы почти все дома в Иерусалиме и Хевроне. Подобно теперешним сирийцам, евреям на крышах было много дела: там они раскладывали для сушки фиги и виноград или лен, как это делала Раав (Нав 2:6). На крыше наслаждались вечерней прохладой и беседовали со своими друзьями. Так, напр., во 2Цар 11:2 сказано, что Давид, встав с постели, прогуливался по кровле своего дома (Срав. 1Цар 9:25 и дал., Притч 21:9). На крышах совершали молитвы (Деян 10:9). Особенно часто упоминаются о происходивших на крышах идолослужениях (4Цар 23:12, Иер 19:13, Иер 32:29, Соф 1:5). Там же имелись маленькие комнаты, так называемые прохладные горницы (Дан 6:10, Суд 3:20). Такие комнаты, может быть, упоминаются в Деян 1:13, Деян 9:37, Деян 20:8. Крыши служили не только для домашних нужд, но и местом, откуда можно было всенародно что-нибудь объявить или показать (Мф 10:27, Лк 12:3). Так, напр., Авессалом на кровле, перед глазами всего народа, вошел к наложницам своего отца (2Цар 16:22). На крышу выбегали, желая узнать происходящее на улице и т.д. (Суд 16:27, Ис 22:1). По плоским крышам домов можно было бежать, вдоль всей улицы (Мф 24:17, Мк 13:15, Лк 17:31).

Что касается внутреннего убранства дома, то оно зависело от состоятельности хозяина. Впрочем, нам об этом не много известно. Внутреннее убранство скромной комнаты описывается в 4Цар 4:10, где соиамитянка, желая оказать гостеприимство Елисею, говорит: «Сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему постель и стол, и седалище, и светильник, и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда». Жилища богачей украшались роскошными диванами и постелями с одеялами и подушками (Ам 6:4, Притч 7:16, Иез 13:18, Иез 13:20, Иез 23:41). Внутренние комнаты делились на комнаты для женщин и спальни. Срав. Чис 25:8. В некоторых местах говорится о летних и зимних комнатах (Ам 3:15, Иер 36:22); последние отапливались жаровнями. И теперь печкой в Сирии служит жаровня; она занимает место среди комнаты, где имеется круглое углубление. Раскаленные уголья прикрывают крышкой, а сверху еще ковром, чтобы дольше сохранить тепло. О дымовых трубах говорится у Ос 13:3. Необходимую домашнюю утварь составляли жернова для размалывания зерна, кухонная посуда — глиняная или металлическая (Лев 6:21, Лев 6:28).

Слово дом в симфонии
В Библии слово "дом" упоминается в 802 стихах.
Другие формы слова : шатрах, жилье, семейство, шатре, дома, шатер, дом, шатры, доме, дому, кров, гроба, жилищами, шатрами, домом, шатра, шалаши, домах, гробом, семейств, гроб, семейства, гробе, семействами, семействам, домов, жилищах, гробов, жилище, жилищем, гнезда, гнездам, гнездах, очаг, жилищ, семействах, семью, жилища, шатров, гробу, гнездо, домами, площади, предприятиях, семейству, шатрам, шатру, пристанище, пристанища, домам, семейством, шатром, семей, строение, строения, строении, помещения, дворцом, дворца, дворец, дворце, жилищам, здание, дворцы, площадь, гробах, зданий, предприятие, гробы, жилья, жильем, предприятия, строению, предприятии, обитель, помещение, храминах, сени, гробам, шалаш, гнезде, жилищу, кровом, сенью, обители, сень, площадях, площадям, семьи, семья, храмина, гробами, приют, семействе, очага, пристанищем, площадей, здания, здании, площадью, зданием, очаги, хижины, семьями, предприятий, крова, синагогах, синагогу, синагоге, синагоги, синагог, обителей, синагогам, синагога, храмине, храмину, хижина, хижине.

Быт 12 : 15
увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
Быт 12 : 17
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
Быт 19 : 2
и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
Быт 19 : 3
Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
Быт 19 : 4
Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом
Быт 19 : 10
Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли;
Быт 19 : 11
а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.
Быт 24 : 31
и сказал [ему]: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов.
Быт 24 : 38
а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь [оттуда] жену сыну моему.
Быт 28 : 2
встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;
Быт 28 : 17
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
Быт 28 : 21
и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, --
Быт 29 : 13
Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану всё сие.
Быт 33 : 17
А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф.
Быт 34 : 30
И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для [всех] жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой.
Быт 39 : 5
И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле [его].
Быт 39 : 11
случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;
Быт 39 : 16
И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.
Быт 40 : 3
и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф.
Быт 41 : 10
фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей;