Учение первых христиан иудеи называли «Назорейской ересью» (Деян 24:5). Слово «Е.» греческое хайресис; Деян 24:14; Деян 28 — в Синодальном переводе — «учение») не имело негативного оттенка, оно означало религ. партию, школу или группу (ср. Деян 5:17; Деян 15:5; Деян 26 — в Синодальном переводе — «учение»). Ср. → Фарисеи → Саддукеи.
Толковый словарь Даля : ересь
ЕРЕСЬ ж. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие, благословенная церковь); расколом, все вообще толки поповщины и беспоповщины, непризнающие церковной иерархии со времен патриарха Никона, по поводу исправления книг; ересью, уродливые толки, более или менее отвергающие сущность христианского ученья, как: духоборцев, молокан, хлыстов, скопцов, суботников и пр. Ересь да ощера несогласно живут. Ересеначальник, ересиарх м. основавший ересь или чтимый последователями за старшину. Ересеначальный, к нему, либо к началу ереси относящийся. Ересеучитель, ересенаставник м. распространяющий ересь. Ересепоборник м. ратующий за ересь. Ересник или еретик м. ересница, еретица или еретичка ж. вероотступник, -ница, раскольник, отщепенец, принявший ересь. | Еретик или еретник севр. вост. бранно, колдун, нечестивец, вредный знахарь, портящий людей, насылающий порчу. | пск. всякий гад, змея, лягушка. Бойся клеветника, как злого еретика. Еретиться, ереститься. Еретический, еретичный, к ереси и еретикам относящ. Еретичество ср. ересь в действии, в приложении, отступничество, отщепенство. Еретичествовать, быть еретиком или отступать в чем-либо от основных догматов веры.
Слово Ересь найдено в следующих
словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Словарь Вихлицкого :
(Греч. отделение) (Деян 5:17; Деян 15:5; Деян 24:5, Деян 24:14; 2Пет 2:1; Гал 5:20) — ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь — не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян 5:17; Деян 23:8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян 24:5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян 15:5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (Откр 2:6, Откр 2:14, Откр 2:15, Откр 2:20), которых придерживались некоторые верующие в Пергам-ской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями.
В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства) — протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись ересью только для папства. см. гностики, манихеи, ариане, донатисты, несториане, монофизиты, павликиане, иконоборцы, богомилы, катары, вальденсы, альбигойцы.
Начиная с 13 в. ересей больше не было, так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже — иезуитам).
Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии — в 1820 г., в Испании — в 1834 г. и в папской области — в 1859 г.
В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение стригольников (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и нестяжатели, протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой воздвиг новое учение, в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу.
В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошел раскол и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.
Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в. (см. церковь)
В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства) — протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись ересью только для папства. см. гностики, манихеи, ариане, донатисты, несториане, монофизиты, павликиане, иконоборцы, богомилы, катары, вальденсы, альбигойцы.
Начиная с 13 в. ересей больше не было, так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже — иезуитам).
Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии — в 1820 г., в Испании — в 1834 г. и в папской области — в 1859 г.
В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение стригольников (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и нестяжатели, протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой воздвиг новое учение, в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу.
В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошел раскол и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.
Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в. (см. церковь)
Словарь Никифорова :
(От греч. слова αιρεσεως отделение, разделение, секта; Деян 5:17, 2Пет 2:1, Тит 3:10) — по учению Православной церкви состоит в том, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине: таково например было ложное учение Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием, Македония, мыслившего нечестиво о Св. Духе, Нестория, Симона волхва почитаемого вообще патриархом Гностиков, иконоборцев, монофезитов и многих других еретиков. Впрочем слово ересь вообще имеет обширное значение, но всегда почти принимается в дурном смысле, именно: оно означает религиозные партии между Иудеями, как например фарисеев и саддукеев (Деян 5:17, Деян 15:5, Деян 26:5), то различные религиозные партии в Христианском обществе (1Кор 11:19, Гал 5:20), то ереси в собственном смысле, т.е. произвольные извращения христианской истины (2Пет 2:1), Известнейшие ереси в Русской церкви были следующие: Богомилов (в Х веке). Волхвов (в XII веке), Стриголъников (в XIII веке), Жидовствующих (в XV веке), Бакшина и Косого (в XVI веке). Старообрядчество и Раскол с его различными ветвями (в XVII в.), Тверитинова ересь. Бегунов, Хлыстов и др. (XVIII в.), Скопцов, Молокан, Штундистов, Пашковцев и др. (XVIII, XIX в.).