Загрузка

Толковый словарь Даля : геенна

ГЕЕННА, геена ж. ад, преисподняя, тьма кромешная, тартарь. Гееновый, геенский, аду принадлежащий или свойственный.
Слово Геенна найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Геенна (Γεέννα, Γέεννα; Gehenna; Гее́нна): Мф.5:22, 29, 10:27, 18:9, 23:15, 33. Mк.9:43–47. Лк.12:5. Иак.3:6. – Греческое слово это образовалось из еврейского גֵּי־הִנֹּם, или полнее: גֵּי בְנֵי הִנֹּם ,גֵּיא בֶן־הִנֹּם, что значит долина Еннома, или долина сынов Енномовых. Долина эта находилась на западной и юго-восточной стороне Иерусалима. С западной стороны Иерусалима к югу шел узкий, глубокий ров или овраг, посредством которого пруды Гионские на юго-востоке соединялись с потоком Кедрон. Ров или овраг тот на западной стороне назывался долиной Рафаимской или долиной Гигантов, а юго-восточная часть его – долиной Енномовой, о которой нередко упоминается в Св. Писании (см. напр. Нав.15:8, 18:16. 4Цар.23:10. 2Пар.28:3, 33:6. Ис.30:3133. Иер.7:32, 19:2, 6, 32:35. Неем.11:30). Долина эта, богатая орошением и растительностью (сн. Ис.17:5), изобиловала рощами и садами и представляла самую приятную и увеселительную местность. Но во времена отступления израильтян от Бога, особенно во времена Ахаза и Манассии (2Пар.28:1–4, 33:1–9) здесь совершалось отвратительное служение идолу Молоха (сн. Молох). Служение это состояло в принесении в жертву сему идолу детей. Сами родители должны были приносить обреченных ему детей своих, и без малейшего выражения горести класть их на раскаленные руки идола, откуда сгораемое дитя падало в пылающий снизу огонь и совершенно сгорало. Чтобы заглушить жалобный вопль сожигаемых детей, установлена была шумная музыка; жрецы трубили в тимпаны и трубы, отчего, по иным, и происходить самое название места сего «Тофет» (от תֹף = труба, тимпан), которое, впрочем, по другим, происходя от תּוּף – выплевывать, извергать, означает место омерзения и отвращения, и еще по другим – от персидского taften гореть = место огня, горения в огне (Fürst 2. 541. Ges. p. 1065). Известно, что царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место (4Цар.28:10, 12, 14), и с этого времени туда свозили всякие нечистоты из города; туда выбрасывали кости человеческие, трупы казненных преступников и павших животных и т. п. Для отвращения зловония там, по уверению некоторых толкователей (сн. Верх. 1. р. 689), постоянно горел огонь (сн. Ис.66:2–4. Мк.9:43–48) и потому место это впоследствии называлось геенной огненной и сделалось страшным и отвратительным для Израиля. Так изображается оно в самом Свящ. Писании. Возвещая Израилю наказание Божие за отступление его от Бога, и предсказывая, что Бог сокрушит его за то и самый Иерусалим предаст разорению и опустошению, пророк, по слову Божию, сравнивает это бедственное, ужасное состояние отверженного народа и города с Тофетом и долиною Енномовой, называя место это местом нечистым, местом ужаса, убийства и погребальным местом убитых. «Вот приходят дни, говорит Господь, пишет Пророк, когда место это не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства. И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на этом месте, и сражу их мечом, – и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным. И сделаю город сей ужасом и посмеянием... и будут хоронить их в Тофете, по недостатку места для погребения... и город сей сделаю подобным Тофету. И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми» (Иер.19:6–8, 11–13. сн. Иер.7:32). В последствии времени страшное это имя сделалось символом вечных мучений и его стали употреблять для изображения мучений грешников по смерти. Так постоянно слово «Геенна» употребляется в Новом Завете. Слово это иногда поставляется здесь одно, а иногда с присовокуплением «огненная», или «огонь неугасимый, где червь не умирает и огонь не угасает», чем изображается, с одной стороны, ужас мучений грешников, а с другой – их вечность и нескончаемость (См. выше указанные места: Mф.5:22, 29–30, 10:28, 18:9, 28:15, 33. Мк.9:43–48. Лук.12:5. Ин.3:6). Fürst 1. p. 256. 2. p. 541. Ар. Мих. Толк. Ев. Мф. 1870 г. стр. 81. Zell. 1. p. 605. Herz. IV. p. 710.

Словарь Вихлицкого :
(Мф 5:22, Мф 5:29, Мф 5:30; Мф 10:28; Мф 18:9; Мф 23:15; Мк 9:43, Мк 9:45, Мк 9:47; Лк 12:5; Иак 3:6) — греческое название долины сынов Енномовых (по-еврейски Ге-Хинном), протянувшейся с южной стороны Иерусалима, в которой на месте, называемом Тофет, при царях Ахазе и Манассии сожигались в жертву Молоху дети (2Пар 28:3; 2Пар 33:6; Пс 105:37-38). Царь Иосия, уничтожая идолопоклонство, осквернил это место (4Цар 23:10), сделал его свалкой, на которой, как говорит предание, всегда горел огонь. В устах Господа это слово употребляется как символ мучения осужденных, адского огня (ср. Мф 18:8; Лк 16:14). (см. ад)
Словарь Никифорова :
(С Евр долина Гинном) — название глубокого и узкого оврага на южной стороне Иерусалима, в котором, при Ахазе, идолопоклонствующие Иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха, при игре на музыкальных инструментах, с тем чтобы заглушить их жалобные вопли (см. Тофет; 2Пар 28:3, Иер 7:31). Царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место — в него стали выбрасывать городские нечистоты, кости человеческие, трупы казненных преступников и павших животных. Для уничтожения зловония и предохранения города от заразы, в этой долине постоянно горел огонь (Ис 66:24, Мк 9:43-48), и потому это место впоследствии называлось геенною огненною, и стало местом ужаса и отвращения для Израильтян. В позднейшее время этот овраг сделался символом вечного мучения, где червь не умирает и огонь не угасает (Мк 9:44). В этом смысле слово геенна употребляется постоянно Господом или одно, или с прибавлением: огненная (Мф 5:29-30, Мф 10:28, Мк 9:43-45, Лк 12:6. Мф 5:22, Мф 18:9, Мк 9:47, Иак 3:6).