Загрузка

Толковый словарь Даля : манна

МАННА ж. церк. чудесная пища, которую, в продолжение 40 лет, Бог посылал ежедневно израильтянам в пустыне. | Сахаристый, сгущенный сок ясени итальянской (круглолистной), Phraxinus roiundifolia. | - бухарская, такой же сгущенный сок винограда. | Собираемое в южной России (размахами сита по росистой траве) семя травы манник, Glyceria fluitans, манная крупа, манна травяная, из которой варят кашу. | Манна, или манная крупа, размолотая в крупу пшеница. | Манник, растен. Рhestuca ovina, волосянка, тонконог, типчак, типец, щетка. Манный, манновый, к манне относящ. Манная каша, сваренная из манны, травяной, либо пшеничной (манный от мана, безумный, см. манить). Манный вкус, сладковатый и нежный, мягкий; манность в чае, мягкость, бархатность, нежность, отсутствие всякой терпкости. Маннастый вкус, запах, то же, калужск. тонкий и нежный.
Слово Манна найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Среди израильтян, когда они, выступив из Елима, достигли пустыни Син, начался ропот. Тогда Господь пообещал им: «Вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исх 16:4; ср. Втор 8:3; Неем 9:15). Появление «хлеба небесного», или «хлеба ангельского» (Пс 77:23–25; ср. Ин 6:31) было возвещено Моисеем (Исх 16:8) и все же оказалось неожиданным (Исх 16:14). Израильтяне питались М. во все время странствования по пустыне (Исх 16:35; Нав 5:10–12). Она выпадала там, где народ располагался станом, и каждому доставался гомор (сосуд, мера объема) М. (Исх 16:16); в субботу М. не выпадала, поэтому в пятницу ее собирали в два раза больше, чем обычно (Исх 16:29); на солнце М. таяла, однако ее можно было печь и варить (Исх 16:21,23; Чис 11:8). Это были мелкие круглые и твердые зерна (Исх 16:14; Чис 11:8), формой и размерами походившие на семя → кориандра, белизной же — смолу → бдолах. Вкусом М. напоминала лепешку с медом или елеем (Чис 11:7,8; Исх 16:31). Название «Манна» связано с вопросом израильтян: «Ман гу?» — «Что это?» (Исх 16:15).

Некоторые исследователи пытались найти естественнонаучное объяснение появления М. Они указывали на мелкие затвердевшие капли на кустарнике тамариска, который растет на Синайском полуо-ве. Из проколов, которые делают на тамариске мелкие насекомые (Coccus mannibarus), выделяется сладкий сок. Однако эта т.наз. «синайская манна» существенно отличается от библ. как по своим свойствам, так и по происхождению (ср. «хлеб небесный», Пс 77:24–25). Невозможно однозначно сказать, о каком именно веществе идет речь в Библии, и вопрос о «естественном» или же «сверхъестественном» происхождении М. остается не решенным. Чудо заключается в том, что Господь мог и в пустыне давать Своему изголодавшемуся народу пропитание, что Он постоянно и совершал.

Словарь собственных имен :

Манна (מָן, что? מָן הוּא – что это такое?; Μάννα; V. Man, Manna; Ма́нна; L: Man): Исх.16:15, 31. Чис.11:6 и дал. Втор.8:3. Пс.77:24, 104:40. Неем.9:20. Ин.6:31. Евр.9:4. – Имеет название свое от еврейского ман (что); потому что, когда евреи в первый раз увидели ее сходящею с неба в роде чего-то мелкого, снеговидного, то говорили друг к другу: манн-гу (что это такое), потому что не знали, что это. И от этого она и названа Манна. Моисей же сказал им тогда: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх.16:15, 31). Нельзя разуметь здесь ни одного из всех известных родов манны натуральной. Видов манны много. Известная манная крупа выделывается из маленьких, блестящих, бурых зерен растения, из семейства злаков, манника обыкновенного (Glyceria fluitans); встречается в болотах, прудах и канавах; обработка ее преимущественно производится в Силезии и Польше. Есть манна – клейкий, слизисто-сладкий сок цветистого ясеня (Fraxinus ornus), дерева, дико растущего в южной Европе, особенно в Калабрии и Сицилии. Сок этот вытекает из надрезов, сделанных на стволе в июле, августе и сентябре, и на воздухе твердеет. Манна эта есть беловатая или желтоватая, несколько прозрачная, хрупкая, иногда кристаллическая, редко совершенно сухая, но большей частью несколько клейкая масса медового запаха и почти противного сладкого вкуса. Собирание ее происходит в наиболее жаркие месяцы, потому что в прохладную, сырую погоду вытекает сока очень немного. Употребляется в медицине, как легкое слабительное; также прибавляется ко многим лекарствам, особенно детским. Ныне, на востоке, собирают манну, или вещество несколько похожее на нее, с разных растений и дерев. Из всех этих видов манны, и по месту происхождение своего, и но вкусу и виду, совершенно отлична Манна Тамариксовая (Tamarix mannifera); она собирается в незначительном количестве, имеет особенные свойства и употребляется не столько в пищу, сколько как лекарство. Выписываем здесь из «Обозрение растений упомин. в Св. П. Прот. Д. Разум.» следующие подробности о ней. «Манноносный тамарикс – очень обыкновенный кустарник во всей малой Азии, а также в Египте, где его называют тарфа, и разводят около жилищ для тени. В особенном обилии этот хвойный кустарник растет по долинам, равнинам и пустыням Синайского полуострова. Здесь тарфы инде кустятся отдельными кружками, инде сгущены и образуют лесную чащу, или тенистый сад, а инде между чащей тарф находятся поляны, и сами тарфы извиваются, как искусственные аллеи в саду. Но в самой Палестине, за исключением побережья Мертвого моря, нигде нет манноносных тамариксов. Главный ствол манноносного тамарикса – коричневого или багряного цвета, и высится прямо; от главного ствола круто откидываются в стороны побочные ветви, имеющие такой же цвет, как и у главного ствола. Нижние ветви стелются по земле. Из всех боковых ветвей торчат вверх молодые побеги. Тень высоких тарф удобно защищает путника от палящого солнца Аравии: она густа, потому что ствол и ветви тарф густо покрыты игольчатой хвоей. Эта хвоя часто осыпается и образует довольно плотную настилку при корнях тарф. Верхушки и молодые побеги тарф мягки; верблюды нередко питаются ими. Но ствол и ветви тарф крепки и тверды; нынешние бедуины делают из них палки. Тарфы особенно замечательны тем, что доставляют манну, сахаристое, белое, густое и клейкое вещество, которое имеет свойственный ему одному приятный запах. Манна показывается только в июне и июле месяцах (редко в мае), на багряных ветвях, а не на листьях и не на цветках тарф. Явлению манны особенно способствует небольшое насекомое червец (caecus manniferus), одаренное жалом. Червец, как пчела, прокалывает верхнюю кору молодых, чрезвычайно нежных ветвей тамарикса. Сделанная так. обр., незаметная для глаз, ранка, после дождя, расширяется и начинает сочиться. Под ранкой мало-помалу образуется капля, похожая первоначально на каплю росы. Эти капли, вначале жидкие, от действие на них воздуха и ночного холода, постепенно густеют и становятся твердыми белыми крупинками, из которых иные кругловаты, иные многоугольны и плоски. Такие капли и называются собственно синайскою манною... На тарфовой ветке, длиной от одного до двух вершков, выступает обыкновенно от 15 до 20 капель, а на целом тамариксовом дереве средней величины до 80,000 капель, так что небольшой лесок тарф, при подошве Синая, может доставить миллионы манновых капель в год. Манновые капли остаются на ветвях тарф в твердом виде только во время ночи. С восходом южного солнца, от зноя палящих лучей его, манновые крупинки начинают таять и падают слезками на песок и хвою, лежащие у корней тарф. Сбор Синайской манны обыкновенно начинается с июня (редко в мае) и производится беспрерывно в течении шести или восьми недель в году. Местные бедуины и также приписные к Синайскому монастырю крепостные, ночью или задолго до восхода солнца, приходят в лесок тарф, расстилают под ними полотна и ссыпают в них твердые крупинки манны; потом перекладывают эти крупинки в жестяные коробочки, которые в продолжение целого грда хранятся в погребах. Нередко также эти коробочки наполняются манновыми крупинками прямо с тарфовых веток. Собранная так. образ манна считается лучшей; потому что добывается всегда в самом чистом виде. Худшим сортом манны почитается тот, который добывается с разного сора, лежащего при корнях тарф и облепленного частицами растопившейся манны... Большую часть собранного урожая бедуины доставляют в Синайский монастырь св. Екатерины. Количество собираемой манны не всегда одинаково. В сухие годы, когда червец появляется в малом количестве, сбор бывает не очень велик; напротив, в дождливые и пасмурные года он значительно увеличивается. Торговля манной незначительна, потому что большая часть ежегодного сбора потребляется самими собирателями. Бедуины едят манну вместо меда или варенья с пресным хлебом, который пекут тонкими лепешками. В Синайском монастыре манна подается почетным гостям после обеда. Гостеприимные монахи раздают также манну в коробочках странникам и посетителям. Она представляет беловатую мягкую манну, которая, при опрокидывании коробочки, вытекает из нее тягучею жидкостью». Обо всех сказанных нами доселе, и о разных других подобных видах естественной манны, мы должны заметить здесь, что ни один из них не может быть отождествляем с манной израильской, которой Бог чудесно питал народ свой во время сорокалетнего странствований его по пустыне. История израильской манны подробно изложена в св. кн. Исход и Чис. Она каждое утро, кроме субботы, сходила с неба, как роса, и покрывала землю в виде мелкого града, но, будучи согрета солнцем, растаивала. В первые пять дней недели собиралась она в количестве, соразмерном ежедневному употреблению, ни больше, ни меньше; ибо всякой избыток портился. При лучах солнечных манна таяла, а в субботу, как день священный, вовсе не падала; и потому каждый израильтянин должен был брать накануне субботы двойную меру, и в субботу она оставалась невредимой. Нельзя утверждать, что вкус манны имел в себе такое разнообразие, по которому всегда соответствовал желанию благочестивых, и никогда не нравился нечестивым. Моисей уподобляет его вкусу муки, смешанной с медом или елеем; впрочем, она была способна к составлению разных снедей (Исх.16:15–36. Чис.11:6–9. Втор.8:3. Пс.77:23–25. Сн. Библ, ист. м. Филар). Из сказанного видно, что не только разных других родов манны нельзя отождествлять с израильской, но и самой манны тамариксовой, которая по некоторым естественным свойствам своим несколько приближается к израильской. Израильская манна имела такой же наружный вид, какой имеет синайская – тамариксовая; ее также собирали рано поутру, как и тамариксовую; вкус израильской манны также походил на вкус нынешней – тамариксовой; и израильская манна могла сохраняться долго, как показывает манна, сохранявшаяся в златой стамне в ковчеге (Исх.16:32–34), как и тамариксовая. Но при всем зтом и эта манна отнюдь не может быть признана за израильскую. 1., Израильская с неба сходила по утрам вместе с утренней росой и в виде мелкого града покрывала землю, а синайская или тамариксовая есть род смолы, выступавшей и капавшей на землю с ветвей известного дерева или кустарника; – 2., та сходила во все времена года и в самых бесплодных странах, а эта – только в мае или июне, или июне и июле; 3., та падала 6-ть дней в неделе, а в субботу не падала, и с другой стороны – оставленная на субботу – не портилась, тогда как оставленная на другой какой-либо день, кроме субботы, пропадала, а эта может держаться долго; – 4., тамариксовая манна, по химическом разложении, не содержит никакого мучного вещества, а – чистый сахарный сок и крупинки ее подобны плотностью сгустившемуся мягкому воску, тогда как крупинки израильской манны были так крепки, что их мололи на мельницах, или надобно было разбивать в ступках, и так много содержали в себе мучного вещества, что можно было из них печь пирожное, как пряники и заменять ими обыкновенный хлеб (Чис.11:8); – 5., тамариксовой манны набирается так мало, что арабы только в виде лакомства позволяют себе намазывать ею хлеб свой; и если предположить даже, что в прежнее время тамарикса гораздо больше росло на полуострове, все же и тогда его производительность надобно представлять себе крайне великою, чтобы его продуктов доставало каждый день более чем на два миллиона людей (ибо в еврейском стане было 600,000 мужей, кроме жен, детей и пришельцев); из коих на каждого собиралось по гомору ежедневно. Надобно при этом принять в соображение, что тамарикс производит свою смолу только два месяца в году, а израильтяне питались манною круглый год в течение всего сорокалетнего своего странствования. – 6., Наконец, израильская манна неизвестна была ни странствующим евреям, ни их предкам (Втор.8:8); она называется небесным, ангельским хлебом (Пс.77:24–25), духовной пищей (1Кор.10:3) и потому, как чудесная пища, по повелению Божию, сохранялась в скинии в золотом сосуде, пред ковчегом Завета, в память потомству, и была прообразом того духовного, таинственного, небесного хлеба, который Господь преподал нам для вечной жизни (Ин.6:31–35, 48–58. 1Кор.10:3–4). См. Биб. ист. м. Филар. Хр. Чт. 1868 г. Сент. стр. 403–405. Разум. Обозр. раст. Св. Пис. 1871 г. стр. 70–78. Keil и Del. на Исх. р. 433–439. Zell. 2. р. 86–88. Herz. VIII. р. 794–795.

Словарь Геце :

Чудесная пища, посланная Израилю в пустыне. Исх 16:4, 15. Неем 9:15.

Божья манна. Неем 9:20.

Хлеб с небес. Пс 104:40.

Хлеб небесный. Исх 16:4. Ин 6:31.

Пища ангельская. Пс 77:25.

Духовная пища. 1Кор 10:3.

Неизвестная дотоле. Втор 8:3, 16.

Похожа на семя кориандра. Исх 16:31. Чис 11:7.

Белая. Исх 16:31.

Видом как бдолах. Чис 11:7.

Вкусом как лепешка с медом. Исх 16:31.

Вкусом как лепешка с елеем. Чис 11:8.

Как иней на земле. Исх 16:14.

Падала на вечерней росе. Чис 11:9.

В субботу ее не было. Ис 16:26−27.

Собирали ежедневно. Исх 16:21.

На каждое лицо по омеру. Исх 16:16.

Двойное количество собирали в шестой день. Исх 16:5, Исх 16:22−26.

Кто собирал мало, не имел недостатка. Исх 16:18.

Таяла при появлении солнца. Исх 16:21.

Явилась:

После жалоб Израиля на отсутствие хлеба. Исх 16:2−3.

В ответ на молитвы. Пс 104:40.

Чрез посредничество Моисея. Ин 6:31−32.

Чтобы показать славу Божию. Исх 16:7.

Как знак избрания Моисея Богом. Ин 6:30−31.

В течение сорока лет. Неем 9:21.

Для испытания послушания. Исх 16:4.

Показать, что человек жив не одним хлебом. Втор 8:3. Мф 4:4.

Ради смирения и испытания Израиля. Втор 8:16.

Портилась при хранении долее суток. Исх 16:19−20.

Израильтяне:

Сперва собирали с жадностью. Исх 16:17.

Мололи и пекли лепешки. Чис 11:8.

Считали хуже пищи Египетской. Чис 11:4−6.

Чувствовали отвращение. Чис 21:5.

Наказаны за пренебрежение ею. Чис 11:10−20, Чис 21:6.

Прекратилась со вступлением Израиля в Ханаан. Исх 16:35; Нав 5:12.

В переносном смысле:

Об Иисусе Христе. Ин 6:32−35.

О благословении святых. Откр 2:17.

Сосуд с манной хранился в святилище в воспоминание. Исх 16:32−34. Евр 9:4.

Словарь Вихлицкого :
(Исх 16:31-33, Исх 16:35; Чис 11:6, Чис 11:7, Чис 11:9; Втор 8:3; Нав 5:12; Неем 9:20; Пс 77:24; Ин 6:31, Ин 6:49, Ин 6:58; Евр 9:4; Откр 2:17) — небесный хлеб, который Бог давал Своему народу во время его странствования по пустыне, хотя израильтяне пользовались также и другой пищей (Втор 2:6, Втор 2:28; Нав 1:11). Манна выпадала каждый день (кроме субботы) в течение 40 лет, напоминала зерна, которые можно было варить или молоть и делать лепешки, и была очень вкусной. Истинно верующим и верным Господь дает Свою сокровенную манну (Откр 2:17).
Словарь Никифорова :
(От Еврейского слова, выражающего удивление — man-lu — что это такое? Исх 16:15-31, Ин 6:31, Евр 9:4). Когда сыны Израилевы в первый раз увидали (манну), то говорили друг другу: что это? И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх 16:15). Манна была питательное вещество, чудесно ниспосланное Богом с неба сынам Израилевым, во время их странствования по пустыне Аравийской, взамен хлеба, которого они не могли достать во время своего долгого пути. Она называется хлебом, падавшим с неба в виде дождя (Исх 16:4). «И когда роса сходила на стан ночью, говорится об этой чудесной пище в кн. Числ, тогда сходила на него манна (Чис 11:3). И когда роса поднялась, говорится в другой свящ. книге, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, как иней на земле» (Исх 16:14). Видом она походила на кориандровое семя, была белая, вкусом же как лепешка с медом (ст. 31). Собирали ее рано по утру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, она таяла (ст. 27). Народ ходил и собирал ее и молол в жерновах или толок в ступе, варил в котле и делал из нее лепешки (Чис 11:7). Если ее оставляли до утра, то в ней заводились черви и она начинала смердеть (Исх 16:20). Накануне субботнего дня манну собирали в двойном количестве, потому что в субботу она не выпадала (ст. 23). Эта чудесная пища ниспосылалась с неба ежедневно в течении 40 лет 3-4 миллионам Еврейского народа (Втор 29:5-6). Падение манны с неба прекратилось, когда сыны Израилевы стояли станом в Галгале, на другой день после празднования ими первой Пасхи в земле Обетованной (Нав 5:10-12). Чтобы увековечить означенное, столь долго продолжавшееся чудо, Моисей поручил Аарону взять один золотой сосуд и положить в него полный гомор манны для хранения и поместить оный перед Ковчегом или в самом Ковчеге, дабы последующие роды могли лично видеть тот чудесный хлеб, которым Господь питал Евреев в пустыне во время их долговременного и опасного странствования из Египта в землю Ханаанскую (Исх 16:33). Питательное вещество, известное в настоящее время под названием манны, названо так от предполагаемого сходства оной с манною Израильтян. Но манна Израильская была существенно отлична от обыкновенной настоящей манны многими особенностями. Настоящую манну нельзя найти в пустыне, она добывается только весною, не тает на солнце, не зарождает в себе червей и не портится, если хранить ее даже в течении нескольких дней; ее нельзя молоть или толочь в ступе, как манну Израильтян. Израильтяне никогда не видали ее прежде, и после прекращения выпадения оной с неба, в последний раз в Галгале, она уже никогда более не выпадала (ср. Втор 8:3-16, Исх 16:15-32). Настоящая манна собирается с тамариксового кустарника или тарфы, преимущественно на Синайском полуострове. В июне месяце она падает каплями в обилии из хвои тамариска на ветви, листья и шипы, которые постоянно падают и покрывают землю под означенным кустарником; манну собирают до солнечного восхода, когда она сгущается. Арабы тщательно очищают листья, грязь и другие нечистоты, пристающие к ней, варят ее, процеживают сквозь чистую тонкую ткань и кладут в кожаные мешки. Таким образом манна хорошо сохраняется даже до будущего года и Бедуины употребляют ее в пищу, как мед, мажут ею свои пресные лепешки или обмакивают свой хлеб в сладкий раствор манны. Значительная часть манны доставляется в Синайский монастырь св. Екатерины. В Псалтири манна называется хлебом небесным, хлебом ангельским (Пс 77:24-25), очевидно потому, что она ниспадала с неба чудесным образом. Выражение в кн. Апокалипсис: сокровенная манна — иносказательно указывает на ту защиту и покров, которые Господь оказывает каждому истинно верующему в Него. Но главнее всего, манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии (Ин 6:31-58).
Словарь Нюстрема :
евр. ман ху, то-есть, что это? (Исх 16:15, Исх 16:31) — название, данное израильтянами тому небесному хлебу (Неем 9:15, Неем 9:20), которым Бог кормил их во время 40-летнего странствования по пустыне. Это были маленькие круглые зерна, подобные кориандровому семени, видом как бдолах, как роса, которая падала и лежала каждое утро около стана; ее должно было собирать рано, пока она не растаяла от солнца. Манна не падала в день субботний; потому в пятницу ее нужно было собирать в двойном количестве. Из нее или пекли хлебы или просто ее варили. Ее вкус напоминал печенье с маслом и медом; долго она не сохранялась (Исх 16:14, Чис 11:7, Втор 29:6. Срав. Пс 77.23 и дал.). Каждому следовало собирать «по гомеру на человека» (Исх 16:16 2Кор 8.15). По Исх 16:35 и Нав 5:12 манна перестала падать только тогда, когда израильтяне вошли в Ханаан; все-таки из Втор 2:6, Втор 2:28 и Нав 1:11 видно, что израильтяне и раньше, во время прохождения через области Едома и Моава покупали себе пищу у жителей этих стран.

На Синайском полуострове растет кустарник Тамарикс маннифера, арабск. Эль Тарфа, который на местах уколов, сделанных маленьким насекомым (Coccus marmibarus), выпускает красновато-желтый сок, который вытекает особенно обильно в июне и вкусом напоминает мед. Арабы назвали его манной. Некоторые сравнивали этот сок с упоминаемой в Библии манной, хотя его невозможно ни молоть, ни печь, ни даже варить, что делали с библейской манной.

В воспоминание питания манной в пустыне впоследствии сохранили гомер манны в святилище в сосуде (Исх 16:32), который в Евр 9:4 назван золотым сосудом. Манна являлась прекрасным прообразом небесного хлеба (Ин 6:1), Иисуса Христа, Который дает побеждающим сокровенную манну (Откр 2:17).

Слово манна в симфонии
В Библии слово "манна" упоминается в 5 стихах.
Другие формы слова : манна, манною, манны, манну.

Исх 16 : 31
И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.
Чис 11 : 6
а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.
Чис 11 : 7
Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;
Чис 11 : 9
И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна.
Нав 5 : 12
а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.