Манна (מָן, что? מָן הוּא – что это такое?; Μάννα; V. Man, Manna; Ма́нна; L: Man): Исх.16:15, 31. Чис.11:6 и дал. Втор.8:3. Пс.77:24, 104:40. Неем.9:20. Ин.6:31. Евр.9:4. – Имеет название свое от еврейского ман (что); потому что, когда евреи в первый раз увидели ее сходящею с неба в роде чего-то мелкого, снеговидного, то говорили друг к другу: манн-гу (что это такое), потому что не знали, что это. И от этого она и названа Манна. Моисей же сказал им тогда: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх.16:15, 31). Нельзя разуметь здесь ни одного из всех известных родов манны натуральной. Видов манны много. Известная манная крупа выделывается из маленьких, блестящих, бурых зерен растения, из семейства злаков, манника обыкновенного (Glyceria fluitans); встречается в болотах, прудах и канавах; обработка ее преимущественно производится в Силезии и Польше. Есть манна – клейкий, слизисто-сладкий сок цветистого ясеня (Fraxinus ornus), дерева, дико растущего в южной Европе, особенно в Калабрии и Сицилии. Сок этот вытекает из надрезов, сделанных на стволе в июле, августе и сентябре, и на воздухе твердеет. Манна эта есть беловатая или желтоватая, несколько прозрачная, хрупкая, иногда кристаллическая, редко совершенно сухая, но большей частью несколько клейкая масса медового запаха и почти противного сладкого вкуса. Собирание ее происходит в наиболее жаркие месяцы, потому что в прохладную, сырую погоду вытекает сока очень немного. Употребляется в медицине, как легкое слабительное; также прибавляется ко многим лекарствам, особенно детским. Ныне, на востоке, собирают манну, или вещество несколько похожее на нее, с разных растений и дерев. Из всех этих видов манны, и по месту происхождение своего, и но вкусу и виду, совершенно отлична Манна Тамариксовая (Tamarix mannifera); она собирается в незначительном количестве, имеет особенные свойства и употребляется не столько в пищу, сколько как лекарство. Выписываем здесь из «Обозрение растений упомин. в Св. П. Прот. Д. Разум.» следующие подробности о ней. «Манноносный тамарикс – очень обыкновенный кустарник во всей малой Азии, а также в Египте, где его называют тарфа, и разводят около жилищ для тени. В особенном обилии этот хвойный кустарник растет по долинам, равнинам и пустыням Синайского полуострова. Здесь тарфы инде кустятся отдельными кружками, инде сгущены и образуют лесную чащу, или тенистый сад, а инде между чащей тарф находятся поляны, и сами тарфы извиваются, как искусственные аллеи в саду. Но в самой Палестине, за исключением побережья Мертвого моря, нигде нет манноносных тамариксов. Главный ствол манноносного тамарикса – коричневого или багряного цвета, и высится прямо; от главного ствола круто откидываются в стороны побочные ветви, имеющие такой же цвет, как и у главного ствола. Нижние ветви стелются по земле. Из всех боковых ветвей торчат вверх молодые побеги. Тень высоких тарф удобно защищает путника от палящого солнца Аравии: она густа, потому что ствол и ветви тарф густо покрыты игольчатой хвоей. Эта хвоя часто осыпается и образует довольно плотную настилку при корнях тарф. Верхушки и молодые побеги тарф мягки; верблюды нередко питаются ими. Но ствол и ветви тарф крепки и тверды; нынешние бедуины делают из них палки. Тарфы особенно замечательны тем, что доставляют манну, сахаристое, белое, густое и клейкое вещество, которое имеет свойственный ему одному приятный запах. Манна показывается только в июне и июле месяцах (редко в мае), на багряных ветвях, а не на листьях и не на цветках тарф. Явлению манны особенно способствует небольшое насекомое червец (caecus manniferus), одаренное жалом. Червец, как пчела, прокалывает верхнюю кору молодых, чрезвычайно нежных ветвей тамарикса. Сделанная так. обр., незаметная для глаз, ранка, после дождя, расширяется и начинает сочиться. Под ранкой мало-помалу образуется капля, похожая первоначально на каплю росы. Эти капли, вначале жидкие, от действие на них воздуха и ночного холода, постепенно густеют и становятся твердыми белыми крупинками, из которых иные кругловаты, иные многоугольны и плоски. Такие капли и называются собственно синайскою манною... На тарфовой ветке, длиной от одного до двух вершков, выступает обыкновенно от 15 до 20 капель, а на целом тамариксовом дереве средней величины до 80,000 капель, так что небольшой лесок тарф, при подошве Синая, может доставить миллионы манновых капель в год. Манновые капли остаются на ветвях тарф в твердом виде только во время ночи. С восходом южного солнца, от зноя палящих лучей его, манновые крупинки начинают таять и падают слезками на песок и хвою, лежащие у корней тарф. Сбор Синайской манны обыкновенно начинается с июня (редко в мае) и производится беспрерывно в течении шести или восьми недель в году. Местные бедуины и также приписные к Синайскому монастырю крепостные, ночью или задолго до восхода солнца, приходят в лесок тарф, расстилают под ними полотна и ссыпают в них твердые крупинки манны; потом перекладывают эти крупинки в жестяные коробочки, которые в продолжение целого грда хранятся в погребах. Нередко также эти коробочки наполняются манновыми крупинками прямо с тарфовых веток. Собранная так. образ манна считается лучшей; потому что добывается всегда в самом чистом виде. Худшим сортом манны почитается тот, который добывается с разного сора, лежащего при корнях тарф и облепленного частицами растопившейся манны... Большую часть собранного урожая бедуины доставляют в Синайский монастырь св. Екатерины. Количество собираемой манны не всегда одинаково. В сухие годы, когда червец появляется в малом количестве, сбор бывает не очень велик; напротив, в дождливые и пасмурные года он значительно увеличивается. Торговля манной незначительна, потому что большая часть ежегодного сбора потребляется самими собирателями. Бедуины едят манну вместо меда или варенья с пресным хлебом, который пекут тонкими лепешками. В Синайском монастыре манна подается почетным гостям после обеда. Гостеприимные монахи раздают также манну в коробочках странникам и посетителям. Она представляет беловатую мягкую манну, которая, при опрокидывании коробочки, вытекает из нее тягучею жидкостью». Обо всех сказанных нами доселе, и о разных других подобных видах естественной манны, мы должны заметить здесь, что ни один из них не может быть отождествляем с манной израильской, которой Бог чудесно питал народ свой во время сорокалетнего странствований его по пустыне. История израильской манны подробно изложена в св. кн. Исход и Чис. Она каждое утро, кроме субботы, сходила с неба, как роса, и покрывала землю в виде мелкого града, но, будучи согрета солнцем, растаивала. В первые пять дней недели собиралась она в количестве, соразмерном ежедневному употреблению, ни больше, ни меньше; ибо всякой избыток портился. При лучах солнечных манна таяла, а в субботу, как день священный, вовсе не падала; и потому каждый израильтянин должен был брать накануне субботы двойную меру, и в субботу она оставалась невредимой. Нельзя утверждать, что вкус манны имел в себе такое разнообразие, по которому всегда соответствовал желанию благочестивых, и никогда не нравился нечестивым. Моисей уподобляет его вкусу муки, смешанной с медом или елеем; впрочем, она была способна к составлению разных снедей (Исх.16:15–36. Чис.11:6–9. Втор.8:3. Пс.77:23–25. Сн. Библ, ист. м. Филар). Из сказанного видно, что не только разных других родов манны нельзя отождествлять с израильской, но и самой манны тамариксовой, которая по некоторым естественным свойствам своим несколько приближается к израильской. Израильская манна имела такой же наружный вид, какой имеет синайская – тамариксовая; ее также собирали рано поутру, как и тамариксовую; вкус израильской манны также походил на вкус нынешней – тамариксовой; и израильская манна могла сохраняться долго, как показывает манна, сохранявшаяся в златой стамне в ковчеге (Исх.16:32–34), как и тамариксовая. Но при всем зтом и эта манна отнюдь не может быть признана за израильскую. 1., Израильская с неба сходила по утрам вместе с утренней росой и в виде мелкого града покрывала землю, а синайская или тамариксовая есть род смолы, выступавшей и капавшей на землю с ветвей известного дерева или кустарника; – 2., та сходила во все времена года и в самых бесплодных странах, а эта – только в мае или июне, или июне и июле; 3., та падала 6-ть дней в неделе, а в субботу не падала, и с другой стороны – оставленная на субботу – не портилась, тогда как оставленная на другой какой-либо день, кроме субботы, пропадала, а эта может держаться долго; – 4., тамариксовая манна, по химическом разложении, не содержит никакого мучного вещества, а – чистый сахарный сок и крупинки ее подобны плотностью сгустившемуся мягкому воску, тогда как крупинки израильской манны были так крепки, что их мололи на мельницах, или надобно было разбивать в ступках, и так много содержали в себе мучного вещества, что можно было из них печь пирожное, как пряники и заменять ими обыкновенный хлеб (Чис.11:8); – 5., тамариксовой манны набирается так мало, что арабы только в виде лакомства позволяют себе намазывать ею хлеб свой; и если предположить даже, что в прежнее время тамарикса гораздо больше росло на полуострове, все же и тогда его производительность надобно представлять себе крайне великою, чтобы его продуктов доставало каждый день более чем на два миллиона людей (ибо в еврейском стане было 600,000 мужей, кроме жен, детей и пришельцев); из коих на каждого собиралось по гомору ежедневно. Надобно при этом принять в соображение, что тамарикс производит свою смолу только два месяца в году, а израильтяне питались манною круглый год в течение всего сорокалетнего своего странствования. – 6., Наконец, израильская манна неизвестна была ни странствующим евреям, ни их предкам (Втор.8:8); она называется небесным, ангельским хлебом (Пс.77:24–25), духовной пищей (1Кор.10:3) и потому, как чудесная пища, по повелению Божию, сохранялась в скинии в золотом сосуде, пред ковчегом Завета, в память потомству, и была прообразом того духовного, таинственного, небесного хлеба, который Господь преподал нам для вечной жизни (Ин.6:31–35, 48–58. 1Кор.10:3–4). См. Биб. ист. м. Филар. Хр. Чт. 1868 г. Сент. стр. 403–405. Разум. Обозр. раст. Св. Пис. 1871 г. стр. 70–78. Keil и Del. на Исх. р. 433–439. Zell. 2. р. 86–88. Herz. VIII. р. 794–795.