Или Зевс (Деян 14:12) — главное языческое божество древних Греков и Римлян. По мифологии языческой он сын Сатурна или Хроноса и Реи; он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. Он разделил вселенную на три части: Нептуну дал воду, Плутону — подземное царство, а себе небо и землю. Главное его местопребывание — Олимп в Фессалии. Во многих местах ему посвящались храмы, алтари и жертвенники. В Греции в честь его отправлялись знаменитые Олимпийские игры. Царь Сирийский Антиох Епифан, овладев Иерусалимом, чрез одного старца, Афинянина, принуждал Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим и повелел «осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера странноприимного, и храмы наполнились мерзостями языческими, жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами» (2Мак 6:1-6). Жители Ликаонии увидев чудесное исцеление в Листре больного, не владевшего ногами, совершенное ап. Павлом, считали апостолов Варнаву и Павла за богов, сошедших на землю в образе человеческом, и называли Варнаву Зевесом, а Павла Ермием, и так как между Ликаонийцами существовало древнее предание, что их земля была посещена некогда Юпитером и Меркурием, то они появление в Листре означенных апостолов и признали как бы за повторение божеской к ним милости. Жрец идола Зевеса, находившийся перед их городом, привел к воротам волов, и принес венки, чтобы вместе с народом совершить жертвоприношение; но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды, и едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Ермий, или Меркурий, за которого был принят св. апостол в Листре, считался как бы вестником и спутником Юпитера, Зевс, или Юпитер вообще изображается в виде царя, сидящего на престоле, с громовыми стрелами в руках, Священною птицею Юпитера считался орел.
Толковый словарь Даля : юпитер
ЮПИТЕР, в греч. боговщине: Зевс, глава богов; | самая большая планета нашей вселенной, которой год равен нашим двенадцати годам.
Слово Юпитер найдено в следующих
словарях:
Словарь Никифорова :
Словарь Нюстрема :
Римское божество, называвшееся у греков Зевсом, было главным из их многочисленных богов и поэтому часто сравнивается с западно-азиатским божеством Ваалом или Белом. Он считался преимущественно богом ветра, дождя и молнии, «собирающий облака Зевс»; кроме этого, ему давали и другие имена, или в зависимости от места, где ему поклонялись, как, например, олимпийский, капитолийский, или же по различным действиям, которые приписывались ему (дающий дождь, громовержец и т.д.). Антиох Епифан хотел принудить евреев поклоняться олимпийскому Зевсу или Юпитеру (2Мак 6:2); с этой целью жертвенник ему был поставлен на жертвеннике всесожжения, на что имеется указание у пророка Даниила (Дан 9:27) о мерзости запустения, стоящей на святом месте. Спутником Юпитера и его слугою римляне считали вестника богов, Меркурия (у греков он назывался Гермесом), божество красноречия, учености и искусств. Павел с Варнавой были в Листре, то жители Ликаона, пораженные чудом с хромым, стали кричать, что боги сошли к ним, при этом Павла они приняли за Меркурия (Ермий то же, что и Гермес), потому что он начальствовал в слове, а Варнаву за Юпитера (Зевса) (Деян 14:12). С большим трудом удалось апостолам удержать народ от принесения им жертв. В основе почитания Юпитера в Ликаонии лежит древнее народное предание. Однажды Юпитер и Меркурий, путешествуя в человеческом образе по Ликаонии, просили о ночлеге, но везде встречали отказ, пока, наконец, не попали в небольшую хижину, где старая счастливая чета, Филимон и Бавкида, радушно приняли их. Когда старики увидели в чаше вино вместо воды, то очень испугались, поклонились богам и хотели принести им в жертву своего единственного гуся. «Пусть он живет», сказал Юпитер, «вы же посмотрите, как я накажу безбожную область и вознагражу вас». Он возвел их на гору. Оттуда они увидели всю страну под водой; осталась только их хижина, превращенная в храм. (Овидий VIII).