Загрузка

Словарь Геце : жертвенник

Назначен для приношения жертвы. Исх 20:24.

Должен быть сделан из земли, или из нетесанных камней. Исх 20:24, 25. Втор 27:5, 6.

Кирпичный жертвенник не угоден Богу. Ис 65:3.

Иногда естественные скалы. Суд 6:19−21, Суд 13:19, Суд 13:20.

Не должно быть ступеней. Исх 20:26.

Для идолослужения часто на кровлях домов. 4Цар 23:12; Иер 19:13, Иер 32:29.

Идолопоклонники насаждали дубравы около жертвенника Суд 6:30; 3Цар 16:32, 33; 4Цар 21:3.

Израильтяне не должны насаждать дубравы около жертвенника Втор 16:21.

Жертвенник для идолослужения должен быть разрушен. Исх 34:13; Втор 7:5.

Вероятная причина надписей на жертвеннике Втор 27:8.

Упомянуты в Писаниях:

Жертвенник Ноя. Быт 8:20.

Жертвенник Авраама. Быт 12:7, Быт 12:8, Быт 13:18, Быт 22:9.

Жертвенник Исаака. Быт 26:25.

Жертвенник Иакова. Быт 33:20, Быт 35:1, Быт 35:3, Быт 35:7.

Жертвенник Моисея. Исх 17:15, Исх 24:4.

Жертвенник Валаама. Чис 23:1, Чис 23:14, Чис 23:29.

Жертвенник Иисуса Навина. Нав 8:30, Нав 8:31.

Жертвенник в Храме Соломоновом. 2Пар 4:1, 2Пар 4:19.

Жертвенник при втором храме. Езд 3:2 Езд 3:1.

Жертвенник сыновей Рувимовых и друг. Нав 22:10.

Жертвенник Гедеона. Суд 6:26, 27.

Жертвенник Народа Израильского. Суд 21:4.

Жертвенник Самуила. 1Цар 7:17.

Жертвенник Давида. 2Цар 24:21, 25.

Жертвенник Иеровоама в Вефиле. 3Цар 12:33.

Жертвенник Ахаза. 4Цар 16:10−12.

Жертвенник Афинян. Деян 17:23.

Защита чрез жертвенник 3Цар 1:50, 51.

Нет защиты чрез жертвенник для убийц. Исх 21:14; 3Цар 2:28−34.

Слово Жертвенник найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

Словом «Ж.» ВЗ передает (за искл. четырех случаев) значение евр. понятия мизбеах — «место, где совершаются жертвоприношения». Ж. не является типично израил. или библ. явлением, а принадлежит всем религиям и народам средиземноморского бассейна и других регионов. Как освящ. место, где человек приносит божеству свои жертвы, Ж. представляет собой место культового общения с божеством. Согласно Библии, первый Ж. был воздвигнут Ноем по окончании потопа (Быт 8:20); возможно, что уже жертвы Каина и Авеля в Быт 4 указывают на наличие Ж. Предназнач. в жертву животные, злаки и другие жертвоприношения (→ Жертва) возлагались на Ж. и чаще всего, вероятно, сжигались, причем поднимавшийся дым воспринимался как знак того, что Бог принял жертву. Уже в III тысячел. до Р.Х. подобные представления существовали как в Месопотамии, так и в Египте. Ж. был принадлежностью каждого → храма, любого места отправления культа (→ Дубрава → Высота), но имелись Ж. и для личного или семейного пользования. Вероятно, Ж. возводили и просто в знак благодарения или памяти, не имея намерения постоянно приносить на них жертвы. Можно сказать, что путь патриархов к Господу проходил через Ж., которые они воздвигали (см. Быт 12 и след.; Быт 13:18; Быт 26:25; Быт 35:1). Ж. устраивались преимущественно на высотах и в рощах. Как места встречи с божеством они родственны маццевам (→ Памятник, памятный знак), воздвигнутым камням, в которых видели материальный образ божества. Об одном из таких камней-памятников говорится, напр., в Быт 28 и далее — в рассказе об Иакове. Позднее в Израиле стали с осуждением относиться к установлению подобных памятников, потому что их приверженцы считали, что в камне живет Сам Бог, однако к Ж. это не относилось.

II. ВИДЫ ЖЕРТВЕННИКОВ

А. КАМЕННЫЕ И ЗЕМЛЯНЫЕ ЖЕРТВЕННИКИ

Каменные и земляные жертвенники являются первоначальной формой Ж. Земляной Ж. представлял собой насыпное сооружение из камней и глины, как правило, в форме низкого, до 0,7 м выс., прямоугольного стола. В → Сихеме был найден такого рода земляной Ж., выс. 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м. Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж. найденные каменные глыбы (см. Суд 6:20; Суд 13:19; 1Цар 6:14; 1Цар 14:33). На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в которые, вероятно, помещали приношения. Исх 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж., в то же время отесывание камней для Ж. запрещается в Исх 20 (Втор 27 и след.; Нав 8 и след.). Там сказано, что отесывание оскверняет камни. В 3Цар 18:31,32 упоминается Ж. из 12 камней «по числу колен сынов Иакова». Приставлять ступени к Ж., как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, «дабы не открылась при нем нагота твоя» (Исх 20:26). На поверхности Ж., в середине, а у более поздних Ж. — по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня. Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества. Подобного рода небольшие вертик. выступы («роги»), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж. всесожжения для скинии (Исх 27:2). Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж. (Ам 3:14). У израильтян действовало установление, согласно которому совершившему непреднамер. убийство предоставлялась божеств. защита, если он схватится за роги алтаря (Исх 21 и след.; 3Цар 1:50; 3Цар 2:28).

Б. ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ

Жертвенник всесожжения находился в скинии, а позднее — в храме и представлял собой переносной деревянный ящик, покрытый медью (Исх 27 и след.), который предположит. наполнялся камнями или землей. Площадь его основания составляла 5 х 5 локтей, выс. — 3 локтя (локоть «по прежней мере» — 52,5 см). До середины высоты он был обнесен сетчатой решеткой. Вероятно, на этой решетке крепилась галерея, на которую приносящие жертву могли ступить, поднявшись по наклонному пандусу (ступени были запрещены). Согласно 2Пар 4:1, Ж. всесожжения, установленный на внешнем дворе храма Соломона, имел 20 локтей в дл. и в шир. и 10 локтей в выс. В то же время в 3Цар 8 размеры этого Ж. точно не указаны, и лишь упоминается, что он годился только для обычных жертвоприношений (3Цар 9:25). Для большого жертвоприношения в день освящения храма царь освятил «среднюю часть двора» (3Цар 8 и след.). При восстановлении храма после вавил. плена, согласно Езд 3:3, Ж. был возведен на фундаменте прежнего Ж. Размеры Ж., указ. Иезекиилем (Езд 43), предполагают, что он имел кубич. форму. Площадь его основания составляет 9,5 х 9,5 м, площадь поверхности 6,3 х 6,3 м, а общая выс. 5,25 м (длина упомянутого здесь локтя равна прим. 52–53 см). Согласно 4Цар 16:10–16, Ахаз приказал соорудить (ступенчатый ?) Ж. по дамасскому образцу. О Ж. всесожжения из храма Ирода мы узнаём из трудов евр. историка Иосифа Флавия. Это было кубич. сооружение из неотес. камней, имевшее 15 локтей в выс. при площади основания 50 х 50 локтей, в то время как из других источников следует, что этот Ж. был выс. 6 локтей и с основанием 30 х 30 локтей.)

В. ЖЕРТВЕННИКИ КУРЕНИЯ

Таковые обнаруживаются довольно часто, и есть свидетельства их существования с очень древних времен. Известны четырехугольные глиняные или черепичные подставки (Ис 65:3), относящиеся к бронзовому веку. Их высота достигает 1 м, площадь поверхности составляет всего несколько сантиметров (напр., 7 х 9). В железном веке она расширяется до 20 х 30 см. Подобные Ж. находят и в жилищах. Однако, в соотв. с Чис 16:40, воскурение благовоний пред Господом было исключит. правом священников, потомков Аарона. В 3Цар 7 упоминается обшитый золотом Ж. (курения), предназнач. для храма, в то время как проект Иезекииля (Езд 43) его не предусматривал. Подобный Ж. курения для скинии должен был иметь в выс. 2 локтя, и по одному локтю в дл. и в шир. Он также имел роги в четырех углах, был обшит тонким листовым золотом и украшен золотым венцом. Он должен был помещаться перед завесой, закрывавшей ковчег завета, и Аарон обязан был каждое утро и каждый вечер приносить на нем жертву курения. Раз в год для очищения Ж. его роги следовало смазывать кровью очистит. жертвы (Втор 30:1–10). Соломон также распорядился установить в храме Ж. курения перед Святое Святых (3Цар 6:22; Ис 6:6). Согласно Лк 1:11, такой Ж. был и в храме Ирода.

III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

НЗ о Ж. говорится в связи с ВЗ (Мф 23:35; 1Кор 9:13) и в связи с тогдашним храмом (Мф 23:18), но в большинстве случаев он упоминается только как образ (Евр 13:10) или как элемент в образных изображениях Откровения (Откр 6:9; Откр 8:3,5 и др.). Причем очевидно, что после того, как Господь принес единоврем. и окончат. жертву искупления на Голгофе (Евр 7:27; в Евр 7:12. определенно говорится об упразднении Ж.), речь уже не идет о собственно Ж. Ср. также с Ж. Зевса в Пергаме.

Словарь Вихлицкого :
Сооружение для принесения жертв Богу. Сооружался из земли или нетесаных камней. Никаких ступеней к жертвеннику делать не полагалось (Исх 20:26). Впервые в Писании жертвенник упомянут после потопа (Быт 8:20). Жертвенник, который Моисей соорудил перед скинией по образцу, показанному ему на горе, был из дерева ситтим (акации) размерами 2,5х2,5м, высотой 1,5м. Снаружи он был обложен медью, а внутри засыпался землей (Исх 27:1-8; Исх 38:1-7). Жертвенник у храма был размерами 10х10м, высотой 5м и, видимо, не мог быть без ступеней (2Пар 4:1). Священники в этом случае должны были иметь нательное белье, скрывающее их наготу (Исх 28:42-43; Лев 6:10) (в Пс 50:21 назван алтарь).
Словарь Никифорова :
Алтарь (Быт 8:20) — строение, исключительно предназначенное для принесения Богу жертв. Хотя жертвоприношения существовали и до потопа, но слово жертвенник в 1-й раз употреблено в Библии по выходе Ноя из ковчега. Сооружение жертвенников в связи с призыванием имени Божия часто встречается во времена Церкви Патриархальной на местах Богоявлений (Быт 12:7, Быт 13:18, Быт 26:28 и др.). Жертвенники имели различную форму и в первое время устроялись очень просто и несложно. По всей вероятности, они состояли в то время из квадратной кучи камней или из простой земляной насыпи. Жертвенник, на котором Иаков принес Богу жертву в Вефиле, возливши на оный елей, был простой камень, служивший ему изголовьем во время ночи (Быт 28:18). Жертвенник, устроенный Моисеем по повелению Божию, был сделан просто из земли, Если его делали из камней, то не из тесаных. Ибо как скоро наложишь на них тесло твое, сказал Бог Моисею, то осквернишь их (Исх 20:25). Ступеней при жертвеннике не полагалось и подъем к нему производился по наклонной плоскости, заменявшей лестницу (ст. 26). Жертвенники имели обыкновенно так называемые рога (Исх 27:2), к которым обыкновенно привязывалась жертва (Пс 117:27). Жертвенники сооружались в воспоминание наиболее замечательных событий, как например поражения Амаликитян (Ис 17:15). Для принесения жертвы языческим лжебогам жертвенники часто устроялись в рощах и на высотах, в которых в различные времена происходили гнусные сцены разврата и идолопоклонства. По повелению Божию Моисей устроил два жертвенника, один для всесожжении, другой для фимиама. Жертвенник всесожжения (у прор. Малахии: трапеза Господня) в различные времена устраивалась неодинаково. В скинии жертвенник (Мал 1:12) был небольшой величины и переносился с места на место. Квадратный по виду, сделанный из дерева ситтим и обитый медью, он имел с каждой стороны по 5 локтей, и в вышину три локтя и совершенно пустую внутренностью. На четырех углах жертвенника находились так называемые рога, также сделанные из дерева ситтим и обложенные медью; к ним обыкновенно привязывались жертвенные животные пред жертвоприношением, как уже было сказано выше. При посвящении священников (Исх 29:12), равным образом при принесении жертвы за грех (Лев 4:7 и др.) роги жертвенника окроплялись кровью жертв. На четырех углах решетки находились четыре медных кольца, в которые вдевались шесты, сделанные так же из дерева ситтим, для перенесения жертвенника с одного места на другое. Жертвенник всесожжении стоял у входа в скинию (Исх 40:29). С северной стороны жертвенника в недальнем расстоянии от него стояла медная умывальница. При жертвеннике во время жертвоприношений употреблялись горшки, для всыпания в оные пепла и варения мяса, лопатки, чаши для собирания крови и кропления ею жертвенника, вилки для вынимания мяса из горшков, угольницы для собирания углей с жертвенника или для сожжения фимиама (1Цар 2:13-14, Исх 27:3, Лев 16:12, Чис 16:6-7). Все эти сосуды были сделаны из меди. Священный огонь, обычно горевший на означенном жертвеннике, постоянно поддерживался (Лев 6:12,13). Чудесно возженный он был поддерживаем самым тщательным образом. Так как на жертвеннике постоянно приносились жертвы, то на нем всегда проливалась свежая кровь и дым жертв всесожжения непрестанно восходил к небу. В храме Соломоновом жертвенник был большей величины, чем в Скинии, именно: в длину и ширину он имел 20 локтей, а в высоту 10 локтей (2Пар 4:1). Имея, как и первый, наружную форму квадрата, он отличался от него тем, что был сделан весь из меди, не имел решетки и вместо непрерывной наклонной плоскости, служившей входом к жертвеннику в Скинии, имел всход с тремя площадками. Царь Аса обновил этот жертвенник (2Пар 15:8). По взятии Иерусалима, жертвенник храма Соломонова вместе с прочими предметами храма был разрушен, и медь, по-видимому, была вывезена в Вавилон, хотя об этом положительно не говорится: Жертвенник во втором (Зоровавелевом) храме в Библии не описывается. Из 1 Маккавейской книги видно только, что он был устроен из неотесанных камней (1Мак 4:47). Жертвенник всесожжении, устроенный Иродом, по свидетельству Иосифа Флавия, стоял в средней части храма, был четырехугольный, имел 15 локтей в высоту и по 50 локтей в длину и ширину. С южной стороны к нему вела слегка наклонная плоскость. Так как он был устроен из нетесаных камней, то в состав его не входило никакого металла и даже железо никогда не касалось его. Жертвенник кадильный, называемый также золотым в отличие от жертвенника всесожжении, носившего название: медный (Исх 38:30). Название жертвенника принадлежит этому жертвеннику не вполне, ибо на нем не приносились жертвы; только однажды в год, в праздник Очищения, первосвященник окроплял роги его кровью жертвы за грех (Исх 30:10). В Скинии был сделан из дерева ситтим и обит золотом. Имея четырехугольную форму, при одном локте в длину и ширину и двух локтях в высоту, он украшался на четырех своих углах рогообразными продолжениями, подобно как и жертвенник всесожжении. Кроме того, он имел вершину или кровлю, на которую налагался ладан. Кругом жертвенника была бордюра или шнур. Четыре кольца внизу бордюры для шестов при переноске жертвенника были сделаны из золота, а шесты, обложенные золотом, — из дерева ситтим. Этот жертвенник стоял в переднем отделении Скинии или во Святом, пред завесою, отделявшею Святое от святая святых (Исх 30:6, Исх 40:5). В Соломоновом храме кадильный жертвенник вполне походил на предыдущий (3Цар 7:18), но был сделан из кедрового дерева и обложен золотом. Жертвенник, упоминаемый пр. Исаиею (Ис 6:6), очевидно, есть жертвенник кадильный, а не всесожжении. Фимиам на нем, как видно из приведенного места, возжигался накаленными углями. Что сделалось с кадильным жертвенником второго Иерусалимского храма, восстановленного Иудою Маккавеем, неизвестно. Его не видно на триумфальной арке Тита в ряду изображений воинской добычи, похищенной из храма. На кадильном жертвеннике каждое утро и каждый вечер воскурялся фимиам, так что это курение было можно сказать непрерывным (Исх 30:8). Во времена Ирода, по сказанию Флавия, жертвенник всесожжении в обновленном им храме также состоял из неотесанных камней с рогообразными продолжениями углов его, и на этом жертвеннике приносились жертвы всесожжения во время земной жизни Спасителя и апостолов, до самого разрушения храма при Веспасиане и Тите. Был также и алтарь кадильный, упоминаемый в Новом Завете. Здесь кстати заметить, что жертвенник служил также убежищем спасения для виновных и преступных лиц, как из числа Иудеев, так и из числа прочих народов. Лица, подлежавшие смерти, бежали к жертвеннику, хватались за роги оного и таким образом спасали себе жизнь и свободу (3Цар 1:50).