Загрузка

Словарь Геце : херувимы

Вид. Иез 1:5−11 Иез 13:1 Иез 14:1.

Проникнуты Духом Божиим. Иез 1:12, Иез 1:20.

Исполняют волю Божию. Иез 1:20, Иез 1:21, Иез 10:9−11, Иез 10:16, Иез 10:17.

Над херувимами слава Божия. Иез 1:22, Иез 1:26−28, Иез 10:4, Иез 10:18, Иез 10:20.

Шум крыльев херувимов как голос Божий. Иез 1:24, Иез 10:5.

Поставлены при входе в сад Едемский. Быт 3:24.

На крышке ковчега из золота. Исх 25:18−20; 1Цар 4:4; 3Цар 8:6, 3Цар 8:7; 2Пар 5:7, 2Пар 5:8.

Над херувимами присутствие Божие. 2Цар 6:2; 4Цар 19:15. Пс 79:2, Пс 98:1.

Бог говорил посреди двух херувимов. Исх 25:22. Чис 7:89.

Назывались херувимами славы. Евр 9:5.

Изображения херувимов на покрывалах и завесе скинии. Исх 26:1, Исх 26:31.

Изображения херувимов на завесе храма. 2Пар 3:14.

Изображения херувимов на дверях храма. 3Цар 6:32, 3Цар 6:35.

Изображения херувимов на стенах храма. 2Пар 3:7.

Изображения херувимов на подставках умывальника. 3Цар 7:29, 3Цар 7:36.

Полет на херувимах — образ величия и власти Бога. 2Цар 22:11. Пс 17:11.

Слово Херувимы найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Херувимы [еврейское керувим, мн.ч. от керув]:

1) Х. в Библии следует отличать от остальных ангелов. Если последним как «посланцам» Божьим даются различные поручения (Быт 28:12; Быт 32:1; Суд 2:1–4; Пс 90:11; Мф 18:10; Деян 12:7–10; Евр 1:4), то Х. появляются прежде всего там, где находится и обнаруживается в Своем величии Сам Бог (ср. Исх 25:17–21; Пс 79:2; Пс 98:1; Иез 1:1; Иез 10 и др.). Впервые о Х. говорится в Быт 3:24, где Бог поручает им сторожить дерево жизни и Эдемский сад. В сходной символич. роли Х. выступают в Исх 25:17–22. Х. понимаются как защитники ковчега завета, являющиеся в то же время видимым основанием невидимого престола Господа (1Цар 4:4; 2Цар 6:2; Пс 79:2; Пс 98 и др.);

2) в противоположность ангелам, которые всегда предстают в человеч. облике (только в Откр 14:6 упоминается «летящий ангел»; в греч. тексте Откр 8:13 стоит «орел»), Х. неизменно описываются как крылатые существа. Наконец, только они, в отличие от ангелов, и изображаются. Х. в видении Иезекииля — это человекоподобные живые существа, прямо ходящие на ногах, подобных ногам тельца, с человеч. руками и четырьмя крыльями, два из которых закрывают тело. Самое удивительное, однако, — это четыре лица у каждого Х. — человека, льва, тельца и орла (Иез 1:4; здесь Х. не названы, но сказано: «подобие четырех животных ... облик их был как у человека»; в сходном описании в гл. 10 они названы Х.). То, что в Иез 41 упоминаются только два лица, человеч. и львиный облик, связано, видимо, с тем, что резчикам затруднительно было изобразить все четыре головы так, чтобы они были обращены в одну сторону. Тела, спины, руки и крылья Х. были «полны очей» (Иез 10:12).

Сведения об изображении Х. на ковчеге завета, в скинии и в храме Соломона столь скудны, что невозможно составить ясное представление ни об их облике, ни о соответствии этого облика описанию Иезекииля. Известно только об образах Х., находившихся в Святом Святых храма (3Цар 6:23–27; 2Пар 3:10–13). Их высота составляла 10 локтей (ок. 5 м), и своими распростертыми крыльями они касались друг друга и стен помещения. У них, по-видимому, было только по два крыла. Сегодня Х. часто представляют внешне схожими с крылатыми существами смешанной природы (курубу), чьи вырезанные из слоновой кости изображения находят при раскопках в Месопотамии, Палестине и Сирии;

3) в видении пр. Иезекииля Х. вместе с четырьмя живыми колесами образуют колесницу Господа (Иез 1). Х. находились на крышке переносного ковчега завета (Исх 25:17–22; → Крышка (ковчега завета), и Господь восседал на них (1Цар 4:4; 2Цар 6:2; 4Цар 19:15; ср. Чис 7:89). Золотые Х. храма Соломона в 1Пар 28 бозначены также как «колесница», а Давид говорит, что Господь полетел на Х. (2Цар 22:11; Пс 17:11). Х. — свидетели личного присутствия Бога на земле, и именно так нужно понимать их изображение в украшении → скинии (Исх 26:1,31; Исх 36:8,35) и храма (3Цар 6:29,32,35; 3Цар 7:9,36; 2Пар 3:7,14; Иез 41:18–20,25). В видениях Иоанна еще раз встречаются четыре «небесных животных» у престола Господа (Откр 4:6–8; Откр 5:6), которых также, пожалуй, можно считать Х.;

4) не как свидетели присутствия Божьего, но как стражи на пути к Нему появляются Х. в Быт 3:24, где они охраняют от людей путь к дереву жизни;

5) в Иез 28:13–19 царь тирский сравнивается с Х., который находился в Эдеме, в саду Божьем и на Его св. горе, но был изгнан за свое высокомерие. Толкователи часто усматривали в этом картину низвержения → сатаны, о котором умалчивает Библия.