(В нашу задачу не входит изложение библейского учения о Христе — для этого нужна целая книга; здесь могут быть даны лишь краткие определения понятий и указано применение этих последних).
Значение помазания:
Растительное лампадное масло (елей), считавшееся повсеместно в древности укрепляющим и целительным средством, является в Библии символом Святого Духа, Который озаряет дух человека и дает ему силу для служения Богу. Мф 6:17, Мф 25:3, Мф 25:4. Пс 22:5, Пс 44:8 («елей радости»); Лк 7:46. Мк 6:13. Иак 5:14. Зах 4:1.
Поэтому поставление в сан священника и царя в Израиле (как освящение богослужебных принадлежностей) было соединено с помазанием посвящаемого елеем: Исх 29:7 (помазание Аарона в священники); 1Цар 9:16 (помазание Саула в цари); 1Цар 16:1 (помазание Давида); Исх 30:25 (помазание скинии собрания и всех ее принадлежностей).
Мессия:
Вначале наименование «Помазанник» применялось к израильскому царю, напр.: 1Цар 24:7; 2Цар 22:51.
А в последствии пророки прилагают его к прозреваемому ими грядущему Царю из дома Давидова, Который должен быть в конце времен тем, чем должны были быть, но не были, цари Израиля, т. е. Правителем, осуществляющим волю Бога в Его народе. Ис 9:5, Ис 11:1, Ис 61:1. Мих 5:1. Иер 23:5. Иез 34:23.
Вышеприведенное место у пр. Иеремии показывает, что мессианская идея постепенно расширяется и доходит до представления о Божественном Мироправителе, Который Своим справедливым правлением и милосердием к бедным и угнетенным откроет на земле новую Эпоху вечного мира и одновременно, будет Священноходатаем за людей перед Богом. Ис 2:2−5, Ис 9:6, Ис 11:3−10. Пс 2:1; Пс 71:1; Пс 110:1. Мих 5:3. Иер 30:21. Зах 9:9−11.
Христос.
Что Господь Иисус сознавал Себя предсказанным в Ветхом Завете Мессией ясно из наименований, какие Он давал Себе, говоря о цели Своего пришествия: «Сын Человеческий» и, одновременно, «Сын Божий». Мф 11:27, исповедание Петра (Мф 16:16 — «Ты — Христос, Сын Бога живаго») Он назвал откровением Божиим, а Себя Самого — ожидаемым Мессией. Ин 4:25, Ин 9:35−37. Свой торжественный въезд в Иерусалим Он совершил соответственно пророчеству Зах 9:9, и объявил Себя Христом перед синедрионом (Мф 26:63), а перед Пилатом — Царем, пришедшим в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин 18:37).
Мессианскую идею иудейства Иисус углубил и одухотворил, указывая — в связи с пророчеством Ис 53:1 (о страданиях и смерти слуги Божия, Заместителя грешного человечества) — на задачу Мессии Своими страданиями и смертью примирить людей с Богом и, через Духа Святого (Мессия — Помазанник, т. е. наделенный Духом), привести их к внутреннему единению и жизненной общности с Богом. Внешнее завершение Его Царства Он связал со Своим грядущим вторым пришествием для суда. Мф 16:21, Мф 20:28, Мф 25:31. Лк 24:36. Ин 3:14, Ин 11:12, Ин 18:36.
Как Христос, Он доказал Свое Богосыновство совершенным послушанием воле Отца, а Отец засвидетельствовал о Нем, как о Сыне Своем, воскресив Его из мертвых и прославив. Флп 2:8. Мф 3:17, Мф 17:5. Рим 1:4.
Так проповедывали о Нем и Его Апостолы, называя Его «Иисусом Христом». Деян 2:36, Деян 5:31.
Его Церковь называет себя по Его имени христианскою; к ней принадлежат все, исповедующие Его, как Христа, и молящиеся Ему, как своему Господу и Царю. Мф 10:32. Рим 10:9; 1Ин 4:15; 1Кор 1:2.