Измаильтяне יִשְׁמְעֵאלִי יִשְׁמְּעֵאלִים ,; Ἰσμαηλίτης, ’Ισμαηλίται; Ismahelites, Ismaёlitae): 1Пар.2:17. Быт.37:25, 27, 39:1. Пс.82:7. Суд.8:24). – Народ, происходивший от Измаила, сына Авраама от Агари. Народ этот состоял из 12 колен, от 12-ти сынов Измаила, которые суть: Наваиоф, Кедар, Абдеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Они жили в шатрах; вели торговлю с Египтом. Сначала поселились в пустыне Фаран (Быт.21:21), потом распространились по всей северной Аравии – от Египта до Персидского залива и Вавилонии (Быт.25:18), ведя жизнь кочующую. Они поставляются в связи с разными племенами Аравии; имели тесную связь с потомством Исава (Быт.28:9), и как торговый и хищнический народ смешиваются с мадианитянами (Быт.37:25, 27–28, 39:1. Суд.8:24). Являются некоторые из них и среди избранного народа Божия (1Пар.2:17, 27:30). Однажды они соединились с идумеями, моавитянами, аммонитявами, амаликитянами и другими против израильтян (Пс.82:5–9). Более в Св. Писании они не упоминаются, но их характер ясно изображен в пророчествах при рождении и обрезании их родоначальника (Быт.16:12, 17:20, 23–26). И именно об Измаиле сказано: «Он будет между людьми, как дикий осел» (Быт.16:12), т. е. он упрям, неукротим, дикий житель пустынь, и имеет жить пред глазами, т. е. поблизости своих братьев; «руки его на всех, и руки всех на него». Это неизменяемый характер бедуинов, к коим хотя принадлежат и потомки Иоктана и дети Хеттуры, но измаильтяне составляют главную часть их. Необузданная свобода и дикая кочевая жизнь в пустыне для них выше всего; они презирают всякую оседлую правильную жизнь, особенно городскую; хищничество составляет главное их занятие в их непрестанных набегах; в оправдание свое при этом, они ссылаются на то, что их родоначальник Измаил, изгнанный из дома отеческого, пустыню получил себе в наследие, с предоставлением ему брать себе, где что найдет. Согласно второму пророчеству о благословении и размножении его потомства (Быт.17:20), потомки Измаила в необычайном множестве за тысячу лет распространились из Аравии на восток и запад; в средние века, кроме передней Азии, они имели свои поселение на всем Индийском океане до Китая; вся Северная Африка до Марокко ими наполнена, и все племена негров восточной и западной Африки состоят под их влиянием. В Европе с VII века они населяли южную Испанию и 700 лет владычествовали здесь. И тогда как другие могущественнейшие народы древности или совершенно исчезали, или оставались в самой слабой силе, смешиваясь с другими нациями, потомки Измаила, подобно израильтянам, от глубокой древности доселе, составляют особенную национальность, удерживая свои древние нравы и обычаи, свою физическую и духовную силу, свое мужество, свою ловкость, хитрость и лукавство. Независимость их обратилась в пословицу; и они не только не были побеждены по настоящий день, но и предсказанная первоначальная дикость их племени и их враждебное расположение ко всем остались неизменными. Грабеж составляет их промысел. Союза с ними никто не домогается и достигнуть его нет никакой возможности. Нельзя утверждать, чтобы такой особенный характер и обыкновение их были необходимым последствием естественных свойств страны. Они целые столетие обладали странами, в высшей степени противоположными, по своей природе, горам Аравийским. Большая часть умеренного пояса заключалась в границах их завоеваний; и период их завоеваний и господства был достаточен, чтобы изменить нравы любого народа: но потомство Измаила всегда удерживало свой характер; при всех изменениях своего положения, они остались диким народом: руки их до сих пор на всех, и руки всех на них. И религия магометанская, образовавшаяся среди них, вполне соответствует их характеру. Она представляет в себе смесь разных верований: есть в ней часть обрядов и обычаев языческих, оставшихся у них от близкого сношение с народами Моава, Аммона и Едома и других; есть часть и иудейства, есть часть и христианства; веруя в единого Бога, они Магомета почитают посланником Его, высшим Моисея и Христа; почитают Авраама, как друга Божия, как величайшего своего Святого; по примеру своего родоначальника, детей обрезывают на 13־м году (Быт.17:25); знают о событиях Откровения; но они искажают их и подвергают осмеянию все, касающееся высшей духовной жизни. Религия дает им в руки меч, позволяет грабеж, питает чувственные наслаждения, обещая им их и на небе, и таким образом исполняет душу их всякими суевериями и самым диким фанатизмом против всех религий и народов и самой страшной ненавистью к христианству. Гораздо труднее магометанина обратить к христианству, чет иудея, так как иудея труднее обратить ко Христу, чем язычника. Отсюда магометанство составляет величайшее препятствие развитию и распространению царства Божия на земле. Но тем величественнее совершится здесь совет Божий. Не напрасно Бог так щедро благословил Измаила и доселе поддерживает потомков его. Будет время, когда и у них откроются глаза, и они познают свою слепоту и бедность, и дикую естественную свою силу обратят в служение Господу, и свой острый рассудок, свою любовь к свободе обратят в положительную ревность для славы Божией. На это обращение их ясно указывается у пророка Исаии (Ис.60:1–7). Zell. 1 р. 734. Кейта Док. ист. Хр. Веры, 1870 г. глава XIV.