Загрузка

Словарь Геце : овца

Чиста и годна в пищу. Втор 14:4.

Невинна. 2Цар 24:17.

Понятлива. Ин 10:4, 5.

Быстра. Пс 113:4, 6.

Покрыта шерстью. Иов 31:20.

Приносит большую пользу. Пс 106:41, Пс 143:13. Песн 4:2. Иез 36:37.

Блеяние — голос ее. Суд 5:16; 1Цар 15:14.

Издавна служит человеку. Быт 4:4.

Составляла богатство патриархов. Быт 13:5, Быт 24:35, Быт 26:14.

Самцы называются овнами. 1Цар 15:22. Иер 51:40.

Самки — овцами доящими. Пс 77:71.

Приплод назван агнцами. Исх 12:3. Ис 11:6.

Особо известны в:

Кидаре. Иез 27:21.

Васане. Втор 32:14.

Неваиофе. Ис 60:7.

Восоре. Мих 2:12.

Мясо ее широко употребляется в пищу. 1Цар 25:18; 3Цар 1:19, 3Цар 4:23. Неем 5:18. Ис 22:13.

Молоко также идет в пищу. Втор 32:14; Ис 7:21, 22; 1Кор 9:7.

Шкуры шли на изготовление одежды для бедных. Евр 11:37.

Из кож овец сделана была крыша скинии. Исх 25:5, Исх 36:19, Исх 39:34.

Из шерсти выделывались сукна. Иов 31:20. Притч 31:13. Иез 34:3.

От древних времен приносилась в жертву. Быт 4:4, Быт 8:20, Быт 15:9, Быт 15:10.

Принесение в жертву узаконено. Исх 20:24; Лев 1:10; 3Цар 8:5, 63.

Стада их:

Пасли члены семьи владельца. Быт 29:6; Исх 2:16; 1Цар 16:11.

Пасли слуги. 1Цар 17:20. Ис 61:5.

Охраняемы псами. Иов 30:1.

Содержались в загонах. 1Цар 24:3; 2Цар 7:8; Ин 10:1.

Водились на тучные пастбища. Пс 22:2.

Кормились на горах. Исх 3:1. Иез 34:6, 13.

Паслись в долинах. Ис 65:10.

Покрывали собою все пастбище. Пс 64:13.

Ежегодно ходили на водопой. Быт 29:8−10. Исх 2:16, 17.

В полдень отдыхали. Пс 22:2. Песн 1:7.

Следовали за пастырем. Ин 10:4, 27.

Бежали от чужестранца. Ин 10:5.

Мыли и стригли ежегодно. Песн 4:2.

Первенцы овец не должны быть стрижены. Втор 15:19.

Первенцы овец не подлежали искуплению. Чис 18:17.

Первенцы не должны быть посвящаемы как свободно приносимая жертва. Лев 27:26.

Десятая часть их отдаваема левитам. 2Пар 31:4−6.

Начатки шерсти отдавались священникам. Втор 18:4.

Время стрижки — время праздничное. 1Цар 25:2, 1Цар 25:11, 1Цар 25:36; 2Цар 13:23.

Служили предметом дарения. 2Цар 17:29; 1Пар 12:40.

Ими платили дань. 4Цар 3:4; 2Пар 17:11.

Хищные звери похищали их. Иер 50:17. Мих 5:8. Ин 10:12.

Большое множество их бывало военной добычею. Суд 6:4; 1Цар 14:32; 1Пар 5:21; 2Пар 14:15.

Иногда поражаемы болезнями. Исх 9:3.

Лжепророки принимали вид овец Мф 7:15.

В переносном смысле:

О евреях. Пс 73:1, Пс 77:52, Пс 78:13.

О народе Божием. Ин 10:7−26, Ин 21:16, Ин 21:17; Евр 13:20; 1Пет 5:2.

О нечестивых в смертный час их. Пс 48:14.

О пребывающих под судом Божиим. Пс 44:11.

О терпении Христа. Ис 53:7.

Об удаляющихея от Бога. Пс 118:176. Ис 53:6. Иез 34:16.

О невозрожденных. Мф 10:6.

О раскаявшихся грешниках. Лк 15:5, Лк 15:7.

Об отделении праведных от нечестивых. Мф 25:32−33.

Слово Овца найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Овца

I 1) в Палестине издревле разводили курдючных О. (Ovis laticaudatus), о чем свидетельствуют изображения на ассирийских рельефах. Это были О. белого окраса (Пс 147:5; Ис 1:18), нередко с черной головой и черными конечностями (Быт 30:32). Широкий хвост имел жировую прослойку, нередко весом до 10 кг (Лев 3:9). О. считалась чистым животным, пригодным для любых жертвоприношений (Лев 12:6–8; Лев 14:10; Чис 15:3). Судя по числу О., назв. в ряде случаев, когда речь идет о выплачиваемой дани (4Цар 3:4), захвач. добыче (Чис 31:32; 1Пар 5:21) или жертвоприношениях (3Цар 8:63; 2Пар 35:7–9), можно предположить, что в древности в Палестине были колоссальные стада О. Показат. и то, что среди имущества кочевавших патриархов и их современников О. всегда упоминаются на первом месте (Авраам: Быт 12:16; Быт 24:35; Лот: Быт 13:5; Лаван: Быт 29:10; Быт 31:38; Иаков: Быт 32:7; Рагуил: Исх 2:16). Богатство Иова также составляли прежде всего О. (Иов 1:3; Иов 42:12). Овечье → молоко (Втор 32:14; Ис 7:21) и мясо (1Цар 25:18; 2Цар 12:4; 2Цар 17:29; Неем 5:18; Ис 22 и др.) были важнейшими пищевыми продуктами, а шерсть (Лев 13:47; Притч 31:13; Иез 34:3) использовалась для изготовления одежды. Время стрижки О. отмечалось праздником (Быт 38:12; 1Цар 25:2,36; 2Цар 13:23). → Животноводство;

2) наряду с домашними существовали и дикие О. (Ovis ornata или Ovis orientalis), которых еще 70 лет назад можно было увидеть в долине Вади-Арава, юж. Мертвого моря. Отличит. признаком этих О. была очень длинная шерсть на шее.

II. В Библии слово «О.» часто используется в метафорич. значении как символ человека, нуждающегося в руководстве, заботе и защите, который, будучи предоставлен себе самому, может «заблудиться» (2Цар 24:17; 3Цар 22:17; Ис 53:6; Иез 34; Мф 9:36; Мф 10:6; Мф 15:24; Мф 26:31). О. — предмет божеств. милосердия, попечит-ва (Пс 76:21; Пс 77:52; Пс 94:7; Пс 99:3; Пс 118:176; Иез 34:11–16) и любви Иисуса, Который, как добрый Пастырь (→ Пастух, пастырь), полагает Свою жизнь за О. (Ин 10:2–16; Ин. 211Пет 2:25). → Агнец.

Толковый словарь Даля :
ОВЦА овцевод, овчар, овчина и пр. см. овен.
Словарь Вихлицкого :
Известное домашнее животное, очень ценимое на востоке. Овцы составляли в древности главное богатство евреев — кочевников и скотоводов, поэтому труд пастуха хоть и был трудным, считался почетным. Многие великие люди, о которых говорит Священное Писание (Иаков, Моисей, Давид, пророк Амос и др.), были пастухами. Овца проста в содержании, послушна, обладает кротким нравом. Господь уподобил праведников овцам (Мф 25:32-33).
Словарь Никифорова :
(Быт 4:2). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимался преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у Евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх 3:1, 1Цар 16:11). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх 3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. «Меса, царя Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец» (4Цар 3:4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (Быт 30:35), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном Суде (Мф 25:32-33). Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительною чертою этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как например 2Пар 18:16, Пс 118:176, Ис 11:6, Ис 53:6, Мих 5:8, Мф 9:36. Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо, и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его, и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь или пастух постоянно находился с своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Быт 31:39, Лк 2:8), и при нем часто находились собаки (Иов 30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенною нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис 40:11, Ин 0:1-16). В В.З. слово пастырь употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс 79:2) и царей (Иез 34:10), но в Н.З. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (Ин 0:11 и Евр 13:20, 1Пет 5:4). Впоследствии словом пастырь стали называться служители Евангелия, а пасомые ими — словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и может быть не раз и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Быт 31:38-39, Исх 22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: «я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих» (на страже при стаде овец; Быт 31:40). Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в Иер 50:8 о козлах, идущих впереди стада овец. Отсюда выражение у Иер 25:35-36: «И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их.» Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: «У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую от купил маленькой, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь» (2Цар 12:3). В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носит на груди Своей, и водить дойных» (Ис 40:11). Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать наградою за весь труд и опасность протекшего года (1Цар 25:8-11, 2Цар 13:23). Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую овчим двором (Чис 32:16, Ин 0:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось башнею стада (Мих 4:8). Шерсть овец на Востоке, большею частью цветом белая, вероятно употреблялась женщинами на одежду (Лев 13:47, Притч 31:13). Она составляла часть подати, платимой Моавитянами Израилю (4Цар 3:4), и составляла общий предмет торговли (Иез 27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят было, как и доселе, самым любимым кушаньем у Бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3Цар 4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Втор 32:14). Что овцы, особенно барашки, и овцы приносились в жертву это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (Ин 2:14). Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис 65:10), гора Кармил и Галаад (Мих 7:14), Васан (Иез 39:18).
Словарь Нюстрема :
евр. кивса. Уже в Быт 4:2 упоминаются овцы, которые составляют главное имущество жителей Востока. При перечислении скота патриархов на первом месте всегда стоят овцы (Быт 12:16, Быт 30:43). Это кроткое по природе животное требует менее всех других ухода за собою, и нет другого скота, который так легко можно было бы гонять огромными стадами; к тому же никакое животное не приносит столько пользы, как овца. Поэтому Священное Писание и начинает исчисление имущества с овец. Навал имел 3 000 овец и 1 000 коз (1Цар 25:2) — Иoв имел к концу своей жизни 14.000 овец (Иов 42:12). В мадианитянской добыче было 675.000 овец (Чис 31:32). Соломон принес в жертву при освящении храма 120 000 овец (3Цар 8:63). Царь Меса присылал царю израильскому по 100 000 овец и по 100 000 нестриженых баранов (4Цар 3:4). Многочисленные горные пастбища в Ханаане содействовали разведению овец. Евреи имели различные названия для овец разного пола и возраста. Надзор за овцами считался почетным занятием, которого никто не стыдился (Исх 3:1, 1Цар 16:11). Указываемая в Лев 3:9 овца для жертвоприноношения, вероятно, до сих пор еще существующая порода в Сирии, отличающаяся большим, тяжелым — до 30 фунтов — хвостом (курдюком), жир из которого считается самым ценным. Поэтому закон и повелел сжигать его на жертвеннике целиком.

Слово овца в симфонии
В Библии слово "овца" упоминается в 4 стихах.

Исх 22 : 4
если [он пойман будет и] украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит [за них] вдвое.
Пс 118 : 176
Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.
Ис 53 : 7
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
Деян 8 : 32
А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.