Праведность есть совершенная безупречность поступков; справедливо то суждение, которое соответствует истине.
Праведность Божия.
Несмотря на то, что все действия Божии праведны, и не может быть иначе, Св. Писание все же постоянно с особенным ударением возвращается к этой истине, чтобы утвердить ее в сознании человека, вместе с благоговением и доверием к Богу.
Божия праведность вечна и непоколебима. Втор 32:4. Пс 144:17, Пс 110:3, Пс 135:7, Пс 118:142, Пс 88:15.
Господь вступается за слабых и угнетенных. Ис 41:10. Пс 9:9, Пс 139:13.
Праведность Божия открывается:
В законе, который Бог дал Своему народу. Втор 4:8. Пс 18:10, Пс 110:3.
В Его судах. Откр 16:7. Пс 95:13. Ис 59:17. Деян 17:31. Иов 34:11. Рим 2:6.
Так как наряду с праведностью, Бог является Заступником бедных и угнетенных, то ясно, что праведность Божия неразлучна с милосердием и благостью, все вместе слагаясь на совершенство Божеского естества, как его вечные нормы. (Зах 9:9 — о Мессии).
В 1Ин 1:9 сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» ... Ибо Его милосердие всегда принимает и прощает раскаивающихся — сравните: притч. о блудном сыне и Иез 33:19. Дан 9:16. Пс 114:5.
Ап. Павелв особенности связывает весть о благодати Божией (Евангелие) с Его праведностью. Рим 1:17, Рим 3:25, Рим 3:26. Евангелие чудно открывает нам в крестной смерти Христа полную согласованность Божией справедливости с любовью: Всеправедный, Он побеждает зло мира любовью и возстанавливает нарушенное в нем равновесие, примиряя с Собою павшее человечество. Наша задача состоит в том, чтобы всецело уповать на Божию праведность и славить ее. Наше дело славить ее хвалою уст, а также смиренною покорностью, когда Он карает. Пс 70:15, Пс 144:7. Неем 9:33.
Сомнение в Божией справедливости отягчало уже не одно сердце. Причина в том, что нашему взору недоступен конец Божиих путей. Для полного доверия нужна твердая вера в благость Отца небесного. Не наше дело пытаться объяснять Его и оправдывать Его действия. Он найдет оправдание их в Свое время и Сам: Пс 72:1. кн. Иова. Иер 12:1. Ис 40:27. Пс 36:37, Пс 42:5. сравните: Рим 11:33−36.
Праведность человека.
В глазах людей праведен тот, кто честен, правильно судит и, по человеческой мерке, правильно поступает; перед Богом праведен тот, кого Бог делает праведным.
Честность в обычном человеческом смысле высоко ценится и в Библии, в противовес всем видам человеческой испорченности. 1Цар 24:18; Пс 14:2; Притч 2:20, Притч 10:1, 3, Притч 13:5, Притч 14:34.
Различие Между праведными и неправедными в Библии выступает особенно ярко в том, что первые взирают на Бога и стараются исполнять Его волю; последние же не заботятся о Боге и Его заповедях: это — безбожники.
Это различие имеет значение и в очах Божиих, ибо Господь ценит старание жить богоугодно, хотя-бы оно и не всегда достигало цели. Мал 3:18. Пс 1:6, Пс 7:10, Пс 31:11, Пс 63:11, Пс 96:11 и т. д. Ис 3:10. Деян 10:35. Примеры: «Ной был человек праведный» (Быт 6:9); Симеон «был муж праведный и благочестивый» (Лк 2:25); Корнилий (Деян 10:22) и т. д.
Эта праведность проявляется в том, что благочестивому дорога заповедь Божия, и он употребляет усилие, чтобы ее не нарушить, но исполнить, а в особенности старается оказывать ближнему милосердие, подобно как Бог оказывает его грешникам. Втор 6:25. Пс 36:21, Пс 36:26, Пс 36:30. Притч 21:15, Притч 29:7. Мф 9:13.
Таких праведников Господь благословляет. Ис 1:19. Иер 7:23. Втор 28:1. Пс 96:11, Пс 36:17, Пс 36:25, Пс 36:29, Пс 33:16. Притч 3:33, Притч 15:29, Притч 10:3, Притч 11:28, Притч 18:10.
Удивляет в некоторых местах Библии собственная переоценка благочестивых. Но пророки выступают против нея, указывая на несовершенство всякого человеческого старания, и на необходимость Божественной помощи и для внутренней жизни. Пс 7:9, Пс 17:21, Пс 17:24. Иов 15:14, Иов 27:6, Иов 27:31, Иов 25:4. Ис 45:24, Ис 64:5. Дан 9:18.
У фарисеев восхваление собственной праведности дошло до наивысшей степени. Вот почему так резко осуждает их Господь Иисус, указывая Своим на то, что им нужна другая праведность, и что человеческое усилие не ведет к цели.
Лк 18:11. Мф 5:20, Мф 5:23 (обличительная речь против фарисеев и книжников); Мф 5:21. Толкование Иисусом закона и заключительные слова ст. Мф 5:48: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Мф 19:25.
Однако уже в Ветхом Завете прокладывает себе дорогу сознание, что выше собственного усердия достигнуть праведности Бог ставит нечто другое, Ему благоугодное, а именно — веру, которая вполне Ему доверяется. Быт 16:5. Пс 63:11. Авв 2:4.
В Новом Завете открыто — как путь к праведности, которая имеет значение для Бога, — что Бог Сам делает человека праведным по милости Своей, через благодать.
Это Он совершил однажды — тем, что на основании примирения во Христе прощает верующему грехи, соединяет его с Собою, как помилованнаго, и принимает, как Свое дитя (сравните: притчу о блудном сыне). Рим 3:23, Рим 3:25−28. и гл. 4. Флп 3:8. Гал 2:16. Еф 2:8.
Раз приняв человека в общение с Собою, Бог заботится о том, чтобы он достигал праведности. 1Кор 1:30. Рим 5:18, Рим 6:22, Рим 8:3, Флп 1:6, 10.