Загрузка

Словарь Геце : совесть

Совесть есть свидетель в человеке, оправдывающий или осуждающий его. Рим 2:15.

Совесть обличает во грехе. 2Цар 24:10. Мф 27:3. Ин 3:19, Ин 3:20, Ин 8:9. Евр 10:2; 1Ин 3:20.

Совесть оправдывает правильный поступок. Иов 27:6. Рим 9:1; 1Ин 3:21.

Кровь Христова одна может очищать совесть. Евр 9:14, Евр 10:2−10, Евр 10:22; 1Пет 3:21.

Верующие имеют свидетельство доброй совести пред Богом и пред людьми. Иов 27:6. Деян 23:1. Рим 9:1. Евр 13:18; 1Пет 3:16.

Служите Богу чистою совестью. 2Тим 1:3. Евр 10:22.

Сохраняйте веру и чистую совесть. 1Тим 1:5, 1Тим 1:19, 1Тим 3:9.

Терпеливо переносите ради совести. 1Пет 2:19.

Покоряйтесь властям по совести. Рим 13:5.

Не соблазняйте совесть других. Мф 18:6. Рим 14:21; 1Кор 8:12, 1Кор 8:13, 1Кор 10:28−32.

Предписывает испытание самого себя. 1Кор 11:28; 2Кор 13:5. Гал 6:4.

Благое свидетельство совести доставляет уверенность. Рим 14:22; 2Кор 1:12; 1Ин 3:21.

Священнослужители должны представлять себя совестью всех. 2Кор 4:2, 2Кор 5:11.

Нечестивые имеют совесть ожесточенную и запятнанную. Пс 9:25; 1Тим 4:2. Тит 1:15, Тит 3:11.

Совесть нечестивых исполняет их страха и ужаса. Лев 26:17, Лев 26:36. Втор 28:1 Втор 65:1. Иов 15:20, Иов 15:21. Притч 28:1.

Примеры благой совести. Иов. Иов 27:6. Давид. Пс 25:1, Пс 138:23, Пс 138:24. Петр. Ин 21:17. Павел. Деян 24:16. Рим 9:1; 2Кор 1:12. Евр 13:18; 1Кор 4:4.

Примеры дурной совести. Адам и Ева. Быт 3:8. Братья Иосифа. Быт 42:21. Семей. 3Цар 2:44. Ирод. Мф 14:1, Мф 14:2. Мк 6:14. Книжники-обвинители. Ин 8:9.

Слово Совесть найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

1) С. — это данное человеку Богом второе «я» [греческое сюнейдесис, «совесть», «сознание»], которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установ. порядка. С. человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установл. Богом порядок (Быт 3);

2) С. может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок. Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (Мф 27:24). С. может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр., у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1Цар 24:6). И, наконец, С. может наказывать человека за уже совершенное преступление. Некоторые грехи оставляют в сердце человека след, который не стирается на протяжении всей жизни (1Тим 4:2). Проснувшаяся С. может подтолкнуть человека к обращению (2Цар 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт 4:13);

3) если человек совершил неправый поступок, то С. «укоряет» (Иов 27:6), «беспокоит» (см. 1Цар 25:31), постоянно преследует (1Тим 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (Евр 9:14; Евр 10:22) и не дарует ему непорочную С. (Деян 24:16). Человек не в состоянии самостоят. успокоить пробудившуюся С. — ни делами, ни служением Богу (Евр 9:9,14). Только кровь Христа очищает человеч. сердце от «мертвых дел», от «порочной совести» (Евр 9:14; Евр 10:22). Только Господь дарует чистую, незапятнанную С. (в ВЗ: «сердце»). Вначале С. может быть «немощной» (1Кор 8:12), но «испрашивание у Бога доброй совести» (так в греч. тексте; в Синодальном переводе — «обещание Богу доброй совести» — 1Пет 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может «осудить» ее (см. Рим 14:1; Кол 2:16; 1Тим 4:1–5). С. не чужда и падшему человеку. Об этом свидетельствует осознание своей греховности как евр. народом, так и язычниками (Иер 17:1; Ин 8:9; ср. Рим 2:15). Так как человеч. С. может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь «чистую совесть». С., сердце могут ошибиться; С. и ум могут быть осквернены (Тит 1:15). Господь «проникает» в человеч. сердце (Иер 17:9), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1Ин 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры С. Обычно же С. свидетельствует человеку «в Духе Святом» (Рим 9:1), идет он путями Божьими или нет. Духовная радость служит свидетельством С., непорочной пред Богом (1Ин 3:21);

4) в ВЗ нет отдельного слова, обозначающего понятие «С.», в этом значении здесь употребляется слово «сердце». В соотв. с подобным словоупотреблением в 1Тим 1 говорится о любви «от чистого сердца и доброй совести».

Словарь Вихлицкого :
Нравственное чувство, сознание и разумение человеческой души своих соб-ственных поступков и побуждений (Рим 2:15). Совесть не есть голос Божий, как думают некоторые. Совесть человека есть его отношение к известным ему Божественным законам и она может быть сожженной и порочной (1Тим 4:2; Евр 10:22) и человек должен прилагать усилие, чтобы хранить ее чистой (1Пет 3:16, 1Пет 3:21). Слово совесть не встречается в Ветхом Завете.
Словарь Нюстрема :
Непосредственное ощущение человеческой души ее отношения к тому нравственному закону, который ею признан и неподкупно свидетельствует внутри человека, одобряя или осуждая его; отношение к тому закону, который говорит ему, что правильно и что неправильно. Всякий человек, не исключая и язычников, у которых нет писанного закона, имеет внутри себя это вложенное в него Богом чувство доброго и справедливого, которое и побуждает его к послушанию. «Дело закона у них написано в сердцах», и совесть свидетельствует человеку о его отношении к этому закону (Рим 2:14 и дал.), она оправдывает его (Рим 9:1, Рим 14:23). Чем строже и совершеннее этот закон, тем яснее суд совести (Рим 14:1, 1Кор 8:1, 1Кор 10:25 и дал.); всякий должен прислушиваться к голосу своей собственной совести, а не совести другого (1Кор 10:29). От личного отношения человека к этому суду совести, зависит развитие его характера, который образуется различно, смотря по тому, поступает ли он по ее велению или же восстает против нее и идет наперекор ей (Рим 2:15). В первом случае человек утверждается в добром и пользуется доброю (Деян 23:1), чистою и непорочною совестью (1Тим 1:5, 1Тим 3:9, Деян 24:16). В последнем случае он мучается порочной и оскверненной совестью (Евр 10:22, Тит 1:15), которая, если даже ему и дастся путем упорного сопротивления заставить ее замолчать и ожесточить свое сердце до полнейшего безразличия (Рим 1:21, Еф 4:19), все-таки время от времени она пробуждается и тревожит его страхом (Притч 28:1), который наподобие раскаленного железа жжет его совесть (1Тим 4:2, срав. Ин 3:19 и дал.); говорится также о «немощной» совести (1Кор 8:10, 1Кор 8:12, срав. Рим 14:1, Рим 15:1). В Евр 9:14 говорится об очищенной совести (срав. Евр 10:2, Евр 10:22, 1Пет 3:16, 1Пет 3:21).

В Ветхом Завете совесть изображается такими словами: «светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притч 20:27). Действие совести выражается в том, что сердце человека болит, от той неправды, которую он сделал (1Цар 24:6, 2Цар 24:10).