Загрузка

Словарь Геце : святой, святить, освящение

Свят в наивысшем смысле только Бог: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; вся земля исполнена славы Его». Ис 6:3.

В этих словах заключается признание того, что Он — превыше всего конечного и преходящаго, как вечный Царь мироздания. Ис 57:15. Пс 10:4. Авв 2:20.

В силу Своей всесовершенной чистоты и благости, Он не может иметь ничего общего с нечистотою и злом; Он есть вечный Свет, из Которого исключено все темное. 1Цар 2:2, 1Цар 6:20. Ис 6:5. Иов 5:15; 1Тим 6:16; 1Пет 1:15; Лев 19:2.

Как Святой, Он враг всего злого и побеждает зло Своим судом. Пс 10:5. Притч 15:26. Иис. Нав 24:19. Ис 5:15, Ис 10:17.

Посвященные Богу (т. е. служению Ему) люди и вещи становятся священными, «святыми». В Ветхом Завете подразумевается при этом больше внешняя их отделенность от других лиц и предметов (сравните: предписания об очищении в Исх., Лев. и Числ.) Священные предметы: суббота (Исх 20:8. Быт 2:3), праздники (Лев 23:4), отдельные места, где появляется Господь (Исх 3:5); прежде всего — храм со священными принадлежностями (3Цар 9:3); Сион, святая гора Божия (Пс 2:6 и др. места), и т. д.

Священные люди: весь народ Израильский, как избранный Богом в собственность (Исх 19:6); потом священники и левиты, отделенные для служения Богу (Втор 10:8; 2Пар 23:6), и, наконец,— отдельные лица, посвящающие себя Богу особенным образом («назореи». Чис 6:1).

Но уже в Ветхом Завете посвящение. Богу обязывает не только к чистоте внешней: посвященный Господу должен иметь в себе нечто от чистоты Его, быть чист внутренно. Лев 19:2, Лев 22:31. Пс 14:1; Пс 23:3, Пс 29:5, Пс 31:6, Пс 33:10, Пс 96:10. Притч 2:8.

В Новом Завете святость людей, отдающих себя в собственность Богу, подразумевается чисто внутренняя, основанная на том, что Бог дарует им в сердце Своего Святого Духа. 1Кор 3:16; 2Фес 2:13; Рим 15:16; 1Пет 1:2.

Святыми называются в Новом Завете все, примиренные с Богом через Христа. Он посвятил Себя за них (т. е. принес Себя, как святую жертву) Богу, чтоб и они были освящены истиной (Ин 17:19), и поддерживает их в общении с Ним, как их Посредник и Ходатай. Еф 5:25; 1Кор 6:11. Поэтому христиане во многих местах Писания называются «святыми». напр., Рим 1:7, Рим 16:15; 2Кор 1:1; Еф 1:1, Еф 4:12; Кол 3:12 и т. д.

Разумеется, на земле они еще не совершенно очистились, и Апостолы должны постоянно наставлять своих пасомых в этом духе; поэтому их обязанность стремиться с молитвою к тому, чтобы имя Божие через них святилось (т. е., чтобы они своим поведением приносили небесному Отцу надлежащую Его имени честь). Задача же их в том, чтобы путем постепенного освящения (т. е. внутреннего очищения) более и более приближаться к цели, — к уподоблению Божией натуре, и Бог Сам ведет их к этой цели. 1Пет 1:15−17, 1Пет 2:1, 1Пет 2:2, 1Пет 2:5; Рим 6:19, Рим 12:1; 2Кор 7:1; Флп 1:6, Флп 2:12; 1Фес 4:3, 1Фес 5:23; Евр 12:14.

Слово Святой, святить, освящение найдено в следующих словарях: