Словарь Никифорова : ад
Ад (שְׁאוֹל, שְׁאֹל; Ἄδης, Ἄίδης; Inferanm, inferi, inferna; Адъ; Hölle): Быт.37:35. Числ.16:30, 33. Втор.32:22. Иов.7:9. Пс.15:10. Притч.9:18, 15:11. Прем.2:1, 16:13. Сир.14:12, 17, 17:24, 28:24, 41:7, 51:7–9. Ис.5:14, 14:9, 11, 15, 28:15. Ос.13:14. Лк.10:15, 16:23. Деян.2:27. 1Кορ.15:55. Откр.1:18, 6:8, 20:14. и др. – В указанных здесь местах в еврейском везде стоит шеол (שְׁאוֹל или שְׁאֹל), в греческом Ад (Ἄδης или Ἄιδης); в русском переведено словом Ад. Еврейское шеол – от желать, просить, требовать – означает такое место, которое всех требует к себе, всех поглощает, ничем не насыщается (Притч.27:20. Авв.2:5), или от שָׁאַל (не еврейского) – то же, что = впалым, вогнутым быть, глубоко входить, прокалывать, опускаться, погружаться, отсюда расселина, пещера, ущелье, пропасть, глубочайшая бездна, преисподняя, отсюда подземное жилище всех умерших. Греческое слово Ад (Ἄδης) значит место, лишенное света. В Св. Писании слова эти употребляются в разных значениях.
(греч. hades, евр. sheol.)
Ад — преисподняя, место пребывание умерших;
Ад — геенна, место мучений осужденных грешников. Мф 5:22, Мф 10:28, Мф 18:8−9, Мф 23:33−35. Мк 9:43−47. Лк 12:5, Лк 16:23, Лк 16:28. Откр 14:10, Откр 14:11, Откр 20:10.
Преисподняя, царство смерти — такое место, куда до Иисуса Христа шли души всех умерших, и куда идут теперь те из них, которые не подготовлены чрез Него к царству жизни вечной.
Ад описан как «земля тьмы и сени смертной» Иов 10:21, как преисподняя, место тишины и молчания под землею, где сознание парализовано, и душа уже не может славить Бога. Быт 37:35. Ис 14:15. Пс 62:10. Пс 113:25. Ис 38:18. Пс 6:6, Пс 29:10 и др.
Но между нисходящими в царство смерти есть различие: уже в Ветхом Завете различаются умирающие и покоящиеся в мире и те, кто покидает землю в страхе и смятении: Быт 15:15. Ис 57:2. Иов 27:8.
Особенно ясно описано это различие в притче о богаче и Лазаре. Лк 16:19−28.
Иисус по смерти Своей сошел во ад — царство мертвых, чтобы там возвестить о Своей победе над смертью. 1Пет 3:19, 1Пет 4:6. Еф 4:9.
Умершие, ставшие при жизни собственностью Иисуса Христа, не будут заключены в преисподнюю: Ин 11:25. Мф 16:18. Лк 23:43. Флп 1:23. Ин 14:2.
Когда Господь Иисус вторично придет на землю, чтобы судить живых и мертвых, ад откроет свои врата и мертвые выйдут на суд. Откр 20:12. Ин 5:28.
Ад в смысле геенны есть место проклятия, т. е. вечного удаления от Бога тех, которые будут осуждены на последнем, страшном суде. Ад-геенна описан как тьма кромешная, озеро огненное и место мучений. Мф 8:12. Мк 9:47. Мф 25:41. Откр 20:15.
Тело и душа страдают в аду Дан 12:6. Мф 5:29, Мф 10:2, Мф 18:9. Мк 9:43. Рим 2:9.
Ад есть вечное наказание. Ис 33:14. Дан 12:2. Мф 25:46. Мк 3:2, Мк 9:44; 2Фес 1:9. Откр 14:11, Откр 20:10.
изображается как
Вечный огонь. Мф 18:8, Мф 25:41. Иуд 1:7.
Вечное пламя. Ис 33:14.
Огненной поток. Откр 14:10, Откр 19:20, Откр 20:10, Откр 20:15, Откр 21:8.
Неугасающий огонь. Ис 66:24. Мф 3:12. Мк 9:43. Лк 3:17.
Пожирающий огонь. Ис 33:14. Евр 10:27.
Огненная печь. Мф 13:12, Мф 13:50. без дна. 2Пет 2:4. Откр 20:1.
Ад приготовлен для диавола и ангелов его. Мф 25:41; 2Пет 2:4. Иуд 1:1 Иуд 1:1.
Нечестивые будут низвержены в ад Пс 54:24. Мф 11:23, Мф 13:49, Мф 13:50, Мф 25:41. Лк 10:15. Откр 20:15, Откр 21:8.
Зверь, лжепророк и диавол будут низвержены в ад Откр 19:20, Откр 20:10.
Врата ада не одолеют Церкви. Мф 16:18.
Царство мертвых, куда соберутся все люди после их смерти (Иов 30:23), изображается расположенным внутри земли (Чис 16:30 и дал., Иез 32:18), это страна тьмы и тени смертной (Иов 10:21) с жилищами (Притч 7:27) и воротами (Ис 38:10, Мф 16:18), земля молчания и забвения (Пс 93.17, Пс 87.13), где мертвые соединяются по коленам и племенам (Быт 37:35, Иез 32:21 и дал.), где они отчасти сохраняют ту одежду и тот вид, который имели на земле (1Цар 28:14, Иез 32:27), но где не существует деятельности, размышления, знания и мудрости, а царит безразличный покой (Иов 3:13, Еккл 9:10) и где уже не вспоминают о Боге и не призывают Его имени (Пс 6:6, Пс 29:10, Пс 87.11 и дал., Ис 38:18 и дал.), хотя Всемогущий и там присутствует (Пс 138:8), так что души умерших (рефаимы) трепещут перед Ним (Иов 26:5). Относительно возмездия в преисподней живущие неясно себе представляли: угнетатель и угнетенный живут там вместе (Иов 3:13 и дал.). Саул и сыновья его встречаются там с Самуилом (1Цар 28:19). Из этого царства мертвых никто никогда не возвращается обратно (Иов 16:22), оно называется вечным домом человека (Еккл 12:5) и смерть называется вечным сном (Иер 51:39, Иер 51:57, сравни Ис 26:14). Все это однако не препятствовало поэтическому воображению рисовать сцены посреди умерших; так, напр., Исайя описывает, как цари в преисподней встают со своих престолов для того, чтобы с глумливым смехом встретить царя Вавилонского, вверженного в царство мертвых (Ис 14:9 и дал.).
С другой стороны в этот мрак преисподней проникают лучи, которые предвозвещают начало дня. Такими лучами были свидетельства о взятии Богом Еноха и Илии, предчувствия некоторых отдельных верующих о жизни после смерти, напр., Пс 72.23 и далее, торжественные слова Иова об «Искупителе (Иов 19:25 и дал.) и некоторые ясные пророчества об уничтожении смерти и о воскресении умерших (Ис 25:8, Ис 26:19, Дан 12:2 и другие). Так как в последнем случае (Дан 12:2) воскресение мертвых должно совершиться в два приема, то преисподняя, по представлению нового еврейства, имела две различные части, отделенные друг от друга непроходимой пропастью; одно из них предполагалось для верующих, другое для безбожников. В первой, которую назвали «раем» или «садом Едема», находятся набожные патриархи; там Авраам принимает на свое лоно всех истинных своих детей, чтобы утешить их. В другом же отделении безбожники мучаются в пламени осуждения (Лк 16:23 и далее).
Кроме упомянутых слов, шеол и гадес, в Новом Завете есть другое слово, а именно: геенна — греческая форма еврейского слова гехенна или гехинном (см. Енномова долина). Слово это употреблено, чтобы отметить последнее место собрания осужденных. Это слово встречается в Новом Завете в 12 местах, а именно: 11 раз в 3 первых Евангелиях (Мф 5:22, Мф 5:29, Мф 5:30, Мф 18:9, Мф 10:28, Мф 23:15, Мф 23:33, Мк 9:43, Мк 9:45, Мк 9:47, Лк 12:5) и один раз у Иак 3:6. В некоторых из этих мест находим название «геенна огненная», т.е. «горящая геенна»; оно обозначает то же, что и «печь огненная» (Мф 13:42, Мф 13:50) — вечный огонь или «мука вечная» (Мф 25:41, Мф 25:46), «тьма внешняя» (Мф 22:13, Мф 25:30).
»Врата адовы» в Мф 16:18, т.е. власть и совет ада. Срав. «Ворота».