Словарь Никифорова : афины
Афины, столица Аттики в Др. Греции, названная по имени богини Афины, один из известнейших центров науки и иск-ва древнего мира. Когда ап. Павел прибыл в А. (Деян 17 и след.), апогей славы этого города остался позади: главным торг. центром стал Коринф, а столицей науки — Александрия. С 146 г. до Р.Х. А. имели статус свободного города, но не оказывали заметного полит. влияния. Тем не менее, город сохранял репутацию духовного центра всего эллинистич. мира. Во времена Павла в А. развивались четыре философских школы: платоники (академич. школа), последователи Аристотеля (перипатетики), стоики и эпикурейцы. Две последние упомянуты в Деян 17:18.
Над городом возвышается холм Акрополь (156 м), заселенный еще в III тысячел. до Р.Х. (каменный век). В период ок. 1500 г. до Р.Х. на Акрополе была построена крепость, остатки которой сохранились до наших дней. Ок. 600 г. до Р.Х. там появляются первые каменные храмы, а позднее одно языч. святилище теснит другое. Среди них наиб. известны храмы Гекатомпедон, Парфенон, Эрехтейон, посвящен. Афине, Артемиде и другим богам и богиням, а также стоящая на открытой площади колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос в шлеме с позолоч. гребнем и с копьем в руке. К этим храмовым сооружениям вели Пропилеи — парадный ход на Акрополь. В нижнем городе были расположены храмы, ярмарочные площади, гимнасии и школы, в которых преподавали философы.
К Акрополю примыкали: с юга — театр, с запада — → Ареопаг, с севера — Агора — рыночная площадь, обрамленная колоннадами, храмами и правительств. зданиями, на которой собирались жители А. и где можно было открыто выступать с речами. Первоначально именно здесь проповедовал ап. Павел, оказавшийся в А. во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 17:17).
Писатели древности сообщают об огромном стр.-ве статуй богов в А. Согласно Плинию, их было около 3 тыс. Павсаний сообщает об алтаре, который был посвящен «неизвестному богу» и находился на пути, ведущем из порта в Фалерской бухте к городу. Подобная надпись была обнаружена и в Пергаме. В А. находилась синагога, где Павел, перед тем как выступить перед афинянами, обратился к иудеям (Деян 17:17). В А. оказалось лишь несколько человек, уверовавших в Христа. Среди них были Дионисий Ареопагит, женщина по имени Дамарь и «другие с ними» (Деян 17:34).
Афины, Афинянин, Афиняне (Ἀθῆναι, Ἀθηνᾶιος, Ἀθηνᾶιοι; Athenae, Athenienses; Аѳины, Аѳинеи; Athen, die Athener): 2Макк.6:1, 9, 15. Деян.17:15–16, 21–22. Фес.3:1. – Древняя столица Аттики и главное место греческой образованности, искусства, торговли, богатства и роскоши в цветущие времена Греции. Город этот лежит на западной стороне Аттики, между реками Кефиссом и Илиссом, вливающимся в Фалерский залив, и имел три гавани: Фелерон, Мунихию и Пирей. Самый город составляли многие холмы, которые обнесены были стенами. Посреди города возвышался крутой, обрывистый холм, который окружен был особенной стеной и застроен храмами, памятниками и другими общественными зданиями. Это место называлось Акрополем. На северо-запад от него находился другой, меньшей величины, холм, называемый Ареопагом, т. е. Марсовым полем или Марсовым холмом. На юго-запад и к югу лежали другие холмы. Площадь «Агора», где был рынок и постоянно толпился народ, находилась между Акрополисом и на юго-запад лежащими от него холмами. Город Афины, по преданию, основан Кекропсом за 1500 лет до Р. Хр. Основателем могущества Афин почитается Тезей, один из знаменитейших героев мифологического периода древней Греции, сделавший Афины главным городом Аттики, до тех пор разделенной на разные, независимые области. Название Афин производят от богини Афины (Минервы), коей город этот был посвящен. Сначала Афины управлялись царями (до 1132 г. до Р. Хр.), потом архонтами, (до 510 г.); после было правление демократическое, с разными переменами, до покорения Греции римлянами в 146 г. до Р. Хр. С этого времени судьба Афин соединялась с судьбою Рима и Вязантии. Афины издревле славились науками, и особенно здесь процветала философия. Сократ, Платон, перипатетики, эпикурейцы, стоики, имели здесь свои школы. Сн. Илов. Рук. к всеобщ. Ист Ч. 1. изд. 3-е, 1869 г. стр. 188–143. Но во времена апостольские только тень оставалась уже здесь древней мудрости – только любознательность, только склонность слушать новости, дух же истинной философии давно исчез. Равным образом набожность оставалась здесь, может быть, от прежней здравой философии, и город наполнен был храмами и капищами, и даже были капища, посвященные неизвестным богам. Но религия для здешних философов была частью гражданского законоположения, и потому, несмотря на все свои нелепости, должна была оставаться неприкосновенной. Более образованная часть народа разделяла с философами свое равнодушие к религии; менее образованная погружена была в самое грубое суеверие. Прибывши сюда во второе свое путешествие из македонского города Верии, апостол Павел хотел было сначала отложить проповедание до прибытия своих спутников, Тимофея и Силы, из Верии. Но сердце его раздиралось от жалости при виде множества истуканов, и он начал проповедовать, сперва в синагоге, потом на площади Агора, всем жителям без разбора. Между слушателями были стоики и эпикурейцы. Они привели его в Ареопаг, и просили его повторить им его проповедь. Апостол начал свою проповедь пред ними с естественных и самых близких сердцу человеческому истин о Боге и человеке, чтобы дать видеть им всю нелепость идолослужения и возбудить в сердцах их дух сокрушения и раскаяния, и коснулся судьбы, ожидающей человека по смерти. Но так глубоко омрачены были умы ложными понятиями, что самые высокие и утешительные истины здравого смысла человеческого для самых членов Ареопага казались смешными или не стоящими внимания, и апостол должен был умолкнуть, и вскоре потом и вовсе оставить Афины. Только Дионисий Ареопагит и только Дамарь с немногими другими уверовали во Христа; и не видно, чтобы здесь образовалось христианское общество, и чтобы апостол заходил когда-нибудь сюда впоследствии, или чтобы посылал когда-нибудь сюда послания. Впрочем, нельзя никак думать, чтобы столь известный Дионисий Ареопагит не имел своего влияния на других, и предание говорит, что впоследствии он был здесь первым епископом. Сн. Пост. Ап. кн. 7. гл. 46. Евсевий «Церковная история» К. 3, гл. 4. Слов. Яцк. и Благ. 1. стр. 157. Жизнь ап. Павла Иннок. стран. 118–126. Zell. 1, р. 104–105. Толля: Афины и Греции. Илов. Рук. к Всеоб. Ист. Ч. 1. стр. 77 и далее.
Когда Павел во время своего первого европейского миссионерского путешествия прибыл в Афины, то «возмутился духом при виде города сего, полного идолов» (Деян 17:16) и, в ожидании Силы и Тимофея, за которыми он послал, стал свидетельствовать о Христе как в синагогах, так и на площади, где афиняне искали случая удовлетворить свое, известное всему миру, любопытство. Некоторые из философов привели Павла в ареопаг (Деян 17:19) и там он, начав с упоминания о жертвеннике, который он видел в городе, с надписью «неведомому богу», сказал афинянам свою знаменитую речь о Боге, Господе неба и земли, произведшем все человечество от одной крови; о спасении и суде через Воскресшего. Город Афины с 1834 г. стал резиденцией греческих королей.