Словарь Никифорова : ахав
1. Восьмой царь Северного Царства, Израиля, правивший около 874-853 г. до Р.Х. Его отец, Амврий, основал династию, которая правила в течение 40 лет. Это было правление Ахава и двух его сыновей — Охозии и Иорама. О династии Амврия есть упоминания не только в библейской истории, но также на знаменитом Моавитском камне и в нескольких ассирийских надписях. Согласно 1Царств, Амврий был полководцем армии царя Илы, сына Ваасы. Когда Ила был убит, армия, во главе которой стоял Амврий, сделала его царем прямо в стане (3Цар 16:8-16). Он победил в гражданской войне и занял столичный город Фирцу (3Цар 16:17-23). Потом он перенес свою столицу в Самарию и укрепил этот район (3Цар 16:24). Амврий также заключил союз с финикийцами, как делали Давид и Соломон, но потомки осудили его за это. Когда Ахав воцарился после своего отца (3Цар 16:28), он укрепил этот союз, женившись на дочери финикийского царя Иезавели (3Цар 16:29-31). Брак Ахава с Иезавелью, развратной и фанатичной язычницей, оказал сильное влияние на жизнь Израиля (3Цар 21:21-26) и имел последствия даже для Южного Царства, Иудеи. Гофолия, их дочь, вышла замуж за Иорама, царя Иудеи, и последствия этого Противостояние на горе Кармил. Бросив вызов лжепророкам Ваала на горе Кармил, Илия хотел доказать Ахаву, что Господь — единственный истинный Бог. Потом Илия убил лжепророков в долине Киссона и вернулся обратно в Изреель. брака были ужасны (4Цар 8:17-18, 4Цар 8:26-27; 4Цар 11:1-20). Под влиянием Иезавели Ахав отказался от поклонения Богу и стал поклоняться Ваалу. Новая религия Ахава была культом плодородия, в котором практиковались совокупления священников с храмовыми «девами», что явно противоречило Божьему закону. Даже женитьба на Иезавели была нарушением библейского запрета, который накладывался на браки с язычницами (Втор 7:1-5). В библейском повествовании упоминается, что Ахав построил много городов (3Цар 22:39) и участвовал в ряде войн, но самой важной фигурой его времени был пророк Илия (3Цар 17:1; 3Цар 18:1; 3Цар 19:1). В начале правления Ахава Бог послал Илию предсказать годы засухи и голода в наказание за грехи Ахава (1Цар 17:1; 1Цар 18:16-18). Засуха длилась три с половиной года, и это был выдающийся период истории Израиля, который вспоминали и в новозаветные времена (Лк 4:25; Иак 5:17). Это было очень тяжелое время, как для людей, так и для скота (3Цар 18:5). По истечении трех с половиной лет Илия попросил Ахава собрать всех языческих пророков для окончательного выяснения отношений между Богом и Ваалом. Илия бросил вызов 450 пророкам Ваала, говоря, что они не способны будут привлечь внимание своего ложного Бога. Потом он помолился Богу, и с небес на жертвенник Бога пал огонь. Люди закричали о своей вере в Бога и помогли Илии разделаться с языческими пророками (3Цар 18:16-40). Засуха немедленно прекратилась (3Цар 18:41-46). Когда Иезавель услышала, что случилось с ее пророками, она поклялась отомстить. Илия бежал, и на горе Хорив Бог велел ему помазать Ииуя на царство Израиля вместо Ахава (3Цар 19:1-16). Это сделал преемник пророка, Елисей (3Цар 19:19-21; 4Цар 9:1-10). Затем Илия выступил против Ахава, когда тот хотел завладеть виноградником человека по имени Навуфей (3Цар 21:1-16). Когда Навуфей отказался продать царю свою землю, Иезавель подкупила лжесвидетелей, которые поклялись, что Нафувей выступает против Бога и царя. Навуфея побили камнями за богохульство. Илия осудил Ахава, говоря, что в наказание за все преступления Бог пошлет его семье страшную смерть (3Цар 21:17-24). Раскаяние Ахава побудило Бога отложить наказание до смерти Ахава (3Цар 21:27-29; 4Цар 10:1-14). Во время своего правления Ахав вступал в вооруженные столкновения с царем Сирии (Арама) Венададом II, которые в основном провоцировали сирийцы. Сначала Венадад осадил Самарию, столицу Израиля, и потребовал большую подать. Ахав отказался исполнить эти требования и созвал совет старейшин. Когда сирийцы готовились к атаке, пророк посоветовал Ахаву напасть первым (3Цар 20:1-14). Сирийцы были отброшены, Венададу едва удалось бежать (3Цар 20:15-22). На следующий год Венадад предпринял еще одну попытку атаковать войско Ахава, снова потерпел поражение и сдался Ахаву (3Цар 20:23-33). Венадад вернул Израилю несколько городов, которые были захвачены его отцом, и дал разрешение на торговые площади в Дамаске (3Цар 20:34). Бог через пророка упрекнул Ахава.
Ахав («брат отца», т.е. «весь в отца»):
1) сын и наследник израил. царя Амврия, основателя династии, царствовавший в 874–852 гг. до Р.Х. Время его правления было ознаменовано религ. конфликтами внутри страны и успешной внешнеполит. борьбой за господствующее положение Израиля в Палестине и Сирии. Жена А., деятельная дочь сидонского царя Ефваала Иезавель, склонила мужа к поклонению Ваалу. Почитание тельцов, изготовленных Иеровоамом, должно было в первую очередь заместить собой богослужение в Иерусалимском храме (3Цар 12 и след.) и было задумано не как подмена веры в Яхве, а, скорее, как престол для Господа. Но при А. в Израиле офиц. вводится поклонение чужим богам, что означало открытый вызов Яхве со стороны Ваала. Вдохновительницей поклоняющихся Ваалу была царица Иезавель, а ее противником — пр. → Илия. А. занимал промежуточную позицию.
Примечат., что известные нам имена трех его детей связаны с именем Яхве: Охозия, Иорам, Гофолия. Но жена А., все более обретая власть над ним, толкала его к злу. А. соорудил в Самарии капище и жертвенник Ваалу и установил истукан Ашеры (3Цар 16:31–33; в Синодальном переводе имя «Ашера» передано как «дубрава»); жертвенники Господу были разрушены, а Его пророки истреблены, за искл. тех ста, которых удалось спасти управляющему дворцом Авдию (3Цар 18:4; 3Цар 19:10). Зато 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры начали творить свое беззаконие в Израиле (3Цар 18:19). На табличках из слоновой кости, найденных во время раскопок дворца А. в Самарии (3Цар 22:39), обнаружены изображения чужеземных божеств. (→ Мегиддо;)
За поклонение богам плодородия Господь покарал израильтян многолетней засухой и жесточайшим голодом, что было заранее предсказано Илией (3Цар 17:1). Илия получил от Господа поручение вызвать пророков Ваала и Ашеры на гору Кармил для публичного свершения над ними Божьего суда; только после этого мог пойти дождь. А. согласился на это. В то время как Ваал никак не проявлял себя, ниспосл. Господом огонь поглотил приготовленную для Него жертву всесожжения. Вслед за этим Илия убил «пророков Ваала» (3Цар 18). Это не было актом мести или фанатизма, а соответствовало древнему праву, согласно которому любая форма отпадения от Яхве каралась смертью (Исх 22:20; Втор 13:6–15). А., вероятно, пришел в смятение, но Иезавель не покорилась. Она стала угрожать Илии смертью, и тот был вынужден бежать. На горе Хорив Господь повелевает ему призвать тех, кто должен исполнить Божий суд над А. и Иезавелью: Илия должен помазать Азаила на царство в Сирии, Ииуя — в Израиле, а Елисея — в пророки вместо себя (3Цар 19:1; пророк совершает только два первых помазания, 4Цар 8:13; 4Цар 9:2 и след.).
После убийства неправедно осужденного Навуфея Илия еще раз встретился с А. и возвестил ему Божий суд над ним и царицей, а также сообщил о конце его рода. Но поскольку А. совершил покаяние, Господь откладывает исполнение приговора до времени царствования его сына (3Цар 21).
Введению в Израиле поклонения Ваалу могли способствовать полит. связи страны с Тиром и Сидоном. Восстановление Иерихона (3Цар 16:34) во время правления А. служило укреплению границы с Моавом. То и другое было противно Господу, но, возможно, это были вынужденные полит. меры для прикрытия флангов в борьбе за господство в регионе, которую А. вел с сир. царем Венададом. Однако не эти меры предосторожности спасли А. от поражения при нападении Венадада. Решающими победами, достигнутыми им при осаде Самарии и год спустя, в открытом сражении при Афеке с превосходящими силами сирийцев, он был обязан не собств. силе, а помощи Господа и указаниям пророка, имя которого не названо. Но А. не сумел воспользоваться плодами этого успеха, позволив, вопреки Господней воле, уговорить себя заключить договор с разгромл. Венададом (3Цар 20). В 853 г. до Р.Х. вместе с другими царями А. выступил навстречу вторгшемуся ассирийскому войску → Салманасара III и участвовал в сражении при Каркаре на р. Оронте, сев. Емафа. По данным ассирийцев, А. присоединился к войску союзников с 2 тыс. боевых колесниц и 10 тыс. пеших воинов, в то время как арамеям (сирийцам) удалось выставить только 1200 колесниц. Сражение не выявило победителя, и ассирийцы отступили.
После трех лет мира, прошедших с момента совместного сражения с ассирийцами, А. все же возобновил воен. действия против дамасского царя. Вместе с иуд. царем Иосафатом, сын которого Иорам был женат на дочери А. Гофолии, он пытался завоевать Рамоф Галаадский. Предостережение пр. Михея не остановило его; и А., переодевшись из предосторожности, вступил в сражение. Но переодевание его не спасло, он был ранен и умер. Его тело привезли в Самарию и там погребли. Когда мыли колесницу царя, то псы лизали его кровь (3Цар 22:1–38), — так исполнилось слово пр. Илии (3Цар 21:19). Злой рок А. — его жена Иезавель, совращавшая слишком зависимого от своих чувств царя к отпадению от Бога, к неправедности и насилию. Все его успехи в политике носили временный характер и не могли обелить его от совершенных грехов. Только Божье милосердие хранило его при жизни от суда, который после смерти становится неотвратимым;
2) лжепророк из среды угнанных в Вавилон иудеев, сын Колии. Иеремия предсказал, что он будет казнен вавил. царем (Иер 29:21–23).
Ахав (אַחְאָב = дядя по отцу; Ἀχαὰβ, Ἀχιὰβ; Achab; Ахаавъ):
а) сын и преемник Амврия, царь израильский, царствовавший в Самарии 22 года (3Цар 16:29) и делавший много неугодного пред очами Господа. Под влиянием властной и жестокой жены Иезавели (дочери сидонского царя), он ввел в Самарии поклонение Ваалу и Астарте. За убийство Навуфея, за гнусное идолослужение, над ним был произнесен Божий приговор, но за его смирение Бог отложил суд (3Цар 21:29);
б) (Иер 29:21, Иер 29:22) — сын (потомок) Колии, лжепророк, вводивший в заблуждение израильтян в Вавилоне.
2) сын Колии, лжепророк; ввел в заблуждение израильтян в Вавилоне и был обличен Иеремиею (Иер 29:21, Иер 29:22).