Загрузка

Словарь Никифорова : ахав

(Брат отца; 3Цар 16:29) — сын Амврия и его преемник, восьмой царь Израильский. Он царствовал 22 года (925-903 до Р.Х.), и резиденциею его царства была Самария. Он был женат на Иезавели, дочери царя Сидонского, женщине развратной и нечестивой. Она была грубою идолопоклонницею, и Ахав, следовавший во всем ее примеру, сделался также поклонником Ваала и даже насадил дубраву и построил алтарь для гнусного идолослужения. Уже о первых годах царствования Ахава священный историк замечает: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Божиими более всех, бывших прежде него» (3Цар 16:30). Пророк Илия предостерегал Ахава о приближающейся засухе и имевшем последовать вследствие оной голоде, каковые бедствия всегда особенно тяжело отзывались в Самарии. Так и случилось согласно с пророческим предсказанием. На третий год голода Ахав призвал Авдия, начальствовавшего над дворцом, человека богобоязненного, и приказал ему идти одною дорогою, тогда как сам пошел другою для того, чтобы поискать, не найдут ли они достаточно травы на окраинах водных источников и потоков для прокормления коней и лошаков с тем, чтобы спасти их от неизбежной гибели. На пути Авдий встретился с прор. Илиею, получившим в то время от Господа повеление явиться к Ахаву; и вот, по требованию Илии, Ахав вышел к нему на встречу. Увидав Илию, Ахав встретил его грубым вопросом: «ты ли это, смущающий Израиля?» (3Цар 18:17). Пророк отвечал ему на это обличением в идолопоклонстве: «не я смущаю Израиля, сказал он, но ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете во след Ваалов» (ст. 18). Затем он предложил ему доказать, что боги, которым он служит, не суть истинные боги. С сею целью он велел Ахаву собрать 450 пророков Вааловых, которые ему служили, в одно собрание на гору Кармил; и здесь-то безумие их идолопоклонства было обличено чудесным и поразительным образом (см. Пр. Илия); после чего все пророки Вааловы, по приказанию Илии, были схвачены и закланы им при потоке Киссонь. Прежде чем Ахав возвратился в Самарию, пошел большой дождь. Спустя 6 лет после сего, Венадад, царь Сирийский, с большим войском осадил Самарию; но Ахав внезапно напал на него и истребил большую часть его войска, а остальную обратил в бегство, сам же Венадад едва успел спастись на коне. Царь Сирийский, предполагая, что его поражение произошло вследствие выгодных условий местоположения, на котором стояло войско Ахава, ласкал себя надеждою, что если он сразится с ним в равнине, то неминуемо победить царя Израильского, потому по прошествии года он снова осадил Самарию. Ахав узнал об этом от пророка вскоре после первой победы и приготовился к битве. Он снова одержал победу, и Сирияне потеряли в один день сто тысяч человек воинов, кроме 27 000 убитых стеною в Афеке, куда они бежали. Венадад находился в числе пленных; но заключивши мирный договор с победителем Ахавом, возвратился домой, Ахав вслед за ним получил вразумление чрез пророка, что он согрешил, отпустив на волю царя Сирийского, тем более что тот был предан в его руки чудесным действием Божия Промысла, и что поступок его таков, что он должен собственною жизнью заплатить за жизнь Венадада и собственным народом за его народ. «Так говорит Господь, сказал ему пророк, за то что выпустил из рук своих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа» (3Цар 20:43). Это обличение произвело на Ахава на некоторое время сильное впечатление. Впрочем из дальнейшей истории Ахава видно, что несмотря на грозный приговор Божий нечестивый царь Израильский нисколько не исправился, но все более и более погрязал в беззакониях. Навуфей, один из его близких соседей, имел виноградник, расположенный почти около самого дворца Ахава, и так как Ахав очень желал приобрести оный в свою собственность, то и просил Навуфея уступить ему означенное место, обещая дать ему или лучший виноградник в другом месте, или заплатить за оный деньгами. Это царское предложение, по-видимому, было очень вежливо и благоприлично, но Навуфей не желал расстаться с виноградником ни под каким условием: — это было наследие, полученное им от своих отцов, и по этому, и по другим причинам, ценя его особенно дорого, не согласился на предложение Ахава. Встревоженный и огорченный отказом Навуфея, царь в смущенном духе лег на постелю свою, и отворотил лице свое, и не ел хлеба (3Цар 21:4). Иезавель, нечестивая жена его, узнав от него, о причине его огорчения уверила его, что он может быть спокоен и что желание его осуществится. Два наущенные ею лжесвидетеля объявили Навуфея виновным в хуле на Бога и царя, и следствием лжесвидетельства было то, что он был побит камнями за городом, а вслед затем Ахав вступил во владение виноградником Навуфея. Но суд Божий не замедлил разразиться над нечестивым царем. Господь послал Илию обличить его в этом только что совершенном им гнусном преступлении и предсказал ему страшный суд Божий не только над ним самим, но и конечное, несомненное истребление всего его дома. «На том месте, говорил ему Илия от лица Божия, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь» (3Цар 21:19). Как ни нечестив был Ахав, но, по-видимому, он не совсем еще потерял в то время сознание своей греховности, и когда грозный суд Божий был так близок к нему, он, по слову священного историка, «умилился пред Господом, ходил и плакал, разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально» (3Цар 21:27). Но так как раскаяние его было только временное, то Господь и наказание его отложил лишь на время. Он сказал Илии: «Я не наведу бед в его дни, но во дни сына его наведу беды на дом его» (ст. 29). Обстоятельства смерти Ахава весьма интересны и поучительны. Он предложил Иосафату, царю Иудейскому, предпринять войну против Рамофа Галаадского, находившегося во владении царя Сирийского. Иосафат изъявил готовность вступить в союз с Ахавом, но говорил, что сначала нужно узнать волю Божию относительно задуманного ими предприятия. Вследствие сего Ахав созвал своих 400 лжепророков и все они говорили в утвердительном смысле относительно исхода войны, но Иосафат, как кажется, заподозрил истину лжепророческих знаний, и потому спросил: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросит через него Господа? (3Цар 22:7). Ахав указал ему на пророка Михея, выразив в то же время свое нерасположение к нему, так как его пророчества предвещали одни только бедствия. Несмотря на то, царь послал за пророком Михеем одного евнуха, приказав передать ему речи пророков, при чем изъявил желание, чтобы и он пророчествовал в смысле благоприятном, согласно со словом каждого из лжепророков. «Изреки и ты доброе,» говорил он. — «Жив Господь, отвечал Михей, я изреку то, что скажет мне, Господь» (ст. 13-14). Когда пророк Михеи явился пред лице двух царей сидевших на своих седалищах на площади у ворот Самарии и все лжепророки стояли и пророчествовали пред ним, ему был предложен такой же вопрос, какой был предложен и прочим пророкам: «Михей! идти ли нам войною на Рамоф-Галаадский или нет?» (3Цар 22:15). Пророк советовал идти, но очевидно в таком тоне и настроении, по которым ясно можно было заключить, что он говорил не в духе пророческом. Ахав торжественно заклинал его не говорить ему ничего, кроме истины, во имя Господа. Тогда Михей открыл ему все, сказавши, что он не только будет разбит при Рамофе-Галаадском, но и то, что Господь попустил в уста пророков пророчествовавших в защиту войны духа лживого, дабы скорее привести его к конечной гибели, которая ожидала его. Ахав отослал истинного пророка Божия в Самарию, и приказал заключить его в тюрьму до своего возвращения с поля битвы. Таким образом, ослепленные безумием, цари Израильский и Иудейский, вопреки воли Всевышнего, выступили на поле битвы против царя Сирийского к Рамофу-Галаадскому. С целию обезопасить себя от неприятельского нападения, Ахав выступил на поле битвы переодетым, но один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат, и кровь из ран лилась в колесницу, так что он вечером в тот же день умер. Войско его было разбито и рассеяно согласно с предсказанием Михея. Его тело было привезено для погребения в Самарию, «и обмыли колесницу на пруде Самаринском, говорит свящ. историк в заключение, и псы лизали кровь его, а омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек» (3Цар 22:38). Особенно нечестивые цари последующих времен нередко сравнивались с Ахавом за свое идолопоклонство, разврат и корыстолюбие (4Цар 6:18, Мих 6:16).
Слово Ахав найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
«Брат отца» (Ahab)

1. Восьмой царь Северного Царства, Израиля, правивший около 874-853 г. до Р.Х. Его отец, Амврий, основал династию, которая правила в течение 40 лет. Это было правление Ахава и двух его сыновей — Охозии и Иорама. О династии Амврия есть упоминания не только в библейской истории, но также на знаменитом Моавитском камне и в нескольких ассирийских надписях. Согласно 1Царств, Амврий был полководцем армии царя Илы, сына Ваасы. Когда Ила был убит, армия, во главе которой стоял Амврий, сделала его царем прямо в стане (3Цар 16:8-16). Он победил в гражданской войне и занял столичный город Фирцу (3Цар 16:17-23). Потом он перенес свою столицу в Самарию и укрепил этот район (3Цар 16:24). Амврий также заключил союз с финикийцами, как делали Давид и Соломон, но потомки осудили его за это. Когда Ахав воцарился после своего отца (3Цар 16:28), он укрепил этот союз, женившись на дочери финикийского царя Иезавели (3Цар 16:29-31). Брак Ахава с Иезавелью, развратной и фанатичной язычницей, оказал сильное влияние на жизнь Израиля (3Цар 21:21-26) и имел последствия даже для Южного Царства, Иудеи. Гофолия, их дочь, вышла замуж за Иорама, царя Иудеи, и последствия этого Противостояние на горе Кармил. Бросив вызов лжепророкам Ваала на горе Кармил, Илия хотел доказать Ахаву, что Господь — единственный истинный Бог. Потом Илия убил лжепророков в долине Киссона и вернулся обратно в Изреель. брака были ужасны (4Цар 8:17-18, 4Цар 8:26-27; 4Цар 11:1-20). Под влиянием Иезавели Ахав отказался от поклонения Богу и стал поклоняться Ваалу. Новая религия Ахава была культом плодородия, в котором практиковались совокупления священников с храмовыми «девами», что явно противоречило Божьему закону. Даже женитьба на Иезавели была нарушением библейского запрета, который накладывался на браки с язычницами (Втор 7:1-5). В библейском повествовании упоминается, что Ахав построил много городов (3Цар 22:39) и участвовал в ряде войн, но самой важной фигурой его времени был пророк Илия (3Цар 17:1; 3Цар 18:1; 3Цар 19:1). В начале правления Ахава Бог послал Илию предсказать годы засухи и голода в наказание за грехи Ахава (1Цар 17:1; 1Цар 18:16-18). Засуха длилась три с половиной года, и это был выдающийся период истории Израиля, который вспоминали и в новозаветные времена (Лк 4:25; Иак 5:17). Это было очень тяжелое время, как для людей, так и для скота (3Цар 18:5). По истечении трех с половиной лет Илия попросил Ахава собрать всех языческих пророков для окончательного выяснения отношений между Богом и Ваалом. Илия бросил вызов 450 пророкам Ваала, говоря, что они не способны будут привлечь внимание своего ложного Бога. Потом он помолился Богу, и с небес на жертвенник Бога пал огонь. Люди закричали о своей вере в Бога и помогли Илии разделаться с языческими пророками (3Цар 18:16-40). Засуха немедленно прекратилась (3Цар 18:41-46). Когда Иезавель услышала, что случилось с ее пророками, она поклялась отомстить. Илия бежал, и на горе Хорив Бог велел ему помазать Ииуя на царство Израиля вместо Ахава (3Цар 19:1-16). Это сделал преемник пророка, Елисей (3Цар 19:19-21; 4Цар 9:1-10). Затем Илия выступил против Ахава, когда тот хотел завладеть виноградником человека по имени Навуфей (3Цар 21:1-16). Когда Навуфей отказался продать царю свою землю, Иезавель подкупила лжесвидетелей, которые поклялись, что Нафувей выступает против Бога и царя. Навуфея побили камнями за богохульство. Илия осудил Ахава, говоря, что в наказание за все преступления Бог пошлет его семье страшную смерть (3Цар 21:17-24). Раскаяние Ахава побудило Бога отложить наказание до смерти Ахава (3Цар 21:27-29; 4Цар 10:1-14). Во время своего правления Ахав вступал в вооруженные столкновения с царем Сирии (Арама) Венададом II, которые в основном провоцировали сирийцы. Сначала Венадад осадил Самарию, столицу Израиля, и потребовал большую подать. Ахав отказался исполнить эти требования и созвал совет старейшин. Когда сирийцы готовились к атаке, пророк посоветовал Ахаву напасть первым (3Цар 20:1-14). Сирийцы были отброшены, Венададу едва удалось бежать (3Цар 20:15-22). На следующий год Венадад предпринял еще одну попытку атаковать войско Ахава, снова потерпел поражение и сдался Ахаву (3Цар 20:23-33). Венадад вернул Израилю несколько городов, которые были захвачены его отцом, и дал разрешение на торговые площади в Дамаске (3Цар 20:34). Бог через пророка упрекнул Ахава.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Ахав («брат отца», т.е. «весь в отца»):

1) сын и наследник израил. царя Амврия, основателя династии, царствовавший в 874–852 гг. до Р.Х. Время его правления было ознаменовано религ. конфликтами внутри страны и успешной внешнеполит. борьбой за господствующее положение Израиля в Палестине и Сирии. Жена А., деятельная дочь сидонского царя Ефваала Иезавель, склонила мужа к поклонению Ваалу. Почитание тельцов, изготовленных Иеровоамом, должно было в первую очередь заместить собой богослужение в Иерусалимском храме (3Цар 12 и след.) и было задумано не как подмена веры в Яхве, а, скорее, как престол для Господа. Но при А. в Израиле офиц. вводится поклонение чужим богам, что означало открытый вызов Яхве со стороны Ваала. Вдохновительницей поклоняющихся Ваалу была царица Иезавель, а ее противником — пр. → Илия. А. занимал промежуточную позицию.

Примечат., что известные нам имена трех его детей связаны с именем Яхве: Охозия, Иорам, Гофолия. Но жена А., все более обретая власть над ним, толкала его к злу. А. соорудил в Самарии капище и жертвенник Ваалу и установил истукан Ашеры (3Цар 16:31–33; в Синодальном переводе имя «Ашера» передано как «дубрава»); жертвенники Господу были разрушены, а Его пророки истреблены, за искл. тех ста, которых удалось спасти управляющему дворцом Авдию (3Цар 18:4; 3Цар 19:10). Зато 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры начали творить свое беззаконие в Израиле (3Цар 18:19). На табличках из слоновой кости, найденных во время раскопок дворца А. в Самарии (3Цар 22:39), обнаружены изображения чужеземных божеств. (→ Мегиддо;)

За поклонение богам плодородия Господь покарал израильтян многолетней засухой и жесточайшим голодом, что было заранее предсказано Илией (3Цар 17:1). Илия получил от Господа поручение вызвать пророков Ваала и Ашеры на гору Кармил для публичного свершения над ними Божьего суда; только после этого мог пойти дождь. А. согласился на это. В то время как Ваал никак не проявлял себя, ниспосл. Господом огонь поглотил приготовленную для Него жертву всесожжения. Вслед за этим Илия убил «пророков Ваала» (3Цар 18). Это не было актом мести или фанатизма, а соответствовало древнему праву, согласно которому любая форма отпадения от Яхве каралась смертью (Исх 22:20; Втор 13:6–15). А., вероятно, пришел в смятение, но Иезавель не покорилась. Она стала угрожать Илии смертью, и тот был вынужден бежать. На горе Хорив Господь повелевает ему призвать тех, кто должен исполнить Божий суд над А. и Иезавелью: Илия должен помазать Азаила на царство в Сирии, Ииуя — в Израиле, а Елисея — в пророки вместо себя (3Цар 19:1; пророк совершает только два первых помазания, 4Цар 8:13; 4Цар 9:2 и след.).

После убийства неправедно осужденного Навуфея Илия еще раз встретился с А. и возвестил ему Божий суд над ним и царицей, а также сообщил о конце его рода. Но поскольку А. совершил покаяние, Господь откладывает исполнение приговора до времени царствования его сына (3Цар 21).

Введению в Израиле поклонения Ваалу могли способствовать полит. связи страны с Тиром и Сидоном. Восстановление Иерихона (3Цар 16:34) во время правления А. служило укреплению границы с Моавом. То и другое было противно Господу, но, возможно, это были вынужденные полит. меры для прикрытия флангов в борьбе за господство в регионе, которую А. вел с сир. царем Венададом. Однако не эти меры предосторожности спасли А. от поражения при нападении Венадада. Решающими победами, достигнутыми им при осаде Самарии и год спустя, в открытом сражении при Афеке с превосходящими силами сирийцев, он был обязан не собств. силе, а помощи Господа и указаниям пророка, имя которого не названо. Но А. не сумел воспользоваться плодами этого успеха, позволив, вопреки Господней воле, уговорить себя заключить договор с разгромл. Венададом (3Цар 20). В 853 г. до Р.Х. вместе с другими царями А. выступил навстречу вторгшемуся ассирийскому войску → Салманасара III и участвовал в сражении при Каркаре на р. Оронте, сев. Емафа. По данным ассирийцев, А. присоединился к войску союзников с 2 тыс. боевых колесниц и 10 тыс. пеших воинов, в то время как арамеям (сирийцам) удалось выставить только 1200 колесниц. Сражение не выявило победителя, и ассирийцы отступили.

После трех лет мира, прошедших с момента совместного сражения с ассирийцами, А. все же возобновил воен. действия против дамасского царя. Вместе с иуд. царем Иосафатом, сын которого Иорам был женат на дочери А. Гофолии, он пытался завоевать Рамоф Галаадский. Предостережение пр. Михея не остановило его; и А., переодевшись из предосторожности, вступил в сражение. Но переодевание его не спасло, он был ранен и умер. Его тело привезли в Самарию и там погребли. Когда мыли колесницу царя, то псы лизали его кровь (3Цар 22:1–38), — так исполнилось слово пр. Илии (3Цар 21:19). Злой рок А. — его жена Иезавель, совращавшая слишком зависимого от своих чувств царя к отпадению от Бога, к неправедности и насилию. Все его успехи в политике носили временный характер и не могли обелить его от совершенных грехов. Только Божье милосердие хранило его при жизни от суда, который после смерти становится неотвратимым;

2) лжепророк из среды угнанных в Вавилон иудеев, сын Колии. Иеремия предсказал, что он будет казнен вавил. царем (Иер 29:21–23).

Словарь собственных имен :

Ахав (אַחְאָב = дядя по отцу; Ἀχαὰβ, Ἀχιὰβ; Achab; Ахаавъ):

Словарь Вихлицкого :
(Брат отца)

а) сын и преемник Амврия, царь израильский, царствовавший в Самарии 22 года (3Цар 16:29) и делавший много неугодного пред очами Господа. Под влиянием властной и жестокой жены Иезавели (дочери сидонского царя), он ввел в Самарии поклонение Ваалу и Астарте. За убийство Навуфея, за гнусное идолослужение, над ним был произнесен Божий приговор, но за его смирение Бог отложил суд (3Цар 21:29);

б) (Иер 29:21, Иер 29:22) — сын (потомок) Колии, лжепророк, вводивший в заблуждение израильтян в Вавилоне.
Словарь Нюстрема :
1) седьмой израильский царь, сын и наследник Амврия (875-853 до Р. Хр.), царствовал 22 года. Жена его Иезавель, дочь Сидонского царя Еф-ваала, была честолюбивая, предавшаяся похотям женщина, которая, пользуясь своим влиянием, ввела служение Ваалу и Астарте в Израиле. Ахав построил в Самарии дом Ваалу и поставил в нем изображения Ваала и Астарты. Он «более всех царей израильских делал то, что раздражает Гопода Бога Израилева». Против него восстал пророк Илия со словами осуждения. Бог покарал землю засухой, продолжавшейся более трех лет. На горе Кармиле идолослужение было наказано огнем с неба и истреблением 450 пророков Ваала. Спустя 6 лет Сирийский царь Венадад напал на израильтян с большим войском, но потерпел позорное поражение по воле Божией; то же случилось в следующем году, когда Ахав взял Венадада в плен. Однако Ахав отпустил его на свободу, чем и навлек на себя гнев Божий. Несмотря на все предупреждения и оказанные Богом милости, Ахав продолжал жить в грехе. Наконец, после убийства Навуфея, Бог послал Илию возвестить царю о наказании, которое постигнет его и все его потомство. Наказание это было отложено, потому что Ахав смирился пред Богом. Через три года Ахав пошел с Иосафатом, царем Иудейским, отвоевать город Рамоф Галаадский у сирийцев, несмотря на запрещение Господа, переданное ему пророком Михеем. Во время сражения он был убит и псы лизали его кровь около пруда Самарийского (3Цар 16:29 до 3Цар 22:40).

2) сын Колии, лжепророк; ввел в заблуждение израильтян в Вавилоне и был обличен Иеремиею (Иер 29:21, Иер 29:22).

Слово ахав в симфонии
В Библии слово "ахав" упоминается в 29 стихах.
Другие формы слова : ахав.

3Цар 16 : 28
И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него.
3Цар 16 : 29
Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года.
3Цар 16 : 30
И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него.
3Цар 16 : 33
И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою].
3Цар 18 : 3
И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный,
3Цар 18 : 5
И сказал Ахав Авдию: пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота.
3Цар 18 : 6
И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою.
3Цар 18 : 16
И пошел Авдий навстречу Ахаву и донес ему. И пошел Ахав навстречу Илии.
3Цар 18 : 17
Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля?
3Цар 18 : 20
И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил.
3Цар 18 : 42
И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими,
3Цар 18 : 45
Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель.
3Цар 19 : 1
И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом.
3Цар 20 : 14
И сказал Ахав: чрез кого? Он сказал: так говорит Господь: чрез слуг областных начальников. И сказал [Ахав]: кто начнет сражение? Он сказал: ты.
3Цар 20 : 15
[Ахав] счел слуг областных начальников, и нашлось их двести тридцать два; после них счел весь народ, всех сынов Израилевых, семь тысяч.
3Цар 20 : 34
И сказал ему Венадад: города, которые взял мой отец у твоего отца, я возвращу, и площади ты можешь иметь для себя в Дамаске, как отец мой имел в Самарии. Ахав сказал: после договора я отпущу тебя. И, заключив с ним договор, отпустил его.
3Цар 21 : 2
И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит.
3Цар 21 : 4
И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И [в смущенном духе] лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел.
3Цар 21 : 16
Когда услышал Ахав, что Навуфей [Изреелитянин] был убит, [разодрал одежды свои и надел на себя вретище, а потом] встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение.
3Цар 21 : 20
И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа [и раздражать Его].