Словарь Никифорова : александр
1. Македонский завоеватель, Александр Великий (356-323 до Р.Х.), оказавший громадное влияние на историю и культуру, которое продолжается на протяжении более двух тысячелетий, вплоть до нынешнего момента. Он был прекрасным организатором и военным стратегом, но его самым большим достижением оказалась эллинизация завоеванных им территорий. Греческое культурное влияние стало связующим элементом, объединившим разные народы. То, что греческий язык стал официальным языком всей империи, имело далеко идущие последствия.
ВЗ был переведен на греческий язык в Александрии (Египет), а книги НЗ были написаны на этом языке. Первые христиане-миссионеры владели двумя языками, так что имели возможность нести Благую Весть «во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим 1:16).
Александр был сыном знаменитого Филиппа II Македонского. Еще в подростковом возрасте он получил богатый опыт командования войсками, а в 20 лет, когда отец его был убит, унаследовал трон. Подавив мятежи, вспыхнувшие после смерти его отца, Александр пересек Дарданеллы и покорил Малую Азию. В 332 г. до Р.Х. он нанес поражение персидской армии Дария III при Иссе. Это сражение имело огромное историческое значение. Продвигаясь вдоль Средиземноморского побережья, Александр захватил Сидон, Тир и Газу, он достиг Египта, и оракул Амона в Фивах приветствовал его как обожествленного фараона. Он основал Александрию, в числе прочих 60 с лишним городов, им основанных и носящих это название, после чего стал продвигаться на восток. При Гавгамела-Арбелах (331 до Р.Х.) он снова разгромил персов. Дойдя до Персии, он захватил Сузы, Персеполис и Экбатаны. Он продвигался на восток, пока не достиг реки Инд, после чего повернул обратно на запад, так как войска его устали и возникла угроза мятежа. Он умер в Вавилоне в 323 г. до Р.Х., пав жертвой лихорадки, упадка сил и беспутного образа жизни, — властелин державы, простиравшейся от Дуная до Инда и египетской реки Нил на юге.
Смотрите также: Александрия; Греция; еллинисты; ИУДАИЗМ; эллинизм.
2. Брат Руфа, сын Симона Киринеянина, который проходил мимо, когда Иисуса вели на Голгофу, и которого римские солдаты заставили нести крест (Мк 15:21).
3. Член рода первосвященников, наряду с Каиафой, первосвященником Анной и Иоанном (Деян 4:6).
Именно эти люди призвали к себе Петра и Иоанна, чтобы те рассказали об исцелении хромого у Красных ворот храма (Деян 3).
4. Ефесянин, которого иудеи уполномочили говорить от своего имени, когда серебряник Димитрий подстрекал народ к мятежу (Деян 19:33).
Проповедь Благой Вести Павлом и его товарищами привела к обращению многих людей, которые отказались от поклонения богине Артемиде (Диане), в результате чего доходы серебряников, изготавливавших фигурки богини, сократились (Деян 19:23-41).
5. человек, упомянутый вместе с Именеем и «потерпевший кораблекрушение в вере» из-за того, что он отверг добрую совесть (1Тим 1:20).
Павел утверждает, что этих двоих он «предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать».
6. Медник (2Тим 4:14).
Павел предупреждает Тимофея остерегаться этого человека, потому что он причинил Павлу много зла и выступал против благовестия. Некоторые ученые считают, что это тот же самый Александр, что и в 1Тим 1:20 (см. выше, №5).
Александр (греческое «отражающий/защищающий мужчин»):
1) А. Македонский (356–323 гг. до Р.Х.), воцарившийся на македонском престоле в возрасте 20 лет (в 336 г. до Р.Х.). Освободил от перситского гнета греческие города на побережье Малой Азии (334 г. до Р.Х.) и нанес в 333 г. до Р.Х. тяжелое поражение перситскому царю Дарию III при Иссе. В следующем году, после завоевания Тира, Палестины и Египта, основал несколько зап. устья Нила названный в его честь г. Александрию, превратившийся позднее в крупнейший центр торговли и культуры. После решающей битвы при Гавгамелах (331 г. до Р.Х.) и окончат. разгрома персов А. стал неогранич. властителем Востока. Совершив последующ. воен. походы и достигнув Индии, умер в Вавилоне от малярии в возрасте 33 лет. Созданное А. царство распалось вскоре после его смерти. Долговечнее оказались его достижения в области экономики. Он основал ок. 70 городов, развил дорожную сеть, ввел единую валюту. Но самым значит. оказалось влияние греч. культуры, распространявшейся по всей империи Александра. Греч. язык и основ. на нем образование завоевывают мир того времени, давая начало эпохе эллинизма, и в дальнейшем способствуют быстрому распространению христианства. Имя А. упоминается в 1 Макк. 1:1–8; 1 Макк. 6:2. В Дан 8:5–8 (ср. Дан 8:21) он явлен в образе козла. Сообщение Иосифа Флавия о том, что А. при входе в Иерусалим якобы пал ниц перед первосвященником Иаддуем и принес в храме жертву Господу, вряд ли может соответствовать ист. фактам;
2) известный среди ранних христиан сын киринеянина Симона (Мк 15:21);
3) представитель первосвященнич. рода, который присутствовал в синедрионе во время разбирательства по обвинениям, выдвинутым против Петра и Иоанна (Деян 4:6);
4) иудей из Эфеса, пытавшийся во время мятежа серебряных дел мастеров обратиться к толпе, чтобы возложить вину на христиан (Деян 19:33 и след.);
5) христианин-отступник (1Тим 1:20);
6) медник, сделавший много зла Павлу (2Тим 4:14), возможно, то же лицо, что и в п. 4.
Александр (Ἀλέξανδρος = мужественный помощник, отклоняющей, отклоняющий что от кого, защитник, охранитель, Alexander; Алеѯандръ):
а) (Мк 15:21) — сын Симона Киринеянина;
б) (Деян 4:6) — член синедриона, из первосвященнического рода, участвовал в суде над Апостолами Петром и Иоанном;
в) (Деян 19:33) — ефесский Иудей, который сделал безуспешную попытку успокоить жителей Ефеса в их возмущении против ап. Павла;
г) (1Тим 1:20) — один из еретиков и отступников (возможно, из гностиков). Отвергал воскресение и пагубно действовал на других верующих; (см. также Именей)
д) (2Тим 4:14) — много причинивший зла ап. Павлу (возможно, предыдущий).
2) сын Симона Киринеянина (Мк 15:21).
3) член того синедриона, который судил Петра и Иоанна (Деян 4:6).
4) еврей в Ефесе, который напрасно старался успокоить народное возмущение против Павла (Деян 19:33).
5) медник, который причинил Павлу много зла (2Тим 4:14). Вероятно он же участвовал в заблуждении Именея и разделил его участь (1Тим 1:20). см. «Именей».