Загрузка

Словарь Никифорова : александрия

(Деян 18:24, Деян 27:6) — (город, названный именем Александра) — знаменитый город, основанный Александром Великим в Египте около 333 года до Р.Х. Она была расположена на мысе, выдающемся в южный берег Средиземного моря, и между Средиземным морем и озером Мареотисом, более к югу чем настоящий город того же самого наименования. Древняя Александрия была некогда центром науки и ученых знаний; она соперничала с Римом по своему пространству и некогда считалась первым коммерческим городом на земле. Историки передают, что свободное народонаселение Александрии превышало 300 т. человек, и что она имела в то же самое время равное число невольников. О древнем великолепии ее можно судить по развалинам древних улиц, обломкам колонн, обелисков храмов. По смерти Александра, она сделалась столицею Египта и была резиденциею Птоломеев в продолжении 292 лет, которые украсили город многочисленными изящными зданиями и снабдили его библиотекой, состоявшей из 700,000 томов сожженной в VII столетии Сарацинами. Она славилась также своим маяком, построенным на острове Фарос. От дней апостольских до Сарацинского вторжения она находилась под владычеством Рима. Так как Александрия была громадным рынком для сбыта между прочим пшеницы, то сотник, наблюдавший за Павлом, во время его путешествия в качестве пленника в Рим, скоро нашел корабль Александрийский, нагруженный пшеницею, и отправлявшийся в Италию. Некоторые из гонителей архидиакона Стефана были из этого города; жителем этого города был красноречивый Аполлос; здесь жили Климент, Ориген, — знаменитые христианские учители, и Арий, основатель секты Ариан. Здесь был сделан Греческий, или Александрийский перевод Библии 70 учеными Иудеями (толковниками) называемый по сему переводом LXX. В Александрии жило множество Иудеев. Они имели несколько синагог. Новейшая Александрия построена на развалинах древнего города: она служит только портом города Каира, в котором производится мена товаров; находится в расстоянии 125 англ. миль к с.-з. от Каира и служит местопребыванием многих Европейских купцов и факторов, с народонаселением около 40 тыс. человек.
Слово Александрия найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
(Alexandria) Город в Египте, основанный Александром Великим в 331 г. до Р.Х. Столица Египта в течение эллинистического и римского периода, Александрия была самым значительным городом Древнего мира после Рима. Стояла она на западном берегу реки Нил, в дельте, на полуострове между материковой частью Египта и Средиземным морем. Гавань была защищена островом Фарос, на котором высился громадный маяк (Александрийский маяк), одно из семи чудес света. Маяк возвели на оконечности длинного мола в форме буквы «Т», не менее чем на милю выдававшегося в море; по обе стороны от Т-образного мола располагалась древняя гавань. Александр строил город как военную базу, крупный порт и торговый центр — связующее звено между Египтом и Востоком. В плане город представлял собой решетку с двумя центральными улицами, обсаженными деревьями; каждая из них была ок. 200 футов (61 м) шириной, и пересекались они ровно посередине. Город был разделен на три района: на северо-востоке селились иудеи, на западе — египтяне, а на юге — греки. Александрия в древности славилась своими архитектурными памятниками: маяком; Мусейоном, с его величайшими в эллинистическом мире библиотекой и научным центром; мавзолеем Александра, построенным Птолемеем (согласно географу Страбону, он имел форму сосновой шишки) и торговыми постройками. Археологических находок, связанных с этими строениями, чрезвычайно мало. В 796 г. по Р.Х. маяк сильно пострадал во время землетрясения, а примерно через 500 лет был полностью разрушен. От Мусейона остались только одна подставка для свитков и одна статуя. Александрия играла очень важную роль в истории греко-римского мира. Когда в 323 г. до Р.Х. умер Александр Великий, Египтом стал править Птолемей, один из его военачальников. Птолемей учредил династию, которая продолжалась вплоть до правления Клеопатры. Так как Александр разрушил Тир, Александрия стала для греков центром торговли с Востоком и Центральным Египтом. Роман Юлия Цезаря с Клеопатрой был концом династии Птолемеев. Мусейон на самом деле был не музеем в современном смысле слова, но скорее университетом и библиотекой. Благодаря Мусейону, основанному Птолемеем Филадельфом, Александрия стала интеллектуальным центром греческого мира; там занимались изучением грамматики, литературной критикой и сохранением текстов. В 47 г. до Р.Х., когда войска египтян и Юлия Цезаря нанесли существенный урон Мусейону, в нем, по сообщениям историков, хранилось 700 000 книг, в том числе прекрасные издания греческих классиков. В поздний эллинистический и римский период Мусейон обратился к новым научным проблемам, в частности там разрабатывался проект громадного маяка, который благодаря продуманному использованию зеркал можно было бы видеть с моря на расстоянии 20 миль (32 км).

С момента самого ее основания в Александрии жило много иудеев. Иудейские ученые, которым покровительствовала династия Птолемеев, выполнили перевод ВЗ на греческий язык, известный как Септуагинта. По мере того как иудейская часть населения росла и богатела, усугублялись этнические конфликты. В 42 г. по Р.Х. вследствие этнических распрей взбунтовавшиеся греки изгнали иудеев из обжитых ими языческих районов города. Успехи иудеев в торговле, в особенности пшеницей, еще более подстегивали антисемитов. В Писании Александрия упоминается редко. Стефан, первый из христианских мучеников, спорил с иудеями«Александрийцами» по поводу мессианства Иисуса (Деян 6:9).

Аполлос, о котором говорится как «муже красноречивом и сведущем в Писаниях» (Деян 18:24), был родом из Александрии. Апостол Павел совершил путешествие в Рим по морю на двух александрийских кораблях (Деян 27:6; Деян 28:11).

Самые ранние исследователи Библии в Александрии, при Василиде и его сыне Исидоре, были преимущественно гностиками. Позже образовалась школа аллегорического толкования, регулярно получавшая поддержку богатых покровителей и действовавшая согласно организованному расписанию. С этой школой прежде всего связывают Климента Александрийского и Оригена. В их учении выделялось три уровня значения в Писании: историческое, этическое и духовное. Позже в Александрии возникло арианство, могущественная ересь, сформулированная александрийским пресвитером Арием. Эта школа отрицала вечное существование Христа, утверждая, что раз Он был зачат, значит, когда-то не существовал. Основным оппонентом ариан был Афанасий, также из Александрии. Прежде всего благодаря его усилиям это еретическое учение было опровергнуто в IV веке, а в 381 г. по Р.Х. Константинопольский собор утвердил Никейский символ веры.

Смотрите также: Александр №1; еллинисты; филон александрийский; эллинизм.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Александрия, город в Египте, основ. Александром Македонским в 331 г. до Р.Х. как противовес Финикии и с целью экономически и идейно привязать государство фараонов к греческой мировой империи. Мысль основать город такого значения на косе между Средиземным морем и оз. Марьют оказалась чрезвычайно удачной. Такое местоположение, во-первых, обеспечивало А. связь с Нилом по судоходным рукавам реки, а во-вторых, местонахождение к западу от дельты Нила было гарантией того, что акватория порта не будет занесена песком, поскольку морское течение имеет здесь вост. направление. На небольшом о-ве Фарос, располож. на подступах к городу, Александр начал сооружение колоссального маяка, который впоследствии стали называть одним из семи чудес света. А. превратилась в крупный центр торговли между Востоком и Западом. Она также служила Египту и хлеботорговым портом, откуда суда, груж. зерном, отправлялись в Рим (Деян 27:6). Кроме того, А. стала одним из главных культурных центров древнего мира.

Библиотека Александрийского Мусейона (700 тыс. книжных свитков) приобрела мировую известность. Живший в А. иуд. философ Филон предпринял попытку привести религию ветхозаветного откровения в согласие с греч. философией. Для этого он обратился к т.наз. аллегорич. истолкованию Писания, предполагавшему в словах ветхозаветных текстов иной, скрытый («подлинный») смысл. Этот метод истолкования применялся как древней Церковью, так и в эпоху средневековья.

В период расцвета А. стала вторым по величине городом Римской империи. Среди ее 700 тыс. жителей были греки, египтяне, римляне и евреи. Языком общения был греч. В среде александрийских иудеев возник греч. перевод ВЗ, получивший известность под назв. → Септуагинта. Иудеи А., которые, согласно Деян 6:9, были среди преследователей Стефана, имели свою синагогу в Иерусалиме. Проповедь Иоанна Крестителя и Иисуса стала известна и в А., о чем свидетельствует появление среди проповедников христианства александрийца Аполлоса (Деян 18:24–28). Согласно Евсевию Кесарийскому, основателем христ. общины в А. и ее первым епископом был евангелист Марк.

Словарь собственных имен :

Александрия (Αλεξάνδρεια, Ἀλεξανδρεύς; Alexandria, Alescandrinus; Алеѯандріа): Есф. в конце 10-ой гл. по русс. переводу. 3Макк.3:1, 21. Деян.6:9, 18:24, 27:6. – Главный торговый город Египта. Построен Александром Македонским в 332 г. до Р. Хр. Лежит на берегу Средиземного моря в нижнем Египте. Во времена Птоломеев был столичным городом Египта; туда переселялись многие иудеи, и там имели свой Синедрион; впрочем, они никогда совершенно не отделялись в религиозном отношении от Иерусалима. В Александрии была знаменитая библиотека, собранная при Птоломее Филадельфе. При этом же государе в Александрии за 271 год до Р. Хр. семидесятью толковниками составлен был перевод ветхозаветных книг с еврейского языка на греческий. Александрия после Рима, была первым городом в мире, и в первые века христианства была центром Христианского просвещения. Христианство принесено было сюда по преданию еванг. Марком около 59–60 года († 68 г). Во 2-м веке число христиан было здесь уже весьма велико. От Марка производят начало и знаменитого Огласительного Александрийского училища. Во 2-м и 3-м веках были здесь знаменитейшие учители христианские: Пантен, Климент Александрийский († 220 г.), Ориген († 254 г.) и много отсюда выходило пресвященных пастырей и учителей христианских. Но нельзя не заметить, что немало возникало здесь и ложных учений. Здесь распространялось ложное направление гностицизма. Здесь явились неоплатонические философы, здесь начало арианского лжеучения. Здесь (при патриархе Диоскоре) главным образом возникла и сильно потом распространялась ересь монофизитов. Благосостояние Александрии в гражданском отношении возвышалось до 638 года. В это время она подпала под власть арабов и быстро стала клониться к упадку. При мамелюках и турках она потеряла всякое значение. В последнее время Мегмет Али старался снова возвысить ее, и ныне она из числа важнейших торговых мест при Средиземном море. Zell 1. p. 47. Herz. 1. p. 151. 227. 235. 239. Норов. Ч. 1. р. 32–76. сн. Берез. Энц. Слов: Александрия Егип. стр. 442–445.

Словарь Вихлицкого :
(Деян 18:24; Деян 27:6; Деян 28:11) — знаменитый город в Египте, основанный Александром Великим в 332 г. до РХ, который был в нем и похоронен. Расцветший при первых Птоломеях (3 в. до РХ), город сделался мировым центром торговли, науки и религии. В нем появились первые музеумы — хранилища и выставки произведений изящных искусств (муз), в нем возникла первая школа (академия), наиболее яркими представителями которой были Филон Александрийский (сторонник иудаизма) и Климент Александрийский (христианин). В нем около 270 г. до РХ при Птоломее Филадельфе был сделан перевод Ветхого Завета на греческий, в нем же была и самая большая библиотека того времени (около 700000 книг). В 641 г. Александрия была захвачена магометанами под предводительством Омара. Библиотека была полностью сожжена. (см. Египет)
Словарь Нюстрема :
(Деян 18:24, Деян 27:6) прославленный город в нижнем Египте, расположенный между Средиземным морем и озером Мареотис, недалеко от устья западного рукава Нила; основан Александром Великим в 332 г. до Р. Хр., и заселен евреями и греками. Город быстро вырос, благодаря тому, что он был центром торговых сношений между Востоком и Западом и стал со временем первым в мире торговым городом. Город раскинулся на 25 километров в диаметре; его население доходило до 300 000 свободных граждан и такого же числа рабов. После смерти Александра, (который был здесь погребен), во времена Птолемеев, Александрия сделалась столицей Египта, достигши полной своей славы во время первых 3 правителей этой династии. Самые знаменитые философы Востока, Греции и Рима собирались сюда, чтобы пополнить здесь свое образование, так как в этом городе находились мужи, знакомые со многими отраслями знаний.

Птолемей Сотер, первый из этой династии, основал вместе с другими учреждениями знаменитую богатую библиотеку, которая насчитывала 700 000 книг. По смерти царицы Клеопатры (26 г. до Р. Хр.) Александрия подпала под власть римлян; наконец, после тысячелетнего процветания, должна была склониться перед могучим завоевателем, турецким калифом Омаром, в 641 году после Р. Хр. Город все же имел значение, как торговый пункт, до открытия мыса Доброй Надежды в 1497 г.; с этого времени он утратил свое значение. В позднейшее время он опять начал возвышаться и его прекрасная гавань представляет теперь живописную картину. Его народонаселение, состоящее, главным образом, из арабов и египтян, растет из года в год. О прежнем великолепии города свидетельствуют многочисленные развалины, остатки колоннад, храмов и прославленые обелески, которые были вывезены в Лондон в 1878 г. и в Нью-Йорк в 1880 г.

Александрия была центром, откуда распространялось религиозное влияние до и после пришествия Христа. Здесь еврейская литература соприкоснулась с греческой ученостью и подпала под ее влияние, что видно из сочинений философа Филона. Здесь ученые евреи (как говорят, в числе

72) перевели Ветхий Завет на греческий язык. Этот перевод известен под названием перевода «семидесяти толковников» (Septuaginta LXX). Перевод семидесяти распространил между греками знание об истинном Боге и служил основанием для создания языка Нового Завета. Евреи жили в Александрии уже давно в значительном количестве и пользовались большой свободой. Согласно Филону, они населяли 2/5 города, и их число в Александрии и других египетских городах достигло 1 000 000 человек. Евангелие рано проникло в этот мировой город (Деян 18:24), и скоро здесь расцвела жизнеспособная община, основанная, по преданию, евангелистом Марком. Позднее Александрия прославилась катехизической школой с такими учителями, как Климент и Ориген.