(Жертвенник; Пс 50:21, Быт 8:20) — особого рода строение, приспособленное исключительно к принесению жертв по Иудейскому закону. Хотя жертвы приносились и прежде потопа, но слово жертвенник встречается в первый раз только по выходе Ноя из ковчега. Жертвенники были различных форм и в начале очень грубого устройства, так как были, вероятно, ни что иное, как четвероугольные глыбы камней, или земляная насыпь. (см. Жертвенник).
Словарь Никифорова : алтарь
Слово Алтарь найдено в следующих
словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Алтарь → Жертвенник.
Словарь собственных имен :
Алтарь, см. Жертвенник.
Толковый словарь Даля :
АЛТАРЬ м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. | В христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; | в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. И велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся.
Словарь Вихлицкого :
(Пс 50:21) — см. жертвенник.
Словарь Нюстрема :
(евр. мизбеах) обыкновенно означает жертвенник (по латыни altare означает возвышение), чем выше от земли, тем ближе к Богу; поэтому и искали возвышенных мест, чтобы приблизиться к божеству. На алтаре приносили в жертву то, что могло умилостивить богов: животных, растения и даже собственных детей. Патриархи строили жертвенники Господу частью для принесения жертв, частью в воспоминание о каком-либо событии и частью для общественных богослужений. Первый алтарь, о котором упоминает Библия, построил Ной после потопа. В Исх 20:24 и далее Иегова приказывает построить жертвенник: «Сделай Мне жертвенник из земли и принеси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где я положу память имени Моего, Я приду к тебе, и благословлю тебя». Если жертвенник строился из камней, то эти камни не должны были отесываться, и лестницу к нему приставлять запрещалось. Срав. Втор 27:5-7. В скинии и храме находились 2 жертвенника: жертвенник для всесожжении и жертвенник курения.
Жертвенник всесожжения представлял из себя ящик из дерева ситтим, обитый медью, 7 1/2 ф. (2,5 м.) в длину и ширину и 4 1/2 ф. (1,5 м.) в высоту. на 4 его углах находились возвышения — «роги»; чтобы переносить его, на четырех углах были прикреплены медные кольца, в которые вдевались шесты. Он ставился на внешнем дворе перед скинией, к востоку. Все принадлежности для жертвоприношения были сделаны из меди и состояли из угольницы, в которую выгребали пепел, который падал через решетку, лопаток и чаши, в которой сохраняли кровь для кропления жертвенника. На жертвеннике горел постоянный огонь (Лев 6:12, Лев 6:13), чудесно зажженный (Лев 9:24), который заботливо поддерживался.
Здесь ежедневно утром и вечером сжигались в жертву агнцы, и другие животные, приносимые по закону и добровольно: жертвы заклания, хлебные и возлияния. К алтарю убегал тот, кто искал убежища (Исх 21:14, 3Цар 1:50, 3Цар 2:28, 3Цар 2:30). Жертвенник в храме Соломона был больше, именно 30 ф. (10 м.) в длину и ширину и 15 ф. (5 м.) в высоту (2Пар 4:1). Говорят, что он был обложен толстыми медными листами и наполнен камнями; помост к нему был сделан с восточной стороны. Он часто называется медным жертвенником.
Жертвеник курения представлял собою маленький стол, сделанный из дерева ситтим и обложенный золотом, 1 1/2 фута в длину и ширину и 3 фута в высоту (Исх 30:1, Исх 37:25 и дал.). Четыре рога, которые возвышались на 4-х углах и золотой венец вдоль верхнего края украшали этот жертвенник. На углах были сделаны золотые кольца, в которые вдевали шесты, чтобы переносить его. Он ставился в святом, перед входом в святое святых между золотым светильником и столом для хлебов предложения. Священники возжигали на нем фимиам утром и вечером (Лк 1:9, Лк 1:11).
Кроме этих двух жертвенников, в Библии упоминаются несколько других. Так, по повелению Моисея, Иисус Навин построил жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал для принесения жертв благодарения и всесожжения после покорения Иерихона и Гая; кроме того, он поставил каменные памятники, на которых написал список с закона Господня (Нав 8:30-32). Большой по виду жертвенник соорудили колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино близ Иордана, не для жертвоприношений, но во свидетельство для них и потомства, что они принадлежат Господу и его народу (Нав 22:10-34). Гедеон построил жертвенник, который назвал Иегова Шалом (Господь мир — Суд 6:24). Далее говорится о жертвенниках, построенных Иегове Самуилом (1Цар 7:17), Саулом (1Цар 14:35), Давидом (2Цар 24:18-25), о жертвеннике на Кармиле, который Илия построил из 12-ти камней (3Цар 18:30-32).
Жертвенники (алтари) «постыдным идолам» (Иер 11:13) ставились часто в рощах, в садах, на высотах под деревьями и т.д. (3Цар 12:32, 3Цар 14:23, 4Цар 16:4, 4Цар 17:10, 4Цар 23:12, Суд 6:25, 2Пар 28:2, Иер 7:31).
Один жертвенник в Афинах имел такую надпись: «неведомому Богу» (Деян 17:23). Из слов ап. Павла и по свидетельству греческих писателей известно, что жители в Афинах ставили жертвенники неведомым богам. Это они делали особенно тогда, когда грозили бедствия, чтобы не навлечь на себя немилости неведомых богов.
Жертвенник всесожжения представлял из себя ящик из дерева ситтим, обитый медью, 7 1/2 ф. (2,5 м.) в длину и ширину и 4 1/2 ф. (1,5 м.) в высоту. на 4 его углах находились возвышения — «роги»; чтобы переносить его, на четырех углах были прикреплены медные кольца, в которые вдевались шесты. Он ставился на внешнем дворе перед скинией, к востоку. Все принадлежности для жертвоприношения были сделаны из меди и состояли из угольницы, в которую выгребали пепел, который падал через решетку, лопаток и чаши, в которой сохраняли кровь для кропления жертвенника. На жертвеннике горел постоянный огонь (Лев 6:12, Лев 6:13), чудесно зажженный (Лев 9:24), который заботливо поддерживался.
Здесь ежедневно утром и вечером сжигались в жертву агнцы, и другие животные, приносимые по закону и добровольно: жертвы заклания, хлебные и возлияния. К алтарю убегал тот, кто искал убежища (Исх 21:14, 3Цар 1:50, 3Цар 2:28, 3Цар 2:30). Жертвенник в храме Соломона был больше, именно 30 ф. (10 м.) в длину и ширину и 15 ф. (5 м.) в высоту (2Пар 4:1). Говорят, что он был обложен толстыми медными листами и наполнен камнями; помост к нему был сделан с восточной стороны. Он часто называется медным жертвенником.
Жертвеник курения представлял собою маленький стол, сделанный из дерева ситтим и обложенный золотом, 1 1/2 фута в длину и ширину и 3 фута в высоту (Исх 30:1, Исх 37:25 и дал.). Четыре рога, которые возвышались на 4-х углах и золотой венец вдоль верхнего края украшали этот жертвенник. На углах были сделаны золотые кольца, в которые вдевали шесты, чтобы переносить его. Он ставился в святом, перед входом в святое святых между золотым светильником и столом для хлебов предложения. Священники возжигали на нем фимиам утром и вечером (Лк 1:9, Лк 1:11).
Кроме этих двух жертвенников, в Библии упоминаются несколько других. Так, по повелению Моисея, Иисус Навин построил жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал для принесения жертв благодарения и всесожжения после покорения Иерихона и Гая; кроме того, он поставил каменные памятники, на которых написал список с закона Господня (Нав 8:30-32). Большой по виду жертвенник соорудили колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино близ Иордана, не для жертвоприношений, но во свидетельство для них и потомства, что они принадлежат Господу и его народу (Нав 22:10-34). Гедеон построил жертвенник, который назвал Иегова Шалом (Господь мир — Суд 6:24). Далее говорится о жертвенниках, построенных Иегове Самуилом (1Цар 7:17), Саулом (1Цар 14:35), Давидом (2Цар 24:18-25), о жертвеннике на Кармиле, который Илия построил из 12-ти камней (3Цар 18:30-32).
Жертвенники (алтари) «постыдным идолам» (Иер 11:13) ставились часто в рощах, в садах, на высотах под деревьями и т.д. (3Цар 12:32, 3Цар 14:23, 4Цар 16:4, 4Цар 17:10, 4Цар 23:12, Суд 6:25, 2Пар 28:2, Иер 7:31).
Один жертвенник в Афинах имел такую надпись: «неведомому Богу» (Деян 17:23). Из слов ап. Павла и по свидетельству греческих писателей известно, что жители в Афинах ставили жертвенники неведомым богам. Это они делали особенно тогда, когда грозили бедствия, чтобы не навлечь на себя немилости неведомых богов.