Словарь Никифорова : антихрист
Слово «А.» пять раз встречается в 1-м и 2-м посланиях Иоанна (1Ин 2 — дважды; 1Ин 2:22; 1Ин 4:3; 2Ин 1:7). Приставка анти в греч. яз. означает не столько «против», сколько «взамен», «вместо». След., согласно значению слова, здесь подразумевается некто, присваивающий себе место Христа, а значит, являющийся противником Христа. А. многократно упоминается в ВЗ и в НЗ под другими именованиями.
I. АНТИХРИСТ ПОД СВОИМ ИМЕНЕМИоанн подразумевает под А. как того, кто еще должен явиться до Второго пришествия Христа, так и множество антихристов, которые уже сейчас, как предвестники собственно А., приходят (или уже пришли) в мир (1Ин 2:18; 2Ин 1:7). Эти последние проникнуты «духом антихриста», поэтому можно сказать, что А. уже сейчас присутствует в мире своим духом (1Ин 4:3). А. и предшествующие ему антихристы названы лжецами и искусителями. Таким образом, здесь подразумевается не какой-то могущественный властитель, а лжеучителя, отвергающие полное вочеловечение Христа и утверждающие тем самым, что Иисус не есть Христос (1Ин 2:22; 2Ин 1:7). Это порождено традиционными представлениями греков о божественном, которое виделось им чисто духовным, статичным, а сотвор. мир и материя — несовершенными (ср. Быт 1:18). Поэтому им казалось немыслимым, чтобы неизменный Бог мог стать частью этого низшего мира (идея о распятом Христе — «для Еллинов безумие», 1Кор 1:23). Представление о том, что Бог мог стать человеком, было неприемлемо для них (как и мысль о том, что Бог мог страдать). Греки считали, что Иисус не был истинным Богом и истинным человеком. Слово (греческое логос — «небесный Христос», ср. Ин 1:14) только казалось человеком (отсюда и название этого лжеучения «докетизм» — от докейн, «казаться»), сойдя на человека Иисуса из Назарета во время крещения и покинув Его в Гефсиманском саду. Таким образом, на кресте умер только человек Иисус, но не Господь Христос. След., Христом не был выстроен мост над пропастью греха, покоящийся на двух сторонах, божественной и человеческой, по которому люди могли бы прийти к Богу (Ин 14:6; ср. Ин 1:29; Ин 3:16). Искупление, согласно этому воззрению, достигается не страданиями и смертью Иисуса, а усвоением опред. системы знаний, учения о спасении. Греч. слово гносис означает знание, отсюда название данного учения — гностицизм. Следует отметить, что гностицизм существует в бесчисл. вариациях (ср. 1Тим 6:20). Лжеучителя (гностики), которых Иоанн называет А., проникли не извне, а вышли из Церкви (1Ин 2:19).
II. АНТИХРИСТ ПОД ДРУГИМИ ИМЕНАМИ1) еще в ВЗ Даниил видит «небольшой рог», т.е. царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан 7:8,24 и след.; ср. Дан 11:21–35). Непосредственно этот образ связывали с сир. царем Антиохом IV Эпифаном (175–163 гг. до Р.Х.). Он был как бы прообразом А. последних времен. Упоминание в Мк 13 о «мерзости запустения» (ср. 2Фес 2:1 и Откр 13:1) связано с указанными местами из Книги пр. Даниила. Однако противников Бога в ВЗ следует четко отличать от новозаветных. Только после явления истинного Христа могло возникнуть новозаветное представление об А. (являющего себя вместо Христа);
2) Сам Иисус говорит о «лжехристах» (Мф 24:24; Мк 13:22). Они отличаются от упомянутых выше лжеучителей-гностиков. Не сомневаясь в вочеловечении Христа, они выдают себя за Мессию, явившегося якобы во исполнение ветхозаветного обетования;
3) об А. последних времен, противнике Христа, речь идет прежде всего в 2Фес 2: перед пришествием Господа, которое откроет Христа в Его силе и славе, должен явиться «человек греха, сын погибели». Этот А. будет «предвестником» явления Христа, и потому его приход даст верующим основание «поднять головы», ибо приближается избавление их (Лк 21:28). Он — «человек греха» (в наиб. авторитетных греч. рукописях: «человек беззакония», 2Фес 2:3), «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес 2:4). Он — средоточие всего богопротивного в человеке. Он — «сын погибели», т.е. полностью враждебен Богу;
4) А. и Церковь: А. хочет воссесть «в храме Божием» (2Фес 2:4). Со дня Пятидесятницы «храм Божий» — это Христова Церковь (1Кор 3 и след.; Еф 2 и след.). Ничто так не важно А. и сатане, как захватить и разорить Христову Церковь. Отчасти ему это удастся; Павел говорит об «отступлении» в конце времен (2Фес 2:3). Оно будет вызвано прежде всего ложными знамениями и чудесами, которые будут сопровождать приход зла к власти (2Фес 2:9–12; От 13 и след.). Но, несмотря на власть зла, в силе остается утешительное обетование о том, что Христос «убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» этого «беззаконника» (2Фес 2:8);
5) подобным же образом об А. повествует и Откр 13:1. Он — тот «зверь», который соединяет в себе одном признаки четырех хищных зверей, в образе которых Даниил видел великие мировые державы (Дан 7). След., здесь речь идет о воплощенной сущности этой власти. Сатана вооружает А., как своего «христа», всей данной ему властью, чтобы тот добился мирового господства (Откр 13:2,7). Здесь речь идет о полит. вожде, который становится объектом религ. поклонения и получает диктаторские полномочия. Он не чудовище, а блестящая личность, обещающая решение всех проблем и завоевывающая весь мир. Он появляется как подделка под Бога и даже творит чудеса, подобные тем, которые Бог творил в Свящ. истории. Имитируются даже смерть и чудо воскресения, так что зверь как воплощение А. удостаивается поклонения (От 13 и след.) и преследует Христову Церковь (Откр 13:7,17). Одолевает А. явление истинного Христа (Откр 17:14; 2Фес 2:8). Бунт против Христа и Его Церкви достигнет своего апогея, когда А. выведет свое войско на бой, чтобы не допустить Второго пришествия (Откр 19:19). Но до битвы дело не дойдет, поскольку предводители сторонников зла, зверь и лжепророк, будут схвачены и казнены. За этим следует окончательный Сyд над противостоящими Богу силами и созидание грядущего царства мира.
Антихрист Ἀντίχριστος = противник Христа; Antichristus; Антіхрістъ): 1Ин.2:18–19, 22, 4:3, 2Ин.1:7. – В обширном смысле, под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует И. Христа, Сына Божия, и не приемлет или отвергает Его учение. (1Ин.2:22, 4:6. 2Ин.1:7). Таковых антихристов было уже много и во времена апостолов (1Ин.2:8, 4:1–3). Но в собственном и теснейшем смысле, под именем антихриста разумеется особенное лицо, не сам диавол, не общество, и не дух общества, а лицо особое, особенный нечестивый человек, отличный от других противников Христа – ложных учителей. Он еще придет (1Ин.2:18, 4:3), и придет в последнее время, пред вторым пришествием Господа Иисуса Христа. Личные качества и действия его ясно изображены у ап. Павла во 2 посл. к Солунянам (2Фес.2:3–12) и в откровении Иоанна (Откр.13:2–10, 11–17, 19:20. 20:10). Он будет открыто действовать против христианства и Царства Христова, под особенным влиянием сатаны, со всеми ложными чудесами и знамениями и обольщениями и насилиями к угнетениями; но сам погибнет ужаснейшим образом. Сн. Простр. Хр. Кат. Чл. 7. Церк. Слов. Алекс. 1. р. 25. Догм. Бог. Фил. Черн. Ч. 2. стр. 463–473. Рук: к изуч. Хр. Бог. Арх. Макк. 1869 г. огр. 359–360.
Антихрист предсказан. Дан 11:36−37; 2Фес 2:3−4.
Антихрист изображается:
Отвергающим воплощение Христово. 1Ин 4:3; 2Ин 1:7.
Отвергающим Отца и Сына. 1Ин 2:22.
Обманщиком. Мф 24:5, Мф 24:24; 1Ин 2:22, 2Фес 2:10.
Производящим ложные чудеса силою сатаны. 2Фес 2:9. Откр 13:13, Откр 13:14.
Преследующим святых. Дан 7:21. Откр 13:7.
Его пришествие — признак последних времен. 1Ин 2:18.
Христос придет уничтожить антихриста Дан 7:10, Дан 7:11; 2Фес 2:8.
Но, кроме того, Писание говорит об особой личности, великом Антихристе, который явится до второго пришествия нашего Спасителя. Павел называет его «человек греха, сын погибели» (2Фес 2:3). Вероятно, Иоанн ссылается на это место в 1Ин 2:18. Многие думают, что этот Антихрист будет стоять во главе большого организованного движения против Христа, но Христос в конце уничтожит Своих противников (Откр 11:1, Откр 13:1, Откр 17:1).