Аса (врач; 3Цар 15:8) — сын и наследник Авии, благочестивый царь Иудейский. Он начал свое царствование за 955 лет до Р.Х. и царствовал 41 год. Хотя и воспитанный в началах язычества, он показал однако с молодых лет свое решительное нерасположение к идолопоклонству и даже свою мать, Мааху, лишил царского достоинства за поклонение Астарте, а самый истукан языческой богини изрубил и сжег у потока Кедрона (2Пар 14:9-15, 2Пар 15:1-19). Первые годы его царствования протекли в мире, и он воспользовался мирным временем, чтобы очистить свое царство от идолопоклонства и построить и укрепить многие города. Когда же Зарай, царь Ефиопский, вторгнулся в его владения с миллионом войска и 300 колесниц. Аса вышел против него с 600,000 человек и разбил на голову. Эта замечательная битва происходила при Мареше (2Пар 14). По убеждению пр. Азарии, нарочито назначенного Богом для этой цели, Аса с ревностью принялся за истребление всех злоупотреблений в своем царстве и учредил особое торжественное благодарственное богослужение, на которое собрался весь народ, и по принесении многочисленных жертв все вступили в клятвенный завет с Господом. Вааса, царь Израильский, видя, что его подданные с большим расположением отправляются в Иудею и остаются в ней, приказал укрепить Раму, город находившийся близ границы обоих царств, с целью прекратить переходы своих подданных в Иерусалим и другие части Иудеи. Аса, столь долгое время пользовавшийся милостью и покровительством Божиим; забыл Господа, и вместо того, чтобы просить у Господа защиты и положиться на Его крепкую руку, как то делал он в прежние, годы, послал к Венададу, царю Сирийскому, с просьбой придти на помощь к Иуде, против Израиля. Венадад, привлеченный дарами из сокровищ храма Иерусалимского, тотчас же напал и разорил многие важные города Израильские. Вааса вследствие сего по необходимости остановил укрепление Рамы с целью большей защиты внутренних областей своего царства. Аса же воспользовался этим случаем и срыл Раму до основания, при чем вывез камни и дерево, собранные здесь, и употребил оные на постройку своих городов. Между тем к Асе был послан пророк Господень напомнить ему о его грехе и безумии, обличить его, что он оставил Господа и положился более на человеческую помощь, чем на Божию, и грозил ему грядущим за то наказанием. Но сердце Асы так уже ожесточилось, что в гневе он велел заключить пророка в темницу; «притеснял Аса в то время и некоторых из народа,» — говорит свящ. летописец (2Пар 16:10). На 39-м году своего царствования Аса сделался опасно болен ногами; но и это не вразумило его и не обратило сердца его к Богу: «но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2Пар 16:12), замечает священный историк. Он умер на сорок первом году своего царствования, и торжественно похоронили его в гробнице, которую он сам устроил для себя в городе Давидовом.
Словарь Никифорова : аса
Аса (врач; 3Цар 15:8) — сын и наследник Авии, благочестивый царь Иудейский. Он начал свое царствование за 955 лет до Р.Х. и царствовал 41 год. Хотя и воспитанный в началах язычества, он показал однако с молодых лет свое решительное нерасположение к идолопоклонству и даже свою мать, Мааху, лишил царского достоинства за поклонение Астарте, а самый истукан языческой богини изрубил и сжег у потока Кедрона (2Пар 14:9-15, 2Пар 15:1-19). Первые годы его царствования протекли в мире, и он воспользовался мирным временем, чтобы очистить свое царство от идолопоклонства и построить и укрепить многие города. Когда же Зарай, царь Ефиопский, вторгнулся в его владения с миллионом войска и 300 колесниц. Аса вышел против него с 600,000 человек и разбил на голову. Эта замечательная битва происходила при Мареше (2Пар 14). По убеждению пр. Азарии, нарочито назначенного Богом для этой цели, Аса с ревностью принялся за истребление всех злоупотреблений в своем царстве и учредил особое торжественное благодарственное богослужение, на которое собрался весь народ, и по принесении многочисленных жертв все вступили в клятвенный завет с Господом. Вааса, царь Израильский, видя, что его подданные с большим расположением отправляются в Иудею и остаются в ней, приказал укрепить Раму, город находившийся близ границы обоих царств, с целью прекратить переходы своих подданных в Иерусалим и другие части Иудеи. Аса, столь долгое время пользовавшийся милостью и покровительством Божиим; забыл Господа, и вместо того, чтобы просить у Господа защиты и положиться на Его крепкую руку, как то делал он в прежние, годы, послал к Венададу, царю Сирийскому, с просьбой придти на помощь к Иуде, против Израиля. Венадад, привлеченный дарами из сокровищ храма Иерусалимского, тотчас же напал и разорил многие важные города Израильские. Вааса вследствие сего по необходимости остановил укрепление Рамы с целью большей защиты внутренних областей своего царства. Аса же воспользовался этим случаем и срыл Раму до основания, при чем вывез камни и дерево, собранные здесь, и употребил оные на постройку своих городов. Между тем к Асе был послан пророк Господень напомнить ему о его грехе и безумии, обличить его, что он оставил Господа и положился более на человеческую помощь, чем на Божию, и грозил ему грядущим за то наказанием. Но сердце Асы так уже ожесточилось, что в гневе он велел заключить пророка в темницу; «притеснял Аса в то время и некоторых из народа,» — говорит свящ. летописец (2Пар 16:10). На 39-м году своего царствования Аса сделался опасно болен ногами; но и это не вразумило его и не обратило сердца его к Богу: «но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2Пар 16:12), замечает священный историк. Он умер на сорок первом году своего царствования, и торжественно похоронили его в гробнице, которую он сам устроил для себя в городе Давидовом.
1. Третий царь Южного Царства, Иудеи (910-869 до Р.Х.) после раскола царства Соломона на две независимые страны. Сын Соломона Ровоам, дед Асы, не обладал ни мудростью, ни тактом своего отца. Ровоаму не удалось дипломатическими средствами избежать народного бунта против угнетательской политики Соломона; напротив, Ровоам способствовал вспышке возмущения. Аса унаследовал престол от своего отца Авии, правление которого было кратким (913-910 до Р.Х.). Таким образом, Аса унаследовал непрочное, ненадежное царство. Более того, это произошло в период общей политической нестабильности, потому что великая мировая держава, Древний Вавилон, вторглась в Месопотамию на севере и востоке и в Египет — на юго-западе. Мощь Ассирии постепенно росла (середина IX века до Р.Х.), в то время как небольшие палестинские государства (Израиль, Иудея, Сирия, Арамея, Финикия и до какой-то степени Моав и Едом) вступали в разнообразные столкновения между собой. Государства-соперники на первый взгляд были похожи, в особенности Иудея и Израиль, но между ними существовали глубокие разногласия, и каждое стремилось прежде всего защитить свои интересы. Велся постоянный спор из-за границ — они никогда не были четко установлены, но часто оспаривались в кровавых конфликтах. Угрозы, вымогательства, подкупы, обложение данью, браки ради власти и другие уловки — вот перечень политических хитростей, которые использовались для поиска союзников. Так как все играли в одну и ту же игру, сохранялось нечто вроде хрупкого равновесия. Первое десятилетие правления царя Асы было периодом мира и процветания. Потом ему пришлось столкнуться с угрозами и вторжениями врагов. Перед лицом опасности он доверился Богу и нанес поражение всем, кто пытался покорить, расколоть или уничтожить Иудею (2Пар 14:1-8). Потом он очистил страну от языческих святилищ и мест поклонения и даже лишил свою мать Мааху (Ану) звания царицы за то, что она изготовила изображение божества плодородия Астарты (3Цар 15:10; 2Пар 15:16). Но потом Аса перестал верить в Бога. Он послал громадный дар из храмовых сокровищ царю Дамаска (Сирии) Венададу, чтобы вступить с ним в союз и вынудить Ваасу, правителя Северного Царства, Израиля, уйти из недавно покоренных районов Иудеи. Аса перестал уповать на Божью защиту, когда Израиль, смертельный враг Иудеи, стал лагерем, готовый к атаке, всего в пяти милях (8км) от Иерусалима. План Асы сработал. Израиль вынужден был отступить на север, чтобы противостоять угрозе Венадада. Когда Ананий упрекнул Асу в неверии в Бога, Аса рассердился и велел бросить Анания в темницу (2Пар 16:7-10). В последние годы своего долгого, 41-летнего правления Аса был болен: «Но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2Пар 16:12). Он умер и был похоронен с почестями в царской усыпальнице (3Цар 15:24; 2Пар 16:14).
Смотрите: тж. Израиль, история, Паралипоменон 1-я и 2-я книги; Ветхий Завет; Новый Завет; царь.
2. Левит, отец Берехии. Берехия жил в одном из селений Нетофафских после изгнания (1Пар 9:16).
Аса: 1) сын и преемник иуд. царя Авии, внук Ровоама и правнук Соломона (3Цар 15:9–24; 2Пар 14 — 2Пар 16:1; Мф 1:7). Его царствование длилось 41 год (911–870 гг. до Р.Х.). Первые десять лет его царствования были мирными (2Пар 14:1), и это дало А. возможность направить усилия на искоренение идолопоклонства в Иудейском царстве. Он уничтожил изображения богов и языч. жертвенники, статуи солнца и святилища на высотах, изгнал блудников, мужчин, занимавшихся проституцией в местах поклонения богине плодородия, и лишил свою бабку Мааху (в МТ 3Цар 15 и 2Пар 15:16: мать свою Мааху) звания царицы за то, что она установила истукан Астарты (→ Астарта), который он впоследствии сжег. А. повелел внести в храм дары, посвящ. Господу его отцом и им самим. Одноврем. с этим он использовал мирное время для укрепления иуд. городов и создания армии. А., полагаясь на помощь Бога, смог отразить нападение огромного по численности войска Зарая ефиоплянина (2Пар 14 и след.). Победа в сражении у Мареши была полной, и войско А. вернулось домой с богатой добычей. Пр. Азария, сын Одеда, укреплял царя в его вере в Бога и борьбе с идолопоклонством.
Отныне А. проводил реформы по всему своему царству. Он обновил жертвенник всесожжения у храма. Принесением в жертву 700 быков и 7 тыс. овец из воен. добычи народ возобновил свой завет с Господом. Участие в этом празднестве подданных Северного царства из колен Ефрема и Манассии, вероятно, дало повод израил. царю Ваасе начать строительство крепости в Раме с целью контролировать дороги, ведущие в Иерусалим. Указания на «тридцать пятый» и «тридцать шестой год царствования Асы» (2Пар 15:19; 2Пар 16:1) кажутся при этом непонятными, поскольку Вааса, согласно 3Цар 15:33; 3Цар 16:8, умер за 10 лет до того. Здесь, вероятно, имеется в виду летосчисление с момента раздела царства при Ровоаме, или это ошибка переписчика при написании 15-го и 16-го годов (поскольку 25-й и 26-й тоже были бы слишком поздним сроком). Исходя из этого, строительство в Раме началось в том же или в след. году после принесения благодарственной жертвы А.
Угрозу со стороны Ваасы А. пытался отразить полит. средствами. Он собирал все золото и серебро, которое еще оставалось в храме и в цар. сокровищнице после набега фараона Сусакима на Палестину (3Цар 14 и след.), и отправил его сир. царю Венададу, призывая последнего расторгнуть свой союз с Ваасой. План А. увенчался успехом: сирийцы напали на Израильское царство с севера, и Вааса отступил от Рамы. Оставшийся строит. материал А. приказал доставить в Геву и Мицфу (Массифу) и с его помощью укрепил эти города (Иер 41:9). Этот внешне удачный полит. ход царь предпринял, руководствуясь собственными соображениями и не посоветовавшись с Богом. Когда же прозорливец Ананий упрекает царя и открывает ему, что этим А. упустил победу над сирийцами и ему надо ждать войны, А. впадает в гнев и приказывает заключить Анания в темницу (2Пар 16:7–10). Этот момент оказался поворотным пунктом в жизни А. Позднее, когда у него стали болеть ноги, «он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2Пар 16:12), и болезнь привела его к смерти на 41-м году царствования. Погребение А. было торжественным. На престоле ему наследовал его сын Иосафат. В Мф 1:7 А. упоминается среди предков Христа;
2) сын Елканы, левит, отец Берехии (1Пар 9:16).
Аса (אָסָא = врач, врачующий, исцеляющий (Fürst 1. p. 118) Ἀσά; Asa; Аса):
а) (3Цар 15:8, 3Цар 15:9, 3Цар 15:11, 3Цар 15:13, 3Цар 15:14; 3Цар 15:16, 3Цар 15:20; 3Цар 15:22, 3Цар 15:28, 3Цар 15:32, 3Цар 15:33; 1Пар 3:10; 1Пар 14:1, 1Пар 14:2, 1Пар 14:8; 1Пар 14:10; 1Пар 15:2, 1Пар 15:8, 1Пар 15:10, 1Пар 15:16, 1Пар 15:17, 1Пар 15:19; 1Пар 16:1, 1Пар 16:2, 1Пар 16:4, 1Пар 16:6, 1Пар 16:7; 1Пар 16:10; 1Пар 17:2; Иер 41:9; Мф 1:7, Мф 1:8) — сын и наследник Авии, благочестивый царь иудейский (в начале правления), сумевший разбить миллионную (!) армию ефиопского царя Зарая, ибо уповал на Бога, но впоследствии ожесточивший свое сердце и искавший помощи у людей, а не у Бога (у сирийского царя Венадада, у врачей), за что и умер в тяжелой болезни; один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа;
б) (1Пар 9:16) — один из предков Берехии (см. Берехия, в).
Но несчастный спор между братскими государствами продолжался. Израильский царь Вааса раздражал иудеев постройкой крепости на границе в 20-ти км к северу от Иерусалима. Он, кажется, взялся за это предприятие в союзе с дамасским царем Венададом. Аса же пытался подарками привлечь последнего на свою сторону: «Пойди, расторгни союз твой с Ваасою, царем израильским!» говорил он (2Пар 16:3). Но это был отчаянный выход. Подарки, взятые из храма Божьего, послужили нарушению союза! Он получил временную помощь, но путем, который не мог дать ему благословения. Неудивительно, что пророк Господень упрекал его. Аса заключил пророка в темницу и притеснял некоторых из народа (2Пар 16:7-10). Он умер на 41 году своего царствования и был похоронен с большою пышностью (2Пар 16:13, 2Пар 16:14).
Пророк Илия свидетельствует о нем, говоря, что это был преданный Господу и набожный царь (2Пар 21:12, срав. 3Цар 15:11, 3Цар 15:14).