Словарь Никифорова : азия
В апокрифах Азия упоминается именно в этом смысле (1Мак 8:6; 1Мак 11:13; 1Мак 12:39; 1Мак 13:32; 2Мак 3:3), как и у иудейского историка Иосифа Флавия в его «Древностях». Отвоевав эту территорию у Селевкидов в ходе войны против Антиоха Великого, римляне подарили ее своим союзникам Атталидам; Аттал III завещал ее Риму. Контроль римлян над территорией не был строгим, пока не потребовалось усмирять мятеж. В состав провинции тогда входили Мисия, Лидия, Кария, Фригия и (на побережье Эгейского моря) — Эол, Иония и Троада. Входили в нее также прибрежные острова (Лесбос, Хиос, Самос, Родос, Патмос и т. д.).
Сейчас материковая часть принадлежит современной Турции. В 116 г. до Р.Х. провинция была увеличена за счет включения в нее Великой Фригии. Теперь ее географические границы представляли собой Вифинию на севере, Галатию — на востоке, Ликию — на юге и Эгейское море — на западе. Но и тогда границы не были строго зафиксированы, потому что в 25 г. до Р.Х. император Август Цезарь расширил владения Рима, добавив другие части Фригии, Ликонию, Писидию и, возможно, Памфилию к провинции под названием Галатия. Эти географические границы оставались неизменными до 285 г. по Р.Х., когда провинция значительно уменьшилась в размерах, и термин Азия стал обозначать прибрежную зону и низменности рек Меандр, Каистр, Герм и Кекус. Во время римского владычества столицей провинции был Пергам. Однако ко временам Августа римский проконсул жил в Ефесе. В НЗ под словом Азия преимущественно понимается римская провинция, носящая это имя. Иногда это прежде всего географическое понятие; в других случаях — понятие политическое. Например, в день Пятидесятницы в Иерусалиме присутствовали иудеи из «Асии». Сюда относились провинции, находившиеся под властью Рима, такие как Каппадокия, Фригия и Памфилия (Деян 2:9-10).
На основании этого можно сделать вывод, что Лука, автор Деяний, использует этот термин для обозначения провинции, изначально завещанной римлянам Атталом III. Лука снова употребляет это слово в Деян 6:9, скрыто указывая на наличие сильной иудейской общины в Малой Азии в целом и подтверждая, что слово «Асия» используется в узком смысле, как обозначение римской провинции. Во время второго миссионерского путешествия Павла Святой Дух не дал им с Тимофеем проповедовать в Азии (Деян 16:6-8).
Судя по контексту, Лука очевидно снова имеет в виду старые границы провинции. Когда Павел возвращался из Греции, он ненадолго задержалсй в Ефесе (Деян 18:19-21).
Во время третьего миссионерского путешествия он пробыл в Ефесе более двух лет, чтобы потом из столицы «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян 19:10).
Далее Лука упоминает Азию в Деян 19:26-27; Деян 20:4,16,18; Деян 27:2. Павел также несколько раз упоминает о ней (Рим 16:5; 1Кор 16:19; 2Кор 1:8; 2Тим 1:15).
Апостол Петр тоже употреблял этот термин (1Пет 1:1).
Последнее упоминание об Азии в НЗ исходит из уст воскресшего Иисуса. Он наставляет апостола Иоанна, находящегося в ссылке на острове Патмос, чтобы тот написал послания семи конкретным церквам в материковой Азии (Откр 1:1-4).
Другие города этой римской провинции, о которых говорится в НЗ, — Лаодикия и Иераполь (Кол 4:13), а также менее известные Адрамит (Деян 27:2) и Асс (Деян 20:13-14).
Азия и Асия (Ἀσἴα; Asia; Acia): 1Макк.8:6, 12:39, 13:32. 2.Макк.3:10. Деян:2:9, 6:9, 16:6, 19:10, 22, 26, 27, 20:4, 16, 18, 21:27, 27:2. Рим.16:5. 1Кор.16:19. 2Кор.1:8. 2Тим.1:15. 1Пет.1:1. Откр.1:4, 11. – Азия – одна из важнейших частей света. Это колыбель первых человеков. Здесь начало рода человеческого и отсюда расселялись люди по другим частям света. Здесь искони сохранялась истинная вера в избранном обществе верующих. Здесь лежала земля обетованная. Здесь явился и всю земную свою жизнь провел Господь наш И. Христос, и отсюда святая вера распространилась по всей земле. – Название Азии иные, согласно с мифологией языческой, производят от Азии, дочери Океана и Фемиды, супруги Ианета, матери Прометея, Атласа, и др. Другие – от финикийского слова «ази», что значит восток. Финикияне называли этим именем все земли, которые лежали па восток от их отечества. Еще иные – от греческого ἄσιος, άσία, ἄσιον – тинистый, болотистый, грязный, что будет означать илистую, болотистую землю. Другие и еще другие представляют объяснения; но определенно и решительно ничего о сем сказать нельзя. (Сн. Толл. 1. стр. 42. Сравн. Геогр. Смирн. Курс Гимназ. изд. 9. 1870 г. стр. 3. Zell. 1. р. 98). – Первоначально название Азии означало небольшую, обильную водами, болотистую равнину в Лидии, близ горы Тмолуса. Так оно встречается у Гомера (Iliad. 11, 461) и повторяется у римских классиков (Virg. Georg. 1, 383. Aen. VII, 700. Сн. Нор. V, стр. 64, 208–210. и др.). Впоследствии времени римляне понимали под этим словом частью отдельные земли Малой Азии, частью всю Малую Азию; и, наконец, это название распространилось на всю Азию вообще (Zell. 1. р. 98), Азия, в обширнейшем смысле, есть самый больший полуостров старого света. Она граничит, на севере с Северным океаном, на востоке – с Восточным океаном, на юге – с Тихим морем и Индийским океаном, с запада примыкает к материку Европы. От Европы отделяется она: Доном, Азовским и Черным морем, Эгейским морем и Средиземным морем; от Африки – устьями Нила и Аравийским заливом или Красным морем; от Америки – Беринговым проливом. К Азии вообще причисляются следующие провинции и земли: 1) Малая Азия, 2) Сирия, 3) Финикия, 4) Палестина, 5) Аравия, 6) Месопотамия, 7) Армения, 8) Колхида, Иверия, Албания, 9) Вавилония и Халдея, 10) Мидия, Парфия и Персия, 11) Индия и прочие к востоку земли. – Малая Азия составляет западную оконечность Азии; она граничит к востоку – с Евфратом, к северу с Черным морем, к западу – с Дарданельским или Геллеспонтским проливом и Архипелагом или Эгейским морем, к югу – со Средиземным морем. Во времена греков и римлян ее составляли 12 главных земель или провинций: Мизия, Лидия, Кария, Ликия; Вифиния, Пафлагония, Понт; Памфилия, Писидия, Киликия, Фригия и Каппадокия, и по берегу греческие колонии Еолийцев, Ионян, Дорян. – В Св. Писании слово «Азия» встречается во многих местах, и преимущественно употребляется только о Малой Азии, и притом то в обширнейшем, то в теснейшем смысле. Так 1) Антиох III, царь Сирийский (223–187 г. до Р. Хр) называется царем Азии в обширном смысле, потому что большая часть Малой Азии принадлежала его царству (1Макк.8:6). В 189 г. до Р. Хр. после поражения при Магнезии, он все малоазийские земли по западной стороне Тавра, должен был уступить римлянам (1Макк.8:8), и только малоазийская Киликия осталась за ним, и, однако же, он и его преемники все-таки усвояли себе титул царя Азии (1Макк.12:39:32. 2Макк.3:3), так что царство Азийское в 1Макк.11:13) противопоставляется царству Египетскому. 2) Из завоеванных малоазийских земель римляне Карию отдали родосцам, а Мизию, Лидию и Фригию – Пергамскому царю Евмену II-му (198–158 г. до Р. Хр) за оказанную им помощь против Антиоха. С этого времени Пергамское царство называлось царством Азийским. 3) В 133 г. до Р. Хр., по завещанию Аттала III-го, царство Пергамское перешло к римлянам. Римляне малоазийские земли – Мизию, Лидию, Карию и Фригию соединили в одну провинцию Азии, и Азия стала пониматься в теснейшем смысле сего слова (Сн. Циц. pro Flacco, с. 27). При разделении римских провинций Августом на сенатские и императорские, Азия в указанном смысле вошла в число сенатских, и управлялась проконсулами. В этом смысле надобно понимать выраженье Писания: Проконсульская Азия (Деян.19:38). В этом значении она часто встречается в Новом Завете, напр. Деян.16:6, 6:9. 1Пет.1:1. Откр.1:4. 4) В других местах Нов. Зав. слово Азия употреблено то еще теснее, то обширнее. Так Деян.2:9, Азия понимается теснее, потому что Фригия не входит в нее, и в ней остаются только западные береговые земли: Мизия, Лидия и Кария; в других местах можно понимать обширнее (напр. Деян.19:26, 20:16. 2Кор.1:8), потому что апостол проповедовал Евангелие не в одной собственно Проконсульской Азии, но и в других малоазийских областях, и в Памфилии, и Писидии, и Ликаонии, и Фригии, и Галатии, и Вифинии, и Каппадокии. См. Zell. 1. p. 98. Herz. 1. p. 557. Keil на Макк. p. 189. Rosen, на указ. места Деян.