Словарь Никифорова : бальзам
В Библии упоминаются многие сорта Б., получаемого из различных деревьев и кустарников. Настоящий Б. [еврейское бесем] добывается из Balsamodendron opobalsamum syn. Commiphora opobalsamum. Родина этого дерева — юж.-араб. прибрежные области. В Палестине самые большие насаждения бальзамовых деревьев были в окрестностях Енгедди и Иерихона, где они сохранялись вплоть до времен рим. правления. На тонких ветвях бальзамового дерева выступают светло-желтые капли смолистого сока, собственно Б. Вначале Б. представляет собой медообразную жидкость, но затем под воздействием воздуха темнеет и затвердевает. Еврейское слово бесем часто употребляется в качестве собират. понятия — благовония (3Цар 10:25; 2Пар 9:1,9,24; Песн 4:10,14).
Б. был составной частью благовонного курения и употреблялся в качестве косметич. притирания (Исх 25:6; Есф 2:12). Царица Савская подарила царю Соломону множество сортов благовоний (3Цар 10:10). В рус. пер. Библии словом «Б.» часто передается евр. цори — → Смола (Быт 43:11; Иер 46:11; Иер 51:8). Так, в Исх 30:34 передано евр. слово шехелет, которое скорее всего означает раковины одного из видов моллюсков, источающие при горении сильный аромат.
Бальзам (צֳרִי; ρητίνη; resina; ритина; Balsam): Быт.37:25, 43:11. Иер.8:22, 46:11, 51:8. Иез.27:17. – Бальзамное дерево, вроде кустарника. Собственно бальзамом называемся смола или душистый, целительный сок, добываемый из этого дерева или кустарника. Бальзамные кусты похожи на виноградные, и по указанию Библии в изобилии росли в Палестине, Аравии, Сирии и Египте. В древности особенно славился ими Галаад; росли и разводились и в садах, наприм., в окрестностях Иерихона и в садах Енгедских. Листья, весь год зеленеющие, но коих немного бывает на кусте, небольшие и круглые. Дерево красноватого цвета и смолистое. Цветы маленькие, белые и сильно благовонные. Плоды его – орехи, которые имеют скорлупу коричневого цвета и заключают в себе небольшое ядро. Смола или сок бальзамный частью натурально течет из кустов в июне, июле и августе месяцах; частью для большего добывания сока делаются надрезы на дереве или на плодах его. Сок добывается и из дерева и из зеленых ветвей его. Три рода бальзама: два из кустов и третий из самого дерева добываемый. Сок, текущий из кустов, называется оппобальзамом; сок, из плодов выжатый, карпобальзамом; наконец, сок, добытый из самого дерева и сучьев и ветвей его, ксилобальзамом. Бальзам имеет приятный и сильный запах, но на вкус – горек. В медицине употребляется и как внутреннее лекарство, для возбуждения, наприм., кровообращения, против расстройства желудка, и проч., и как внешнее лекарство – против обрезов, ран, гноения, и др. Особенно целительным почитается бальзам Галаадский (Иер.8:22, 46:11). В книге Бытия он представляется, как ценное произведение земли Израильской (Быт.43:11). Сн. Древ. Флавия XIV. 4, 1. ХV. 4, 2. Плин. XII, 54, Starb. XVI, 763. Diod. Sic. 11, 48. XIX, 98. – Ges. p. 875. Fürst. 2. p. 289. Arch. Ackerm. p. 100. Zell. 1. p. 127. Herz. 1. p. 673.