Словарь Никифорова : чудо
Всякое суждение о Ч. исходит из представления о существующем естественном устройстве мира. Наиболее частым возражением против Ч. является то, что это было бы невозможным нарушением «законов природы». Но с естественнонаучной т.зр. т.наз. «законы природы» не могут рассматриваться как самостоят. действующие силы. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что возможно, а что нет с т.зр. законов природы, поскольку невозможно окончательно установить, учтены ли и открыты ли все факторы в их взаимовоздействии. В соотв. с этим Ч. также не может считаться экспериментальным доказательством существования Бога; естественные науки нейтральны как в отношении веры, так и в отношении неверия. Но скоропалительное отрицание Ч. исходит из философ. предубеждения или из недопонимания того, что Библия рассматривает как Ч. (См. K.Heim, Die Wandlung im naturwissenschaftlichen Weltbild, Kap.5,1 )
II. ЧУДО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ1) не только необычайные и необъяснимые явления рассматриваются в ВЗ как Ч. Сотворение и сохранение мироздания — тоже великое Ч. Божье. «Мир полон чудес, и сам он есть величайшее чудо» (Августин). Поскольку власть Божья безгранична, Библия не проводит различия между естественными и сверхъестественными событиями. Богу подвластно всё (Быт 18:14; Мф 19:26; Мк 14:36), Он чудесно действует как обычным, так и необычным образом, чтобы открыть человеку Свою власть и Свою славу. Его действия как в природе, так и в истории рассматриваются как Ч. (Исх 7:3; Иов 37:5,14–16; Пс 77:43). Так, Ч. названы гром (Иов 37:5), траектории движения звезд (Иов 9:9–12), зарождение человека в материнской утробе (Пс 138:13–15), повсеместное присутствие Бога (Пс 138:5–6) и Его помощь людям (Пс 39:6). Бог вмешивается в человеч. историю (см. Лев 10:1–7; 1Цар 6:19–21; 2Цар 6:6–16; → Казни египетские);
2) особенно много Ч. приходится на периоды → исхода из Египта и деятельности пр. → Илии. Это освобождение евреев от власти Египта, переход через Красное море, насыщение → манной небесной и вода, извлеч. Моисеем из скалы, воскресение мертвых, чудеса, связ. с судом Божьим и т.д. Перед наступлением конца времен также произойдут чудеса и знамения (Иоиль 2:30–32; Деян 2:19–36).
III. ЧУДО В НОВОМ ЗАВЕТЕ1) ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Весть о спасении открывает более широкий взгляд на значение Ч.: они не только возможны, но и необходимы, чтобы защитить от разрушит. воздействия греха отпавший от Бога мир, особенно в тот момент, когда он должен быть спасен и приведен к совершенству (исполнению обетований); Ч. внутри несоверш. мира — это знак, который открыват глаза ослепленным людям. Значение «естественного» (или «сверхъестественного») Ч. состоит не в том, что слепой вновь становится зрячим, а в том, что вообще обнаруживается неестественность того, что он слепой. Ч. прощения грехов состоит в обновлении смертной природы (см. Лк 5:23–26; Рим 8:21), а самое великое Ч. в НЗ — это преодоление «закона природы», т.е. закона греха и смерти, законом духа жизни «в Христе Иисусе» (Рим 8:2);
2) ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ ИИСУСОМ:
а) олицетворением Ч. является Сам Иисус Христос и Его вочеловечение (1Тим 3:16), а также «главное чудо» — Его → воскресение. Все Ч. в жизни и деяниях Иисуса следует рассматривать и понимать исходя из Ч. Его воскресения. Если происхождение Иисуса свыше, от Бога, доказано Его воскресением и подтверждено искуплением падшего человечества, которое Он совершил на кресте, то все Ч. Его жизни являются естественным следствием этого. Если же Он не воскрес, «то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге... вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор 15:14–19). Ч. Иисус поясняет и подкрепляет Свою проповедь о близости Царства Божиего. Эти Ч. подвигают человека либо к обращению и покаянию, либо к отказу от веры (Мк 1:15,22–28; ср. Мф 11:21–24). Ч. — это «знамения» (так сказано прежде всего у Иоанна: Ин 2:11,23; Ин 3:2; Ин 4:48,54; Ин 6:2,14,26,30; Ин 7:31; Ин 9:16; Ин 10:41; Ин 11:47; Ин 12:18,37; Ин 20:30), которые выявляют сердечные намерения людей, заставляя их принять личное решение. Ч. и вера взаимообусловлены. С одной стороны, сама вера — это Ч., с другой, Иисус не совершает чудеса там, где царит неверие (Мф 13:58). Ч. служат вере, они достигают своего назначения, когда человек утверждается через них в вере. Показанные Иисусом знамения наталкиваются как на колебания в вере, так и на решит. неверие (в частн., Ин 1:5,10–13; ср. со Ин 1:7,12,16; отрицание: Ин 5:16; Ин 6:26; Ин 7:5,46–48; Ин 8:40,44–47,59; Ин 12:37; Ин 15:24). Знаменательно, что, напр., больного способна исцелить только его вера (Мф 15:28; Мк 2:5; Мк 9:23): «Вера твоя спасла тебя» (Лк 7:50; Лк 8:48; Лк 17:19; Лк 18:42). Тому, кто в неверии закрывает свое сердце перед Евангелием, не помогут никакие чудеса, скорее, они послужат ему в осуждение (Мф 11:23). Но, говоря о Ч., нужно ответить и на вопрос, чьей властью оно совершается (Мф 12:24–32; Деян 4:7). Знамения и Ч. могут быть ложными (2Фес 2:9; ср. Мф 24:24; Откр 13:13–18), поэтому Иисус отказывался подтверждать Свое мессианство Ч. (Мф 12:38–42; Лк 16:31; → Знак, знамение, IV);
б) четверо евангелистов повествуют в общей сложности о 41 Ч., соверш. Иисусом. Как Ч., соверш. над людьми, упоминаются исцеления, четко отличные от них изгнания бесов (Мк 1:27,30,32,34,40–45; Мк 2:1–11; Мк 3 — Мк 6:10–13), а также три воскрешения мертвых: дочери начальника синагоги (Мк 5:39–43), юноши из Наина (Лк 7:11–17) и Лазаря (Ин 11). Среди Ч., связ. с природой, можно назвать след.: укрощение бури (Мк 4:35–41), хождение по морю (Мк 6:45), умножение хлебов (Мк 6:30–44; Мк 8:1–10), превращение воды в вино (Ин 2:1–12), чудесный улов (Лк 5:1–11), обнаружение монеты во рту рыбы (Мф 17:27);
в) современники Иисуса, как и люди нашего времени, не были особенно склонны верить в Ч. или совсем не верили в них. Иисус удивляется общему неверию, которое проявляется к Нему и к творимым Им Ч. (Мк 4:40; Мк 6:6; Мк 16:14; Лк 18:8; Ин 10:38; Ин 14:11). Толпа высмеивает Его, когда Он намеревается совершить Ч. (Мк 5:40), люди отрицают Ч. (Ин 9:16), а там, где отрицать их невозможно, они приписывают действия Иисуса бесам (Мк 3:22–27; Ин 8:48–59). Сами апостолы просят умножить в них веру (Лк 17:5), вначале они сомневаются в воскресении Господа (Мк 16:11; Лк 24:11; Ин 20:24–25) так же, как и римляне (Деян 26:8), и греки (Деян 17:32) (→ Воскресение). В то же время народ и книжники требуют знамений и Ч., в чем Иисус отказывает им, поскольку они не верят в Него и не желают следовать за Ним (Мф 27:39–44; Лк 11:16,29–32);
г) предпринимались попытки объяснить творимые Иисусом Ч. с т.зр. разума или «естественных причин» (как, напр., исцеления методом внушения) или объявить их возникшими впоследствии «свидетельствами» древней Церкви, которая свою веру в Христа облекала в мифы по образцу рим. и греч. историй о Ч. Но исследования евангельских текстов позволяют установить, что Ч. являются значит. составной частью этих сообщений, и их нельзя вычеркнуть из представлений об Иисусе, не совершая насилия над смысловыми взаимосвязями и не разрушая их. То обстоятельство, что сообщения о Ч. в Евангелиях по виду и форме рассказа во многом похожи на греч. и иуд. истории о Ч. (описание болезней, применение средств, исцеление), еще не доказывает того, что авторы Евангелий не повествуют о действит. событиях из жизни Иисуса, свидетелями которых они были;
д) верующим дано обетование о том, что и их жизнь будет сопровождаться знамениями и Ч. (Мк 16:17–18; Ин 14:12). Сам Бог засвидетельствовал проповедь апостолов «знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по воле Его» (Евр 2:4). Эти Ч. и знамения в Церкви совершаются «силами будущего века», от которых она уже вкусила «благого глагола Божия» (Евр 6:5). Все Ч. — это свидетельства совершенного мира, нацеленные на осуществление → обетований.
1 К.Хайм. Преобразование естественнонаучных представлений о мире. Гл. 5. [Прим. пер.]
Самым великим чудом является пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, Его воскресение и вознесение (Деян 2:22). И Сам Иисус Христос во время непродолжительного Своего земного служения сотворил массу чудес (Ин 21:25). В Евангелиях записаны 17 конкретных случаев исцелений, совершенных Христом, 6 — изгнания бесов, 10 — чудес над силами природы, 3 — воскрешения, но в некоторых местах говорится о постоянном и бессчетном Его чудотворении (Мф 4:23-24; Мф 9:35; Мф 15:30; Мф 19:2; Мк 1:34; Мк 6:46; Лк 4:40; Лк 6:18; Лк 7:22; Ин 2:23; Ин 20:30). Чудеса исцелений и воскрешений совершали также Апостолы Петр и Павел, а также, по-видимому, и другие Апостолы (Деян 2:43; Деян 5:12; Деян 14:3; Деян 15:12), Стефан и Филипп (Деян 6:8; Деян 8:6), хотя о них и нет конкретных записей в Писании. В Ветхом Завете чудеса совершали Моисей, Илия, Елисей, человек Божий в Вефиле (3Цар 13:1).
Совершение чудес всегда имело свою обратную сторону. Так, при совершении чуда исцеления кровоточивой женщины Христос почувствовал, как сила вышла из него (Мк 5:30; Лк 8:46). Также сказано, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф 8:17). Ап. Павел пережил несколько покушений на свою жизнь, имел постоянные опасности, жало в плоти. Моисей дважды едва не был побит камнями, пережил бунты Корея и Мариами с Аароном, терпел постоянный ропот народа, был вынужден остаться в пустыне из-за отказа народа войти сразу в обетованную землю и, наконец, не был допущен войти туда, когда весь народ вошел.
В Писании упоминаются и ложные чудеса, совершаемые также сверхъестественной силой, но не направленные непосредственно на прославление имени Бога (2Фес 2:9; Откр 13:14). Такие чудеса совершали и чародеи в Египте, но не устояли против Божией силы (Исх 8:18-19). (см. видение)
Хотя они и объяснили их, как проявление силы злых духов (Мф 12:24, Мк 3:22, Лк 11:15), равно как и Талмуд в одном месте говорит, что «Сын Стыда» (ругательное имя Иисуса) привел с собою чародейство из Египта в разрезе сделанном им в своей коже». Все это является косвенным свидетельством исторической достоверности чудес Иисуса (Делич, «Иисус и Гиллель»).
и на которые Он указывает, как на доказательство, что Он послан Богом (Мф 11:3, Ин 9:16, Ин 9:32, Ин 14:11, Ин 20:31), но, еще более, в чистой глубине духа Своей личности (Ин 8:46, Ин 14:6) и в самоотверженной любви, которая взыскала самых погибших (Ин 4:27, Ин 4:32) и отдала Себя Самого за Своих врагов (Рим 5:8 и дал.). Вокруг этого великого центрального чуда группируются не только все предыдущие чудеса в истории Израиля, но и те чудеса, которые сопровождали первоначальную проповедь Евангелия (Мф 10:8, Ин 14:12, Деян 4:30); также чудо возрождения посредством той же силы, которая воскресила Иисуса из мертых (Еф 1:19 и дал.); чудо единения верующих (Деян 2:44, Деян 4:32, Еф 4:4 и дал.); чудо пророчества и исполнения молитв (Ин 14:13, Деян 2:18) и все иные дары духа (1Кор 1:7, 1Кор 12:4 и дал.). Противоположностью этим божественным чудесам являются ложные чудеса волшебников и лжеучителей, которые не служат святым целям, но отвращают людей от Бога (Мф 24:24, 2Фес 2:9, Откр 13:13 и дал.).