Словарь Никифорова : дамаск
Древнейший город на р. Аване (Бараде) вост. горы Ермон. Город расположен вдали от моря, на краю пустыни, необозримо распростершейся на восток; от Сирийского побережья отделен двойной цепью снежных гор. Однако именно такое местоположение позволило Д. стать культурным центром и пристанищем для кочевников пустыни. Город снабжается водой из р. Аваны, теряющейся в пустыне к вост. от него. Он пережил столицы своих завоевателей — Ниневию, Вавилон, Мемфис.
II. В ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ВРЕМЕНАД. был известен уже при Аврааме (Быт 14:15). Давид одержал победу над сирийцами (арамеями) дамасскими (2Цар 8 и след.). Во времена Соломона (ок. 950 г. до Р.Х.) Разон основал Сирийское (Арамейское) царство, центром которого был Дамаск (3Цар 11:23–25). Этот сир. (арам.) Дамаск долгое время был опасным противником Израиля (ср. → Венадад → Азаил → Рецин). В 732 г. до Р.Х. Д. был завоеван Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III) и превращен в провинцию Ассирийского царства (4Цар 16 и след.; Ис 17 и след.; Ам 1:5 и след.). Предсказание в Иер 49:23–27 явно относится к завоеванию Д. Навуходоносором после битвы при Каркемише в 605 г. до Р.Х. Позже Д. был покорен Александром Македонским (Зах 9:1). В Селевкидском царстве он стал ареной битв Маккавей-ского времени (1 Макк. 11:62; 1 Макк. 12:32).
III. В НОВОЗАВЕТНЫЕ ВРЕМЕНАВ новозаветные времена в Д. быстро сформировалась христ. община. Среди иудеев Д. был весьма высок авторитет иерусалимского синедриона. Учитывая это обстоятельство, Савл с письм. полномочиями направился в Д. бороться с общиной последователей Иисуса (Деян 9 и след.). После явления Господа на пути в Д. он задержался в доме Иуды на Прямой улице, существующей и сегодня. За то, что Савл обратился в христианство, иудеи хотели его убить и стерегли, заручившись поддержкой областного правителя (наместника) царя Ареты (2Кор 11:32), у ворот города (Деян 9:24).
IV. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯВ настоящее время араб. население называет город из-за его сев. местоположения Димашк-эс-Сам («по левую руку»), в соотв. с библ. словоупотреблением, в котором понятия «восток» и «перед» обозначались одним словом. Город знаменит дамастовыми, или камчатными, тканями и дамасскими клинками.
Дамаск (דַּרְמֶשֶׁק ,דַּמֶּשֶׂק – по иным такое название происходит От красного цвета песчаной и вулканической почвы земли, а по другим – с арабского означает: место хлопот, движения, проворства, деятельности, по причине производства торговли; Δαμασκός; Damascus; Дамаскъ): Быт.14:15, 15:2. 2Цар.8:5–6. 3Цар.11:24, 15:18, 19;15, 20:34. 4Цар.5:12, 8:7. 9:14, 28, 16:9, 10. 1Пар.18:5–6, 2Пар.16:2, 24:23, 28:5, 23. Иудфь.1:7, 12, 15:5. Песн.7:5. Ис.7:4, 8, 8:4, 9, 10:9. 17:1–3. Иер.49:23, 24, 27. Иез.27:18. 47:16–18. Ам.1:3–5, 3:12, 5:27. 1Мак.11:62. Деян.9:2, 3, 8, 10... 22:5, 6, 10–12. 2Кор.11:32. Гал.1:17. – Город Сирийский, упоминаемый уже в истории Авраама, который, спасая племянника своего Лота, преследовал неприятелей до Ховы, что по левую сторону Дамаска (Быт.14:15), и который имел у себя слугу Елиезера, родом из Дамаска (Быт.15:2), и след., это один из древнейших городов мира. Флавий приписывает основание его Узу (Οὖσοσς), сыну Арама, внуку Сима, сына Ноева (Древн. К. 1. гл. 6. § 4). Город этот лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде (у древних Хрисоррой), протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине (ель-Гута). при восточной подошве Анти-Ливана. В Св. Писании упоминаются две реки Дамаска: Амана и Фарфар (4Цар.5:12). Первую принимают за одно с Барадой, а под последней разумеют реку Авадж, которая, вытекая из Ермона, протекает на юге Дамаска, и хотя не касается самого города, но вместе с Барадой составляет важнейшую реку в этой области.