Подать, пошлина. У Евреев были пошлины двоякого рода: церковные и гражданские. По Иудейскому закону (Исх 30:13-15), каждый Израильтянин свыше 20 лет обязывался ежегодно давать полсикеля на храм, как выкуп за свою душу. Этот закон и после Вавилонского плена простирался на всех Иудеев, живущих и вне Палестины, Со времени царей у Евреев являются налоги гражданские. Во время Соломона подати были до того тяжелы, что народ просил сына его Ровоама сложить часть податей. Не получив от Ровоама удовлетворения своей просьбы, Иудеи разделились на два царства: Иудейское и Израильское. По завоевании Иудеи Римлянами Евреи должны были платить подати Римлянам, чрез своих туземных правителей. При Квиринге сделана была перепись всех имений (Деян 5:37) для наложения поземельной подати. Пошлины с торговли, по дорогам, морским гаваням отдавались на откуп, причем происходило много угнетении, вызывавших ропот в народе. Господь и апостолы внушали верующим в точности исполнять все гражданские обязанности, в том числе и внесение податей: Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21). Отдавайте всякому должное: кому оброк — оброк, кому страх — страх (Рим 13:7). Сам Господь в беседе с ап. Петром показал ему, что хотя Он, как Сын Божий, и может быть освобожден от внесения подати, но, дабы предупредить всякое недоразумение в народе со стороны сборщиков, сотворил чудо, а именно: приказал ап. Петру идти на море и закинуть уду. Ап. Петр пошел и во рту у пойманной рыбы нашел статир (четыре драхмы) и заплатил дань как за Господа, так и за себя (Мф 17:24).
Слово Дань найдено в следующих
словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Дань — подать, которую побежд. народ выплачивает завоевателю (2Пар 26:8). В Библии она называется также «дарами» (Суд 3:15; 2Пар 17:11; Пс 44:13; Пс 71:10), «пенёй» (4Цар 23:33) и «податью» (Есф 10:1). Особенно большую Д. облагали покор. народы ассирийцы. Некий князь Лубарна должен был собрать для царя Ашшурнацирапала в качестве Д. 20 талантов серебра, 1 талант золота, 100 талантов свинца, 100 талантов железа, 1000 голов крупного скота, 10 000 овец, 1000 единиц одежд и другие ценности. С бедных сир. племен, у которых не было ценных предметов, в качестве ежегодной Д. требовали по 5 процентов от поголовья их скота. Ассирийцы даже похвалялись тем, что некий чужеземный князь каждый год прибывал с богатыми дарами в Ниневию, чтобы поцеловать ноги их царя. Израильтяне также платили Д. ассирийцам, об этом говорит рельеф на обелиске Салманасара III, где запечатлен момент принесения Д. от царя Ииуя. Предшественник Ииуя, Ахав, сам получал Д. от моавитского царя Месы (4Цар 3:4). Во времена НЗ израильтяне платили в качестве Д. налог рим. императору (Мф 17:25; Мф 22 и след.). О монете, которой выплачивали подать императору, → Деньги.