Словарь Никифорова : елисей
Елисей [еврейское Элиша, «Бог помог»]. Пророк → Илия, находясь у горы Хорив, получил от Господа поручение сделать своим преемником Е., сына Сафата, из Авел-Мехолы. Илия застал Е. за работой в поле, и тот, оставив родных, пошел за Илией, став его слугой и учеником (3Цар 19:16,19–21). Незадолго до того как Илия был вознесен на небо, Е. просил, чтобы Св. Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Эта доля соответствовала доле наследства, предназначавшейся первородному сыну, т.е. была вдвое больше доли остальных братьев (4Цар 2 и след.; ср. Втор 21:17). Служение Е., самый важный отрезок которого приходится на 12-летнее царствование Иорама (4Цар 3:1), ознаменовано многочисл. чудесами, которые делают очевидной Божью помощь во всех жизненных затруднениях: от одолженного топора, который, будучи утрачен, появляется вновь (4Цар 6:1–7), заботы о еде (4Цар 4:38–44) и питье (4Цар 2:19–22), других забот (4Цар 4:1–7,8–17; 4Цар 8:1–6) до воскрешения из мертвых (4Цар 4:18–37; 4Цар 13 и след.).
Чудеса Елисея отмечены добротой и милосердием, что отличает их от деяний Илии, обычно исполнявшего Божий суд. Но и Елисей порой прибегал к жестоким наказаниям по отношению, напр., к дразнившим его детям (4Цар 2 и след.), к недоверчивому сановнику царя (4Цар 7:2,17–20) или к жадному Гиезию (4Цар 5:19–27).
На фоне благодетельных и карающих чудес, демонстрирующих абсолютное превосходство Господа над Ваалом, мы видим, какое большое влияние имел Елисей на полит. жизнь своего народа. Во время похода против моавитского царя Месы, предпринятого Иорамом в начале его царствования, Е. спасает войско от опасности и предсказывает ему победу (4Цар 3:9–27). Но Е. делает это не ради идолопоклонника Иорама, от которого пророк резко отмежевался, а ради иуд. царя Иосафата. Е. следит за борьбой между Израилем и Арамом (Сирией), которую Иорам продолжил после смерти своего отца Ахава. Е. сообщал царю о передвижениях арам. полчищ и сам привел в плен арамеев, собиравшихся пленить его (4Цар 6:8–23). На это время или на период относит. благоприятных отношений между двумя государствами (ср. 4Цар 5:7) приходится и исцеление Неемана от проказы (4Цар 5:1–19). Когда бедственное положение в осажденной Самарии достигло апогея, Е. предвещает Иораму спасение на след. день, что в точности сбывается (4Цар 6 — 4Цар 7:20). Но все это не заставило Иорама свернуть с прежнего пути; мать царя, Иезавель, по-прежнему пользуется влиянием, и поклонение Ваалу в Израиле продолжается.
Наступило время исполнить поручение, данное Богом еще Илии у горы Хорив (3Цар 19 и след.): Е. должен предварить Божий суд. В Дамаске Е. предсказал Азаилу смерть Венадада и сообщил, что Азаил сам будет править Сирией (4Цар 8:7–15). Когда уже шла война между Иорамом и Азаилом (4Цар 9:14), Е. распорядился помазать в цари над Израилем Ииуя и передал ему повеление истребить дом Ахава (4Цар 9:1–13). Затем в течение более 40 лет (ср. 4Цар 10 и 4Цар 13:1) совершается суд над Израилем.
Библия ничего не говорит об обществ. служении Е. в этот период: пророк безмолвствует. Во времена царствования Ииуя и его сына Иоахаза власть сир. царя Азаила усиливается, а Израиль постепенно ослабевает (4Цар 13:3,7). Только когда Иоас, внук Ииуя, пришел к Е., и пророк со своего смертного ложа возвестил ему о трех победах над сирийцами (4Цар 13:14–19), открывая таким образомновый период истории израил. народа, отмеченный, как и прежде, Божьей помощью и участием.
ЕЛИСЕЙ (Бог спасёт) — известный пророк Израиля, ученик и преемник пророка Илии (3 Цар. 19:16; 4 Цар. 2:1, 3, 11; 4:1, 8). В Новом Завете это имя упоминается только однажды (Лук. 4:27).
Известные люди с именемЕлисейЕлисей — один из проповедников христианства в Кавказской Албании.Елисей — новгородский тысяцкийЕлисей Лавришевский (ум. 1250) — преподобный, основатель Лавришевского мужского монастыря.Елисей Плетенецкий — архимандрит Киево-Печерской лавры.Елисей Сумский — русский православный святой, преподобныйЕлисей (Ганаба) — архиепископ СурожскийЕлисей (Иванов) — епископ Изюмский и Купянский.Елисей (Фомкин) — епископ Урюпинский и НовоаннинскийЕлисей (אֱלִישָׁע – от יָשַׁע в форме Hif. спасать, избавлять, освобождать = Бог есть спасение или Бог есть Спаситель; Ἐλισαιέ, Ἐλισσαιέ; Elisaeus; Елисей; L: Elisa): 3Цар.19:16. 4Цар.2:1, 3:11, 4:1, 5:8... 6:1, 7:1, 8:1, 9:1, 13:14. Сир.48:12. Лк.4:27. – Пророк израильский, сын Сафата из Авелмехолы (3Цар.19:16), ученик и преемник пророка Илии в пророческом служении. Призванный к сему пророком Илией по велению Божию, он постоянно сопутствовал ему (3Цар.19:16, 19:21), и наконец при взятии Илии на небо, вместе с его милотию, сугубый получил от него дар творить чудеса (4Цар.2:1–15) и с этого времени множество творил чудес, которые ясно показывали в нем великого пророка Божия. Продолжая служение свое около 65-ти лет, при царях Израильских: Ахаве, Охозии, Иораме, Ииуе, Иоахазе и Иоасе, он, как истинный посланник Божий, бестрепетно возвещал истину пред царями и вельможами (см. напр. 4Цар.3:13–14) и чудесами своими благодетельствовал не только частным лицам и семействам, но и целым городам и всему царству Израильскому, неоднократно спасая его от врагов его; чудеса и благодеяния его простирались и на самих врагов, напр. сириян (4Цар. 5). По чудесном переходе чрез Иордан после пророка Илии, поселившись в Иерихоне, он, по просьбе жителей, исправил воды Иерихонские, сделав их годными для употребления (4Цар.2:13–14, 18–22). В Вефиле дети, ругавшиеся над ним, растерзаны были медведицами, вследствие проклятия их пророком (4Цар.2:23–24). Во время войны израильтян вместе с иудеями против моавитян, он, по случаю недостатка воды, чудесным образом низвел воду, которая во множестве текла путем Идумейским и предсказал победу над врагами (4Цар.3:9, 16, 28–27). По случаю жалобы вдовы одного из сынов пророческих, что заимодавец угрожает, за долг ее мужа, взять в рабство детей ее, он чудесным образом умножил бывший у нее елей в сосуде, так что, продавши его, она уплатила долг, и еще ей осталось на пропитание (4Цар.4:1–7). В Сунеме, желая наградить за усердие себе одну богатую, во бездетную женщину, он предсказал ей рождение у ней сына, что чрез год и исполнилось; и когда потом взрослый сын ее умер, он воскресил его из мертвых (4Цар.4:18–37). В Галгалах, во время голода, он приказал служителю своему приготовить похлебку для сынов пророческих. По неведению положены были в нее ядовитые плоды. Пророк велел всыпать в котел муки, и пища сделалась безвредной (4Цар.4:38–41). В это время некто принес ему 20 ячменвых хлебов и сырых зерен. Пророк напитал ими сто человек, и еще осталось (4Цар.4:42–44). В Сирийском царстве был знаменитый военачальник Нееман. Он сделался болен проказой. Служанка, из пленниц израильских, находившаяся в услужении в доме его, возвестила жене его о чудотворной силе пророка израильского, и Нееман, передав об этом царю своему Венададу, получил от него дозволение отправиться в Самарию. Здесь, по приказанию пророка, он семь раз выкупался в Иордане и проказа с него сошла. Благодарный к Богу за свое исцеление, Нееман просил у пророка дозволения взять с собою земли израильской, чтобы в Дамаске построить на ней жертвенник Богу истинному: пророк позволил. И еще просил себе прощения у Бога в том, что он, как слуга царский, сопровождая царя своего в капище идольское, должен преклоняться там вместе с царем, опиравшемся на его руку, во время преклонения его пред идолом: пророк успокоил его и Нееман с миром отправился в путь свой (4Цар.5:1–19). В это время слуга пророка, Гиезий, прельщенный богатыми дарами Неемана, которых пророк не взял от него, тайно догнав его на пути и обманом выпросив у него денег и одежд, скрыл их у себя в доме. Пророк обличил его в этом обмане и корыстолюбии, и Гиезий наказан был за то проказой Неемана на всю жизнь (4Цар.5:20–27). Однажды ученики пророческие жаловались Елисею на тесноту своего помещения, и просили у него дозволения нарубить лесу и пристроить жилых комнат. Пророк согласился на это. Во время рубки леса на берегах Иордана у одного из учеников нечаянно упала секира в реку. Пророк бросил на то место кусок дерева, и железо всплыло (4Цар.6:1–7). Во время войны царя Сирийского с израильтянами Елисей открывал царю Израильскому его намерения. Неприятель, узнав об этом, осадил город Дофаим, где находился пророк. Устрашенный этим слуга пророка, уведомил его об опасности; но пророк успокоил его, показав ему вокруг себя воинство небесное, и потом сириян поразил слепотою (4Цар.6:8–23). Некогда Венадав обложил Самарию войском, чтобы изнурить ее голодом. Голод был чрезвычайный. Царь, обвиняя в этом пророка, послал воинов убить его. Пророк предсказал скорое прекращение голода. И действительно, неприятелям в следующую ночь послышался шум приближающаяся войска, и они обратились в бегство, оставив свой лагерь со всем запасом, и хлеб продавался дешево, по цене, назначенной пророком (4Цар.6:24–33, 7:1–20). При Иораме был в земле Израильской семилетний голод. Прежде наступления его пророк, предсказав о нем сунемитянке, у которой воскресил сына, советовал ей удалиться на это время из страны своей в какую-нибудь плодородную землю. Чрез это удаление она едва не лишилась было своего дома и земли своей, которые в ее отсутствие заняты были сторонними владельцами. Но, пришедши с жалобой к царю в то время, когда Гиезий рассказывал ему о чудесах пророка, она немедленно получила удовлетворение (4Цар.8:1–6). Во время болезни Венадада, царя Сирийского, Елисей пришел в Дамаск. Царь послал Азаила узнать от него о продолжении своей жизни. Открыв Азаилу близкую смерть царя, Елисей со слезами предсказал самому Азаилу, что он будет царем Сирии к несчастью израильтян. На другой день Азаил задушил царя своего и возшел на престол его (4Цар.8:7–15). Во время осады Рамофа Галаадского царями Иудейским и Израильским, Елисей, призвав одного из сынов пророческих, велел ему отправиться с сосудом елея в воинский стан и там помазать военачальника Ииуя на царство Израильское, присоединив, что он исполнит волю Божию над домом Ахава и истребит весь род его. Вступивши на престол, Ииуй исполнил волю Божию (4Цар.8:25–29 и далее гл. 4Цар.9, 10:1–31). Но, будучи столь ревностным в истреблении дома и идолослужения Ахава, Ииуй и преемники его не истребили поклонения тельцам Иеровоама и сами служили им. После Иоахаза, сына Ииуева, сын его Иоас имел глубокое уважение к пророку, и, во время болезни его, пришедши к нему, плакал над ним, повторяя те слова, которые сам Елисей произносил к пророку Илии при вознесении его на небо: Отче, отче, колесница Израилева и кони его! Пророк велел ему пустить стрелу в восточное окно, положа на него при этом действии руки свои; и когда Иоас исполнил это, пророк сказал, что, это стрела избавления от Бога против Сирии, и после сего велел царю ударять стрелами в землю. Царь, ударив три раза, остановился. Пророк с негодованием сказал, что ты только три раза, поразишь сириян (4Цар.13:14–19). Чудеса пророка не ограничились его жизнью; он и по смерти своей творил чудеса. Пророк умер и погребен был. Чрез год по смерти его несли похоронить за город одного умершего. В это время появилась толпа моавитян, которые производили набег на землю Израильскую. Несшие умершего испугались и бросили его в близлежащую пещеру. Это была пещера, где покоился прах пророка. Брошенный мертвый коснулся костей пророка, и тотчас ожил (4Цар.13:20–21). Кроме множества предсказаний, чудес и благодеяний, оказываемых людям, пророк Елисей, без сомнения, много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих (4Цар.2:3, 5, 4:38), и, без сомнения, из этих училищ большей частью произошли те пророки, коих так много было во времена Царств и которые частью устно, частью письменно, поддерживали веру и благочестие в народе. В заключение, вот что пишет о Елисее пророке Иисус, сын Сирахов: «Исполненный духа Илии, Елисей не трепетал во дни свои пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его; как в жизни своей совершал он чудеса, так и по смерти дивны были дела его» (Сир.48:12–14). В Нов. Завете сам Господь упоминает о Елисее, как о великом пророке Божием, давая видеть в чудесах и исцелениях его премудрые пути Промысла Божия. «Много было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, – говорил Он в обличение неверия своих соотечественников; – и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». Так Бог, действуя чрез своих посланников в людях, как бы сокращает иногда чудотворную силу свою, когда люди оказываются не достойными Его чудес и знамений (Лк.4:23–27). Сн. Zell. 1. р. 301–303. Herz. 3. р. 766–767. Библ. Ист. митр. Фил. и Св. Ист. В. В. Богосл. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 659–666.