Словарь Никифорова : епископ
Слово «Е.» происходит от греческое эпископос («надзиратель», «блюститель») и обозначает в НЗ одну из должностей в ранней Церкви. Еще в Др. Греции надзиратели, гос. чиновники, философы и т.д. назывались эпископой. В НЗ Е. еще не были предстоятелями и надзирателями над общинами определ. округа. Управление общинами осуществлялось советом пресвитеров или епископов; в НЗ термины «Е.» («блюститель») и «пресвитер» используются как взаимозаменяемые (напр., в Деян 20:17,28). Слово «Е.» в НЗ обычно стоит во мн. ч. — эпископой, кроме 1Тим 3:2, где говорится о необходимых Е. качествах. Е. как единоличный глава общины или округа (монархич. епископат) не был возможен до II в., когда этот институт начинает формироваться, и данный процесс не отражен в тексте НЗ.
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИЗадачей Е., которых было несколько в одной местной церкви (Флп 1:1), было духовное руководство общиной, они должны были «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян 20:28). Эти слова ап. Павел обращает к эфесским пресвитерам, т.е. к Е. («блюстителям»), а ап. Петр в наставлении к пресвитерам (1Пет 5 и след.; см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), употребляет слово «надзирая» [греческое эпископунтес], производное от эпископос. Задача пасти стадо Божье возлагается на плечи пастырей (Еф 4:11), и это особо подчеркивается тем, что Сам Иисус в 1Пет 2 назван «Пастырем и Блюстителем душ ваших». Задачу Е. ап. Павел видит также в поучении и наставлении, т.е. в попечении о душах (Тит 1:9). Это соотносится с Евр 13:17, где о наставниках говорится, что они «неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет». Наш подлинный Е. («блюститель») — Сам Иисус (1Пет 2:25).
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ЕПИСКОПСКОЙ ДОЛЖНОСТИВ 1Тим 3:1 и след., а также в Тит 1:1 и след. названы качества, необходимые человеку, занимающему епископскую должность (в Тит 1:5,7 «пресвитер» и «Е.» означают одно и то же). Эти требования важны не только при принятии решения, кому быть Е., но и самому Е. они послужат для самопроверки и помогут его постоянному духовному росту. По мнению ап. Павла, Е., которого он называет «Божьим домостроителем», необходимо иметь дар наставника, терпение; он должен быть мудрым и рассудит. и пользоваться хорошей репутацией даже у тех людей, которые не принадлежат к Церкви. → Служение → Пресвитер → Пастырь → Учитель.
Епископ, Епископы, Ἐπισκοπος – блюститель, надзиратель; Episcopus; Епíскопъ; Bischof): Деян.20:17, 28. 1Тим.3:1–2. 1 Тит.1:7. Флп.1:1. – Так назывались в древней Церкви предстоятели церквей, лица высшей, первой, после апостолов, степени церковной иерархии (Деян.20:28. Флп.1:1. 1Тим.3:2... Тит.1:7–9). Они назывались также начальствующими (1Сол.5:12. 1Тим.5:17. Рим.12:8), пастырями (1Пет.5:1. Еф.4:11), наставниками и вождями (Евр.13:7, 17, 24). Служение это в Церкви ведет начало свое от апостолов и самого И. Христа. Господь, избравши апостолов и облекши их властью учения, священнодействия и управления, хотел, чтобы служение это всегда продолжалось и сохранялось в Церкви Его; ибо Он повелел, наприм., апостолам научить все народы (Мф.28:18–20), совершать таинства и освящать ими верующих до скончания века (1Кор.11:23–26), пасти Церковь и управлять ею во все времена (Мф.18:18), обещая и Сам пребывать с ними во все дни до скончания века (Мф.28:20). Отсюда апостолы, устрояя Церкви, везде поставляли преемников своего служения – пресвитеров и епископов (Деян.14:28, 20:17, 28. Тит.1:5), производя сию власть от Бога и Христа (Еф.4:11. Евр.5:4). История Церкви свидетельствует, что в Иерусалимской Церкви первым епископом был Иаков, в Римской Петром поставлен Дин, в Антиохийской – Еводий, в Смирнской – Поликарп, в Ефесской – Тимофей, в Афинах – Дионисий Ареопагит, в Малоазийских Церквах епископы поставлены были Иоанном Богословом (Пам. Хр. Древн. Ветр. Т. I. К. 2. гл. 1. стр. 28–33). Посвящение совершалось при молитве Церкви чрез рукоположение, чрез что сообщалась рукополагаемым особенная благодать (Деян.20:28. 1Пет.5:2–4. 1Тим.4:14. 2Тим.1:6, 4:2, 5). При избрании требовалось обращать внимание на нравственные качества избираемого, на чистоту жизни и учения, на способность учить и руководствовать других (1Тим.3. Тит.1:5–9). Требовалось и внешнее свидетельство (1Тим.3:7), и согласие народа, как показывает древняя практика (Пам. Хр. Др. Ветр. Т. 1. К. 4. гл. 2, стр. 248. 260). Обязанность их, кроме учения и священнодействия, поставлять пресвитеров и диаконов, наставлять и руководствовать их в служении, ободрять, судить и управлять ими, и потом иметь наблюдение за всей своей паствой, пещись о чистоте веры, учения и жизни, о церковном имуществе и правильном его употреблении, о больных и бедных (Деян.20:28. Тит.1:5. 1Сол.5:12. Иак.5:14. 1Пет.5:2–4) и вообще пещись о благочестии, благочинии и благосостоянии всей своей паствы, в особенных же случаях распространяя свое попечение и на всю вселенскую Церковь (Ветр. Пам. Хр. Др. Т. 1. К. 2. гл. 3, 4 и 5. стр. 37–57). Необходимо, впрочем, заметить, что наименования и должности епископов и пресвитеров во времена апостольские не были строго отличаемы (Деян.14:23, 15:2, 22, 16:4, 20:17, 28, 21:18. Тит.1:5–9. 1Пет.5:1. Иак.5:14); новоучрежденные Церкви иногда имели и по нескольку епископов (Флп.1:1). Но после, для единства верующих, одному месту усвоен один епископ. В Апокалипсисе каждой из семи Церквей усвояется один епископ под именем Ангела (Откр.21. и д.). И из правил апостольских и соборных, равно как и из писаний отеческих видно, что он, как глава, все сосредоточивая в единстве архипастырской своей власти, должен заведовать всеми делами своей епархии, и никакой другой епископ не должен простирать своей власти на его область, и никто в его области ничего не должен делать без его ведома, согласия или одобрения. Апост. прав. 34 и 35. Ант. Соб. прав. 9. Карф. Соб. прав. 67. Св. Игнат. Бог. Посл. к Магн. гл. 7, к Тралл. гл. 2., к Филад. гл. 4 и 7, к Смирн. гл. 8 и 9. Сн. Церк. Библ. Ист. Филар. Новоз. Ц. Пер. 1. Век 1-й: Степ. пост. Иерар. Ветр. Пам. Хр. Древ. Т. 1. Ч. 1. К. 2, стр. 28 и дал. Zell. 1. р. 168.