Есевон (изобретение; Чис 21:26-34, Втор 2:24-25) — столица Сигона, царя Амморейского. Первоначально им владели Моавитяне, но Аммореи отняли его у них и сделали своею столицею, остававшейся под их властью, доколе при Моисее Израильтяне не отвоевали его у них. После сего он был отдан колену Рувимову, которое и восстановило этот город (Чис 32:37). Есевон находился на границах колена Гадова (Нав 13:26), и сделался городом левитов — семейства Мерари (Нав 21:39). После пленения Вавилонского он снова перешел к Моавитянам и нередко упоминается в обличениях пророков, направленных против Моава. Местность, на которой стоял Есевон, называется в настоящее время Хесбан, в 20 милях к в. от Иордана, при его устье. Развалины большого древнего города существуют доселе с остатками храма, полуразрушенные колонны которого уцелели доселе. В скалах высечены глубокие цистерны; близ подошвы холма находился большой древний резервуар, приводящий на память одно место из Песн «глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима» (Песн 7:5). Есевон продолжал существовать несколько столетий и по Р.Х., и один из его епископов присутствовал на Никейском соборе в 325 г., а другой на третьем Ефесском в 431 г. О нем упоминают Иосиф, Плиний, Иероним и др. Остатки Мавританской архитектуры указывают на то, что он пришел в упадок при владычестве Мусульман.
Словарь Никифорова : есевон
Есевон (изобретение; Чис 21:26-34, Втор 2:24-25) — столица Сигона, царя Амморейского. Первоначально им владели Моавитяне, но Аммореи отняли его у них и сделали своею столицею, остававшейся под их властью, доколе при Моисее Израильтяне не отвоевали его у них. После сего он был отдан колену Рувимову, которое и восстановило этот город (Чис 32:37). Есевон находился на границах колена Гадова (Нав 13:26), и сделался городом левитов — семейства Мерари (Нав 21:39). После пленения Вавилонского он снова перешел к Моавитянам и нередко упоминается в обличениях пророков, направленных против Моава. Местность, на которой стоял Есевон, называется в настоящее время Хесбан, в 20 милях к в. от Иордана, при его устье. Развалины большого древнего города существуют доселе с остатками храма, полуразрушенные колонны которого уцелели доселе. В скалах высечены глубокие цистерны; близ подошвы холма находился большой древний резервуар, приводящий на память одно место из Песн «глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима» (Песн 7:5). Есевон продолжал существовать несколько столетий и по Р.Х., и один из его епископов присутствовал на Никейском соборе в 325 г., а другой на третьем Ефесском в 431 г. О нем упоминают Иосиф, Плиний, Иероним и др. Остатки Мавританской архитектуры указывают на то, что он пришел в упадок при владычестве Мусульман.
Есевон: 1) столица царства Сигона. Город располагался между реками Арнон и Иавок, в 25 км вост. устья р. Иордан. Е. был завоеван израильтянами (Чис 21:25) и после разрушения заново построен коленом Рувима (Чис 32:37). Е. находился на границе уделов Рувима и Гада (Нав 13:17,26). Из озер Есевонских, которые в Песн 7 сравниваются с глазами невесты, сохранилось только одно. Позднее Е. принадлежал моавитянам; в этой связи он упоминается в предсказаниях бедствий, которые постигнут Моав (Ис 15:4; Иер 48:2,3,4–47). Его совр. название Хесбан;
2) [еврейское Ивцан], судья Израиля родом из Вифлеема, правивший семь лет (Суд 12:8–10). Примечат., что у него было очень много детей: 30 сыновей и 30 дочерей. Е. был погребен в родном городе.
ЕСЕВОН (блеск) — один из судей Израильских, судивший Израиля после Иеффая семь лет, родом из Вифлеема (Суд. 12:8, 10).
Есевон (חֶשְׁבּוֹן – от חָשַׁם связывать, совокуплять, рассчитывать, думать, размышлять, обдумывать, соображать, замышлять, намереваться, считать что за что, ценить, почитать, уважать, вменять кому что во что, и пр. = разум, благоразумие, разумение, измышление, вывод, вычисление, построение; Ἐσεβών; Hesebon; Есевѡ́нъ; L: Hesbon): Числ.21:25–28, 30, 32:3, 37. Втор.1:4, 3:2, 6, 4:46. Нав.12:2, 13:10, 17:26, 21:39. Суд.11:19, 26. 1Пар.6:81. Неем.9:22. Иудифь.5:15. Ис.15:4, 16:8. 9. Иер.48:2, 34, 45, 49:3. Песн.7:5. – Город по ту сторону Иордана, лежащий на возвышающемся над равниной уединенном известковом холме, при истоках реки Хесбон, впадающей в Иордан, немного выше его устья. Город сей сначала принадлежал моавитянам, и потом был столицей царя Аморрейского (Числ.21:26). Во время шествия израильтян в землю обетованную Сигон, царь Аморрейский, не хотел пропустить их пройти чрез свои пределы и вышел против них с войском, но был побежден ими близ города Иаацы, в нескольких верстах от Есевона (Числ.21:23); тогда Есевон был опустошен и разрушен (Числ.21:30), но после, снова восстановленный, принадлежал колену Рувимову и вместе Гадову (Числ.32:37. Втор.3:12, 16. Нав.13:8–12, 15–17, 24–27); в числе городов, отданных левитам, Есевон значится отданным от колена Гадова (Нав.21:38–39. 1Пар.6:80–81). По разрушении царства Израильского, моавитяне снова завладели этими местами до Иавока, и Есевон нередко упоминается у пророков, но они ясно предсказывали уже погибель его (Ис.15:4, 16:8… Иер.48:2, 34, 45, 49:3). Впоследствии времени он разрушен был ассириянами, согласно пророчествам, но еще долго, по-видимому, оставался немаловажным городом. Во дни Маккавеев, может быть, это была крепость, известная под именем Каспина или Хасфора (1Макк.5:26, 36. 2Макк.12:13. Древн. Флав. Кн. 12. гл. 8. § 3). При Александре Ианнее Есевон снова занят был иудеями (Флав. Древн. К. 13. гл. 15. § 4). Иродом построена здесь крепость (Древ. Иуд. К. 15. гл. S. § 5). Во времена христианства, здесь была кафедра епископская. У Евсевия и Иеронима он называется еще знаменитым городом Аравии: «Nunc vocatur Esbus (Ἐσβοῦς), urbs insignis Arabiae» (Onom). Но со времен владычества турок и арабов, здесь всюду начало распространяться запустение и разрушение. Ныне указывают разрушенный этот город в земле Белка. В новейшее время открыты здесь великолепные развалины, и недалеко от них – обнесенный стеной большой пруд. Может быть, это из тех прудов есевонских, которые, особенно при солнечном сиянии, блистали некогда, как светлые глаза, по ту сторону Иерусалима. С их блеском в книге Песни песней сравниваются светлые глаза возлюбленной невесты Соломона (Песн.7:5), в иносказательное смысле означающие свет живого, духовного ведения в благочестивой душе христианской. В древние времена, кроме многих озер, водохранилищ, источников и прудов, Есевон славился богатыми полями и пастбищами, виноградными садами, многолюдством населения и веселием жителей (Ис.15:8–10); ныне только кочующее арабы – бедуины скитаются здесь со стадами своими по опустевшим полям и долинам, довершая всеобщее запустение и разрушение (Кейта Док. Ист. Хр. веры 1870 г. глав. VII. Моавия). Fürst. 1. p. 447–443. Zell. 1. p. 595. Herz. VI. p. 21–22.
б) (энергичный) (Суд 12:8, Суд 12:10) — судья Израиля из Вифлеема (в уделе Завулоновом).