Загрузка

Словарь Никифорова : ессеи

Название Иудейской секты, существовавшей около времени земной жизни Спасителя, но о которой в Свящ. Писании не упоминается. Сведения о ней находятся у Флавия в его сочинении «о войне Иудейской» кн.

II гл. VIII, у Филона и частью у Плиния. По Филону и Флавию, число последователей секты простиралось до 4,000 человек. Главною задачею их было попечение о сохранении и возвышении чистоты нравов и благочестия; они веровали в единого Бога, в бессмертие души, но также и в переселение душ по смерти. Были весьма религиозны и вели строгую, нравственную жизнь. Молились при восхождении и захождении солнца; остерегались употребления клятвы; строго почитали день субботний и т.д. Из земных занятий упражнялись преимущественно в земледелии и занимались особенно познанием врачебной силы растений и врачеванием больных (Терапевты). Главным местопребыванием Ессев, по свидетельству Плиния, была западная сторона Мертвого моря, выше пустыни Ен-Гедской.
Слово Ессеи найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Ессеи (Ἐσσηνόι, Ἐσσᾶιοι; Esseni) – одна из трех главных сект иудейских около времени земной жизни И. Христа. Сведения о ней находятся: у Флавия о Войне Иуд. Кн. 2. гл. 8. § 2–13. и Древн. Иуд. К. 13. гл. 5. § 9. К. 15. гл. 10. § 4 и 5. К. 13, гл. 1. § 2–6.; у Филона в сочинении его «quod omnis probus liber»; Евсев. Ргаераг. Evang. VIII, 11., и частью у Плиния Hist. Nat. V, 17. – В ней находят некоторые сходные черты и греческих стоиков, и пифагорейцев, и терапевтов египетских, и древних аскётов христианских, хотя, впрочем, она имеет и свои особенности, и отождествлять ее ни с которой из них нельзя. Имя их объясняют различно. Одни производят от арамейского אֲסָא = врачевать, исцелять, отсюда Ессеи – θεραπευτάί – врачующие, целители. Другие – от халдейского חָסִיד = добрый, благочестивый, милостивый, каковое, впрочем, название прииадлежит, собственно, асидеям (1Макк.2:42, 7:13. 2Макк.14:6), которых нельзя смешивать с ессеями. Еще другие – от еврейского חָזָה = смотреть, созерцать, отсюда חָזָה = созерцатель, зритель, видящий, прозорливец, понимая это о созерцательной их жизни. Еще иные – от חָשָׁה = спокойным быть, молчать; отсюда ессеи – молчаливые. Еще другие объясняют и еще иначе. Более вероятным представляется производство их имени от халдейского אַסֵי = врач, целитель, не только потому, что они занимались и познанием целебной силы трав и врачеванием, но потому, преимущественно, что, подобно врачам, наблюдали над душами приходящих к себе людей, врачуя их от злых страстей, и своей чистой и непорочной жизнью служа нравственным врачеством для растленного мира. В Священном Писании о них не упоминается, может быть, потому что они, избегая, многолюдства городов, жили более уединенными обществами, не входили, в состязания и споры с другими, подобно книжникам и фарисеям, и число их было весьма невелико. По Филону и Флавию число их простиралось тогда до четырех тысяч. Жили, по Плинию, отдельными колониями по западной стороне Мертвого моря, выше пустыни Енгедской. По Флавию и Филону, жили и в других городах и селах Палестины и Сирии вместе с другими. Начало их возводят к древним временам. Флавий считает их древнее асидеев, которые сделались известными в первые времена Маккавейские (1Макк.2:42, 7:13. 2Мак.14:6). – Вероятно, начало и образование свое получили по возвращении из плена, когда все стремление иудеев направлено было к точнейшему исполнению закона. Главной задачей их было попечение о сохранении и возвышении чистоты нравов и благочестия. В учении веры и познании истины они руководствовались, кроме Св. Писания, и другими книгами, и допускали иносказательный и таинственный смысл в Писании, что открыло им обширнейшее поле для любомудрия. Учение их во многом сходно с фарисейским. Веровали в единого Бога, почитая Его виновником всякого блага, и все происходящее в мире почитали зависящим от Его власти. Веровали в бессмертие души и допускали переселение душ. Были весьма религиозны и вели строгую нравственную жизнь. Молились при восхождении и захождении солнца. Воздерживались от клятв. Справедливостью и верностью заслуживали общее удивление; рабов не имели, считая это несправедливостью. Старались никому не делать вреда. Строго почитали день субботний. В Храм Иерусалимский посылали дары, но жертв не приносили, отправляя у себя свои священнодействия; они предпочитали внешнему служению внутреннее. Жили общинами и в полном общении благ, все имея общее; каждый приносил в общество свое имение, где оно становилось общим достоянием; общий имели стол и одинаковую белую одежду; перед обедом употребляли омовения. В пище наблюдали строгое воздержание. Жизнь вели безбрачную, отказываясь от чувственных наслаждений, и мало заботились о земном. Время проводили в чтении и объяснении закона и пророков, в пении хвалебных песней, и вообще в таких занятиях, которые служили к распространению и усовершению их познаний и благочестия. Из земных занятий упражнялись преимущественно в земледелии, всячески избегая таких занятий, которые могли служить ко вреду других. Общественных должностей удалялись. С братской любовью взаимно служа друг другу, заботились о больных и занимались познанием врачебной силы растений. В общество вступали после строгих испытаний, и вступившие обязывались глубоко хранить тайны общества. Их разделяют на умозрительных и деятельных. Последние преимущественно жили в Палестине и Сирии, общества человеческого не совершенно удалялись, жизнь вели трудолюбивую, деятельную, занимались земледелием, художествами, медициной, и некоторые жили в супружестве, большая же часть сохраняли девство. Умозрительные, которых иначе называют терапевтами, жили в пустынях Египта и Александрии. В простых, уединенных хижинах проводили они время в чтении, размышлении и благочестивых песнях; однажды в неделю собирались в общую храмину для слушания речи старейшего и мудрейшего. Вступающие в сие общество четыре года стояли под испытанием, и составляли четыре разряда соответственно времени своего вступления в общество. Церк. Библ. Ист. М. Филар. Пер. 10-ый. Herz. IV. p. 174... Rutt. Inst. H. Eccl. 1882 г. T. 1. 103–106.