Загрузка

Словарь Никифорова : евангелисты

(Благовестники; Еф 4:11) — название тех из апостолов и их сотрудников в Христианской церкви, которые не только проповедовали Евангелие словом, но и изложили оное письменно, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. 1-й и последний были из 12-ти, а второй и третий из 70-ти апостолов. В древней Церкви это название усвоялось и другим сотрудникам апостолов и их преемников, служившим делу Евангельской проповеди, хотя и не оставившим после себя писаний, таковы например диакон Филипп (Деян 21:8), Тимофей, ученик и спутник апостола Павла (1Тим 4:5), брат похваляемый во всех церквах за благовествование (2Кор 8:18); помогал св. Павлу в Евангельской проповеди и вероятно посему принадлежал к числу евангелистов. На основании слов ап. Павла (Еф 4:11) можно думать, что евангелисты в церкви Апостольской вообще занимали высокое место, потому что в указанной цитате поставляются непосредственно после апостолов и пророков, и ниже пастырей и учителей Церкви.
Слово Евангелисты найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Евангелисты (Ἐυαγγελισταί; Evangelistae; благовѣстники): Еф.4:11. – Так называются в христианской Церкви те из апостолов и их сотрудников, кои не только посвятили себя проповеданию Евангелия словом, но и изложили жизнь, деяния и учение И. Христа, письменно. Таких евангелистов четверо: Матвей, Марк, Лука и Иоанн, первый и последний из 12-ти, а второй и третий из 70-ти. В древней Церкви название это усвоилось и другим сотрудникам апостолов и их преемников, которые особенно посвятили себя, служению проповеди Евангельской, хотя и не оставили после себя писаний. Таковы, напр., были: диакон Филипп (Деян.21:8), Тимофей, ученик и спутник ап. Павла (2Тим.4:5) и другие (сн. Церк. Ист. Евс. К. III. гл. 37). Слова апостола: «Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители» (Еф.4:11,), показывают, что евангелисты вообще занимали высокое место в Церкви Апостольской, потому что поставляются непосредственно после апостолов и пророков, и выше пастырей и учителей. Но с течением времени под этим именем преимущественно стали разуметь только четырех известных богодухновенных писателей святых Евангелий. Значение их для хр. Церкви, тем выше, что, с окончанием века апостольского, живой голос богодухнованных проповедников Евангелия, очевидцев Слова, прекратился, и святые их Евангелия вместе с прочими священными писаниями апостольскими остаются главным основанием и главным источником как для истории земной жизни, дел и учения Спасителя, так и для всего христианского вероучения и нашего назидания и руководствования в христианской жизни (Ин.20:31. Сн. Рим.15:4. 2Тим.3:16–17).