Загрузка

Словарь Никифорова : фессалоника

(Иначе Солунь; Деян 17:1,11,13, Флп 4:16, 1Фес 1:1, 2Тим 4:10) — столица одной из преториальных областей Македонии. В настоящее время она называется Салоника и находится в европейской Турции на северной оконечности Салоникийского залива (прежде Фермаикский) в 272 англ. милях от Константинополя. Считается вторым городом в коммерческом отношении после Константинополя. По прибытии из Филипп, ап. Павел проповедовал Евангелие в этом городе, но по злобе и преследованиям со стороны Иудеев должен был оставить его. Народонаселение Фессалоники считается в 70,000 человек. Некогда он составлял станцию на пути в Via Egnatia, и будучи торговым местом, привлекал множество Иудеев. Св. апостол Павел и его спутники, Тимофей и Сила, насадили здесь около 52 г. по Р.Х. церковь (1Фес 1:1); и в числе первых обращенных к вере были Аристарх и Секунд (Деян 20:4). Два из его посланий (первое и второе послание) к Фессалоникийцам написаны для жителей означенной области и города. см. Послания Павла.
Слово Фессалоника найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Фессалоника (в настоящее время Салоники), крупный торг. город на пути, называемом Виа Эгнация, адм. центр второго из четырёх районов Македонии. Македонский царь Кассандр, один из преемников Александра Македонского, сделал селение, первоначально принадлежавшее ионийским племенам, своей резиденцией и назвал его в честь своей жены Фессалоники, сестры Александра. Свой наивысший расцвет город переживал в рим. эпоху. Во времена, когда его посетил Павел, он насчитывал прим. 100 тыс. жителей, среди которых было много евреев. Во главе гор. управления стояли два «политарха» (в Синодальном переводе — «городские начальники», Деян 17:6,8), этот титул встречается в надписи, сохранившейся на одной из древних арок.

Павел начал свою деятельность в Ф. в синагоге (Деян 17:1); уверовавшие иудеи и греки образовали в городе церковь, в которую вошли, вероятно, большей частью обратившиеся язычники-эллины (Деян 17:4). Во время пребывания в Ф. Павел получал поддержку от филиппийских верующих (Флп 4:16). Но поскольку иудеи вскоре подняли волнения, ему пришлось покинуть город, чтобы спасти тех, кто оказал ему гостеприимство (Деян 17:5–10). Членам преследуемой и искушаемой молодой церкви Павел направил впоследствии два послания (→ Послания к фессалоникийцам). Из Ф. происходили и два его сотрудника, Аристарх и Секунд (Деян 20:4; Деян 27:2).

Словарь Вихлицкого :
(Деян 17:1, Деян 17:11, Деян 17:13; Деян 20:4; Деян 27:2; Флп 4:16; 1Фес 1:1; 2Фес 1:1; 2Тим 4:10) — древний город в Македонии на берегу Термейского залива Эгейского моря, основанный в 315 г. до РХ и названный по имени сестры Александра Великого. Во времена римского владычества был резиденцией римского губернатора и являлся важным торговым центром. Нынешнее название города — Салоника.
Словарь Нюстрема :
Знаменитый торговый город в Македонии на северо-восточном конце Термейского залива; после покорения римлянами в 141 г. до Р.Хр. долгое время был местопребыванием римского губернатора. Около 54 г. по Р.Хр., благодаря проповеди Павла здесь возникла церковь из евреев и язычников. Для попечения о ней Павел, когда ему пришлось бежать от ярости евреев (Деян 17:1 и дал.), послал из Афин своего ученика Тимофея, который затем дал апостолу утешительные сведения о ее состоянии (1Фес 3:2-6). Проповедническая деятельность Павла в Фессалонике имела важное значение, так как этот город был главным пунктом на большой римской дороге, называемой «Виа Эгнация», которая соединяла Pим со странами к северу от Эгейского моря. Поэтому Павел писал фессалоникийцам, что от них Слово Господне пронеслось по Македонии, Ахаии и еще далее (1Фес 1:8). Теперь Фессалоника называется Салониками. Город Салоники в средние века был оплотом восточной церкви, пока турки не взяли его в 1430 г. Он имеет больше церковных древностей, чем какой-либо другой город в Греции, хотя его собор переделан в мечеть.

Удивительный пример того, как точен ев. Лука в своих сведениях и выражениях представляет его сообщение о случае в Фессалонике, причем он называет начальников этого города политархами (Деян 17:6 и дал.). Этот титул не встречается ни у одного древнего писателя; но еще и теперь его можно прочесть в Салониках на старинной арке, относящейся к первому периоду царей, т. наз. «Вардарские ворота», построенные на главной улице города.