Словарь Никифорова : гад
Гад («счастье», «счастливая судьба»):
1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии, и старший брат Асира (Быт 30:10–13. Когда Г. вместе с Иаковом отправился в Египет, у него было семь сыновей (Быт 46:16). В своем благословении Иаков говорит о Г. как о воине (Быт 49:19; ср. Втор 33 и след.);
2) потомки Г., сына Иакова, колено Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек; гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди всех колен (Чис 1:25; Чис 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан юж. скинии собрания; эти три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую очередь (Чис 2:10–16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел вост. Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом Рувима, а на севере — с уделом полуколена Манассии (Чис 32:1–5; Втор 3:12,16–29; Нав 13:4–28). Во владение левитам в уделе Г. были определены след. города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Нав 21 и след.).
Колену Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на пастбищных землях вост. Иордана в обмен на обязательство оказать другим коленам поддержку при завоевании Ханаана (Чис 32:16–33; Нав 4:12). После окончания войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Нав 22:1–6). Жертвенник, сооруж. этими тремя коленами у Иордана во свидетельство их принадлежности к богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в конце концов был ими признан (Нав 22:10–34).
На всем протяжении своей истории колено Гадово вовлекалось в воен. конфликты, чему способствовало геогр. положение его удела. Возможно, колено Гадово принимало участие в войне Иеффая против аммонитян (Суд 11), но конкретно об этом не говорится. Во времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами измаильтян (1Пар 5:10,18–22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время его бегства от Саула (1Пар 12:8–15). В Маханаиме Авенир возвел на цар. трон Иевосфея (2Цар 2 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома (2Цар 17:24,27–29).
Город Рамоф в Галааде имел важное стратегич. значение в погран. войнах против сирийцев, которые вели цари Ахав и Иорам (3Цар 22:29; 4Цар 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4Цар 9:1–6). Позднее Азаил опустошил все земли вост. Иордана (4Цар 10 и след.). В Библии упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р.Х. (1Пар 5:11–17). В 30-х гг. того же века ассирийский царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4Цар 15:29; 1Пар 5:26), из которого они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иер 49:1).
Согласно пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле обетованной, на самом юге (Иез 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен 12 тыс. будут гадитянами (Откр 7:5);
3) пророк и прозорливец, пославший Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1Цар 22:5). Позднее Г. провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить жертвенник, на месте которого позднее Соломон должен был построить храм (2Цар 24:11–19; 1Пар 21:9–19). Г. принимал участие в назначении левитских певцов (2Пар 29:25). Традиционно считается, что Г. был родом из Халхула, который находился недалеко от Хеврона;
4) языч. бог счастья, имя которого, наряду с именем Мени, встречается в Ис 65 и входит в состав топонимов и личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Нав 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Нав 15:37). → Гаддий → Гаддиил → Азгад.
ГАД (толпа, или, по другим источникам, — счастье):
а) Быт. 30:11-13 — седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии; родной брат Асира, родоначальник колена Гадова.
б) 1 Цар. 22:5 и др. — прозорливец и близкий друг Давида.
Гад (גַּד ,גָּד = счастье; Γάδ; Gad; Гадъ):
а) седьмой сын Иакова и первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальник колена Гадова. Удел этому колену — обширнейшее пространство на восток от среднего течения Иордана, был дан еще до входа Израиля в обетованную землю; (см. колена Израилевы)
б) (1Цар 22:5; 2Цар 24:11, 2Цар 24:13, 2Цар 24:14, 2Цар 24:18, 2Цар 24:19; 1Пар 21:9, 1Пар 21:11, 1Пар 21:13, 1Пар 21:18, 1Пар 21:19; 1Пар 29:29; 2Пар 29:25) — прозорливец Давида;
в) (Ис 65:11) — языческое божество (солнца или счастья), почитавшееся у финикиян и вавилонян. (см. Мени)
1) Седьмой сын Иакова, первенец от Зелфы (Быт 30:10, Быт 49:19), был отцом семи сыновей (48:16).
2) верный пророк Давида, руководивший им, когда он убежал от Саула, и часто посылаемый к нему со словом от Господа (1Цар 22:5, 1Цар 24:11, 1Пар 21:9). Он оставил после себя исторические записки о Давиде (1Пар 29:29) и руководство относительно игры на музыкальных инструментах в храме (2Пар 29:25).
3) языческое божество, бог счастья, по предположению, планета Юпитер, которой вместе с Мени (вероятно, богиня судьбы или Венера) поклонялись некоторые евреи (Ис 65:11).