Словарь Никифорова : гадара
Гадара и Гадаринская страна (Γάδαρα, ἡ χώρα τῶν Γαδαρηνῶν; regio Gerasenorum; Гадаринская страна; L: die Gegend der Gadarener); Mк.5:1. Лк.8:26. – Главный и укрепленный город Гадаринской области за Иорданом, в Перее или древнем Галааде, лежавший на южном берегу реки Иеромакса, к северо-востоку от Скифополя и к юго-востоку от Тивериады. Он расположен был на вершине холма, у подошвы которого по обоим берегам Иеромакса находились теплые ключи (Onom. Γάδαρα). Город этот не из древних городов Палестины. В книгах В. Зав. о нем не упоминается; но о нем упоминают – не только Флавий, но Полибий Страбон, Плиний, и др. В Нов. Зав. упоминаемая страна Гадаринская от города Гадары получила свое название. По указаниям Иосифа Флавия, Гадара исторически делается известной во времена владычества царей сирийских и римлян над Иудеей, в последние два с половиной столетия пред Р. Хр. В первый раз она упоминается у Флавия в числе городов, занятых Антиохом III-м, Великим, царем Сирийским. У cириян она отнята была Александром Ианнеем и восстановлена Помпеем. Во время проконсула Габиния сделалась главным городом Гадаринской страны. Впоследствии область эта подарена Августом Ироду Великому, и по смерти его причислена к Сирии (И. Флав. Древн. Иуд. Кн. 12. гл. З. §3. Кн. 13. гл. 13, § 3, Кн. 14. гл. 4. § 4. О Войн. Иуд. К. 1. гл. 4. 7. 8. К. 2. гл. 6. § 3. Древ. К. 15. гл. 7, § 3. Кн. 17. гл. XI. § 4). Гадара принадлежала к Десятиградию (сн. Мф.4:25. Мк.5:1. 20, 7:31, сн. Плин. Η. Ν. V, 16) и была населена большей частью язычниками, и потому у Флавия называется языческим городом (Древ. ΧVII. XI, 4). Здесь-то Господь исцелил, бесноватого, изгнав из него нечистых духов и позволив им перейти в стадо свиней, которые паслись на берегу моря и которые потому все погибли в воде (Mк.5:1–20. Лк.8:26–39. Сн. Толк. Εв. от Мф. стр. 145–148 и на Мк. стр. 59–66). В Евангелии об этом событии повествуется, что бесноватый имел жилище в гробах и в горах. «Гробницы у иудеев, обыкновенно, были вне городов или селений. Это были пещеры, иногда очень обширные, вырытые в холмах и пригорках, или высеченные в скалах. Эти гробницы, по своему положению в холмах и пригорках, в местах вообще более или менее уединенных, служили убежищем для людей, которым было тяжело людское сообщество, вроде сумасшедших и бесноватых, которым нравились такие убежища по самой своей мрачности, соответствовавшей их меланхолическому характеру, или тяжелому и мрачному настроению душевному. Таковые гробницы, по Иосифу, служили также убежищем для воров и разбойников, которых довольно бывало по временам в Палестине, особенно в гористых ее местностях». Толк. Ев. на Мф. стр. 145–146. Гадара, по свидетельству путешественников, изобиловала такими пещерами. При начале войны Иудейской с римлянами в 68 году до Р. Хр. город этот совершенно истреблен был Веспасианом со всеми окружающими его селениями (Флав. о В. Иуд. К. 3. гл. 7), и хотя после был восстановлен и был местопребыванием христ. епископа, но потом опять пришел в запустение. Ныне обширные и замечательные развалины этого города со многими курганами, пещерами и гробницами находят в селении Ум-Кейс. Название это сокращено из слов: Um-el-Mkeis, что значит таможня. К северу от него в 3-х милях протекает древний Иеромакс (ныне Шериат-Эль-Мандхур; к югу – небольшой ручей Вади эль-Араба. Уи-Кейс занимает вершину холма между обеими долинами. Развалины кругом него, простирающиеся на две мили, представляют следы древних укреплений, остатки двух театров, огромные кучи тесаного камня, ряд упавших колонн, свидетельствующие, что здесь существовала некогда прямая улица, украшенная по обеим сторонам колоннадоюй. Невдалеке на север, при северном склоне горного хребта, в узком ущелье Шериата, лежат знаменитые теплые минеральные ключи, известные в древности под именем Амафа. Селение Ум-Кейс изобилует чрезвычайным множеством искусственных могильных пещер с базальтовыми гробницами из соседнего Гаурана, и жители этой местности не имеют своих домов и живут, подобно упомянутому бесноватому, в пещерах. Касательно Гадары необходимо еще заметить здесь, что у ев. Матфея местность эта, где исцелен бесноватый, называется страна Гергесинская (Мф.8:28). Гадара, как выше сказано, лежала недалеко от Тивериадского моря или озера к юго-востоку, а Гергеса – несколько далее, в том же направлении от озера, и оба города находились в одной и той же области (Перее или древнем Галааде). Так обр., разность только в том, что один евангелист наименовал один город, а другой – другой, но того же округа. Арх. Мих. Толк. Ев. на Марк. стран. 59. Zell. 1. p. 401–402. Herz. IV. p. 636–637. сн. Атл. Менке, № V. VI и VIII.