Галаад (холм, свидетель; Быт 31:47, 4Цар 10:38) — так называется гористая страна за Иорданом от г. Ермона до р. Арнона, а также и отдельная гора по ту сторону Иордана, при которой Иаков и Лаван, по своем примирении, воздвигли холм из камней в знак своего мирного союза. Во времена Моисея северная часть Галаада принадлежала Огу, царю Васанскому, а южная Сигону. царю Амморейскому (Суд 11:22). Затем, по завоевании Галаада Израильтянами, он достался в удел коленам Гадову, Рувимову и полуколену Манассиину (Чис 32:1,33 и след.), изобиловавшим стадами. Из судей Иаир и Иеффай принадлежали к жителям Галаада (Суд 10:3, Суд 11:1). Пророк Илия Фесвитянин был также из жителей Галаадских (3Цар 17:1). Земли Галаада сначала нередко подвергались нападениям Аммонитян (Суд 11:4-33). Так например Аммонитяне во время Саула проникли в Галаад, но Саул пришел на помощь осажденному Аммонитянами Иавису и освободил жителей Галаада от ига Аммонитского (1Цар 11:1). По разделении царства, Галаад составлял часть царства Израильского. В Пс 59 (ст. 9) Галаад именуется состоящим под особым смотрением Божиим: Мой Галаад... говорит Господь, а в Песн 4:1 и у Иер 8:22 делаются указания на богатство и плодородие земли; в первом месте указываются многочисленные стада коз, сходящих с горы Галаадской, а во втором — на целительный бальзам, которым так славился Галаад. И действительно, хотя Галаад и считался каменистою страною, но он владел многими водными источниками, обширными пастбищами и тенистыми лесами и рощами. Нет в Европе ни одного подобного места, замечает один из современных путешественников, где бы природа являлась в такой роскошной красоте, как в Галааде. Иногда к названию Галаад прибавляется слово земля — земля Галаад (Втор 34:1), и вероятно под сим названием разумеется вся страна на в. от Иордана до самой Аравии, включая сюда и настоящую область Белку. Гора Галаад, собственно говоря, составляет хребет или цепь, возвышающуюся на 6 миль к ю. от Иаввона, и простирается на 6 англ. миль с в. на з. Она называется теперь Джелаао. Впрочем есть еще другая гора того же имени на з. от Иордана, при которой часть войска Гедеона оставила его (Суд 7:3).
Словарь Никифорова : галаад
Галаад (холм, свидетель; Быт 31:47, 4Цар 10:38) — так называется гористая страна за Иорданом от г. Ермона до р. Арнона, а также и отдельная гора по ту сторону Иордана, при которой Иаков и Лаван, по своем примирении, воздвигли холм из камней в знак своего мирного союза. Во времена Моисея северная часть Галаада принадлежала Огу, царю Васанскому, а южная Сигону. царю Амморейскому (Суд 11:22). Затем, по завоевании Галаада Израильтянами, он достался в удел коленам Гадову, Рувимову и полуколену Манассиину (Чис 32:1,33 и след.), изобиловавшим стадами. Из судей Иаир и Иеффай принадлежали к жителям Галаада (Суд 10:3, Суд 11:1). Пророк Илия Фесвитянин был также из жителей Галаадских (3Цар 17:1). Земли Галаада сначала нередко подвергались нападениям Аммонитян (Суд 11:4-33). Так например Аммонитяне во время Саула проникли в Галаад, но Саул пришел на помощь осажденному Аммонитянами Иавису и освободил жителей Галаада от ига Аммонитского (1Цар 11:1). По разделении царства, Галаад составлял часть царства Израильского. В Пс 59 (ст. 9) Галаад именуется состоящим под особым смотрением Божиим: Мой Галаад... говорит Господь, а в Песн 4:1 и у Иер 8:22 делаются указания на богатство и плодородие земли; в первом месте указываются многочисленные стада коз, сходящих с горы Галаадской, а во втором — на целительный бальзам, которым так славился Галаад. И действительно, хотя Галаад и считался каменистою страною, но он владел многими водными источниками, обширными пастбищами и тенистыми лесами и рощами. Нет в Европе ни одного подобного места, замечает один из современных путешественников, где бы природа являлась в такой роскошной красоте, как в Галааде. Иногда к названию Галаад прибавляется слово земля — земля Галаад (Втор 34:1), и вероятно под сим названием разумеется вся страна на в. от Иордана до самой Аравии, включая сюда и настоящую область Белку. Гора Галаад, собственно говоря, составляет хребет или цепь, возвышающуюся на 6 миль к ю. от Иаввона, и простирается на 6 англ. миль с в. на з. Она называется теперь Джелаао. Впрочем есть еще другая гора того же имени на з. от Иордана, при которой часть войска Гедеона оставила его (Суд 7:3).
Галаад [еврейское Гилад, возможно, «неровная поверхность»]:
1) сын Махира, внук Манассии, праотец рода Г., составлявшего основную часть колена Манассии (Чис 26:29,30; Чис 27:1; Чис 36:1; Нав 17:1,3);
2) отец судьи Иеффая (Суд 11:1,2), потомок Г. (1);
3) израильтянин из колена Гада (1Пар 5:14);
4) горный массив, простирающийся зап. Иордана, возле Изреельской долины (Суд 7:3), который, по мнению ряда ученых, тождествен → Гелвую. Название Галаад появилось в этом месте Библии в результате ошибки переписчика;
5) горный массив вост. Иордана (Быт 31:21,23,25; Песн 4:1), ср. Галаад (7);
6) в Ос 6 (ср. 12:12) говорится о Г. — «городе нечестивцев, запятнанном кровью», но, вероятно, здесь имеется в виду земля Г. (7);
7) область вост. Иордана (Втор 3:10), границы которой точно не определены. Во Втор 34 подразумевается область к востоку от Иордана, а в Нав 22 — область, находящаяся сев. Арнона, завоеванная израильтянами (4Цар 10:33). Река Иавок делит Г. на юж. (Втор 3:12,16; Нав 12:2,5) и сев. части (Нав 13:31). После победы израильтян над васанским царем Огом (Чис 21:32–35) юж. часть отошла во владение коленам Гада и Рувима, а сев. — колену Манассии (Втор 3:12–16). Позже израильтяне неоднократно сражались с сирийцами за Рамоф Галаадский; область была разорена сир. царем Азаилом, который «молотил Галаад железными молотилами» (Ам 1:3; ср. 4Цар 10:32,33). Галаадское нагорье, в отличие от зап. берега Иордана, очень плодородно: на нем простирались обширные пастбища (Чис 32:1; Песн 4:1), а сев. часть в основном покрывали леса, в том числе → Ефремов лес, в котором был убит Авессалом (2Цар 18:6). Из Г. вывозились благовония и лекарств. средства (Быт 37:25), о чем говорится в Иер 8:22: «Разве нет бальзама в Галааде?»
ГАЛААД — три лица, упоминаемые в книгах Ветхого Завета:
а) Числ. 26:29, 30 — сын Махира, праправнук патриарха Иосифа.
б) Суд. 11:1, 2 — отец судии Израильского Иеффая.
в) 1 Пар. 5:14 — один из потомков Гада, живших в Галааде.
Галаад, Галаадитида, Галаадский, Галаадитянин (הַגִּלְעָדִי ,גִּלְעָד – из גַּל груда камней, холм, и עֵד свидетель = холм свидетель; Γαλαάδ, Βουνὸς μάρτυρ, Γαλααδιτίς, Γαλααδίτης; Galaad, Tumulus testis, Galaadites; Галаадъ, холмъ свидѣтель, Галаадскій, Галаадітинъ; Gilead, Gileaditer): Быт.31:21, 23, 25, 47, 37:25. Числ.32:1, 39. Втор.2:36, 3:10, 12, 13, 15, 16. 34:1. Нав.12:2, 5, 13:11, 25, 31, 17:1, 20:8, 22:9, 13, 15. Суд.5:17, 7:3, 10:3, 8, 17, 11:5... 29, 40, 12:4, 20:1, 21:8–12. 1Пар.5:9–10, 16, 26:31. 2Цар.2:9, 17:26, 19:31, 21:12, 24:6. 3Цар.2:7, 4:13, 19, 17:1, 22:3... 4Цар.10: TOC \o «1–5» \h \z 33, 15:25, 29, 1Ездр.2:61. Неем.7:63. Иудифь.1:8, 15:5. Пс.59:9, 107:9. Песн.4:1, 6:6. Иер. 8:22, 22:6, 46:11, 50:19. Иез.47:18. Ос.6:8, 12:12. Ам.1:3, 13. Авд.1:19. Мих.7:14. Зах.10:10. 1Макк.5:9, 17, 20, 25, 27, 36, 45, 55, 13:22. – Галаадом называется, во-первых, гора по ту сторону Иордана, где патриарх Иаков, при своем возвращении из Месопотамии, достигнут был тестем своим Лаваном, и где они, по своем примирении, воздвигли холм из камней в ознаменование их мирного союза (Быт.31:21, 23, 2, 44–48). А потом, так называется и страна Заиорданская, иногда, вся – от горы Ермона до реки Арнона (Втор.34:1. Суд.20:1. 4Цар.10:33); иногда только Галаад и Васан (Нав.17:1. 3Цар.4:19. 4Цар.10:33. 1Пар.5:16. Мих.7:14); иногда же Галаад в теснейшем смысле, отдельно от Васана (Нав.17:1. 4Цар.10:33). Васан собственно занимал северную часть, от Ермона до Иеромакса; а Галаад – южную, от Иеромакса до Арнона, не доходя, впрочем, до самого Арнона, а оканчиваясь выше него, около Иазера и Есевона (Числ.32:1. Нав.12:2, 4–5, 13:25. 2Цар.24:5–6). Потоком Иавок Галаад разделялся на две половины (Втор.3:12–13. Нав.12:2, 4–5, 13:25, 31). Границей Галаада на севере были река Иеромакс и Васан, на юге – города: Иазер, Ароир и Есевон, на востоке – земля Аммонитская. Между городами Галаада особенно упоминаются: Иазер, Ароир, Сокхов, Пенуел, Маханаим, Рамоф, Иавис, и др. См. Карт. Палес. Кипер. изд. Чирик. и Атл. Менке. Во время завоевания земли обетованной при Навине в северной части Заиорданской области владычествовал Ог, царь Васанский – в Астарофе и Едреи, а в южной – Сигон, царь Аморрейский – в Есевоие или Хесбоне (Числ.21:32–33. Втор.1:4, 2:30, 3:3 и д. Втор.4:46–48. 29:7, 31:4. Нав.2:10, 9:10, 12:2, 4–5, 13:8–12. 3Цар.4:19. Неем.9:22. Пс.135:19–20. 134:11). По завоевании всех этих земель И. Навин отдал их коленам Рувимову, Гадову и половине Манассииной, которые изобиловали стадами и для которых эти земли представлялись весьма удобными. Коленам Рувимову и Гадову отдал он южные земли до Арнона, а северные, половину Галаада и весь Ваасан – половине колена Манассиина (Числ.32:33, 39–40. Втор.3:12–13, 14, 15, 16. Нав.13:15... 24… 29... 17:1, 5–6. 4Цар.10:33). В некоторых местах говорится, что Галаад отдан Махиру, первому сыну Манассии, который по имени Галаада назвал и сына своего Галаадом (Числ.26:29. Втор.3:15. Нав.17:1). Но это надобно понимать не обо всем Галааде, а только о северной половине его, так как южная от Иавока принадлежала коленам Рувимову и Гадову (Втор.3:16 сн. ст. 12–13. Нав.12:2, 13:31). Впрочем, о Галааде и Васане большей частью говорится вместе (Нав.17:1. 1Пар.5:16. Мих.7:15). Земли эти сначала нередко подвергались нападениям аммонитян (Суд.11:4–33.1Цар.11:1–11. Но были между галаадитянами и сильные и воинственные люди, как Исфай (Суд.11:1 и. д. сн. Суд.12:4), и земля их иногда служила убежищем и для жителей западной части Иордана (1Цар.13:7. 2Цар.2:8–9, 17:24). Нельзя не упомянуть здесь и о добродетельном Верзеллие Галаадитянине (2Цар.17:27–29, 19:31–39). По разделении царства Галаад составлял часть Израильского царства. Но введенное Иеровоамом идолослужение и распространяющееся отсюда нечестие было причиной того, что Бог начал отрезать здесь части от израильтян. По смерти Ахава, Азаил, царь Дамасский, опустошил все земли Заиорданские, весь Галаад (4Цар.10:32–33). Наконец, Феглаффелласар, царь Ассирийский, переселил жителей Галаада в Ассирию (4Цар.15:29). По возвращении из плена иудеи снова начали селиться и в земле Галаадской; но они много должны были терпеть там от язычников. Уже Иуда Маккавей спас от угрожавшей погибели, поразив живущих там язычников и израильтян переселив в Иудею (1Макк.5:9, 20–54). Около времен И. Христа заиорданская страна носила название Переи в обширном смысде (см. Перея). У Флавия древний Галаад носит название Галаадитиды (Γαλααδῖτις) и отделятся от Ватанеи и Гавланитиды. Древний Васан около его времени разделялся на пять областей: Гавланитиду, Итурею, Авранитиду, Трахонитиду и Ватанею. Ныне эти земли вообще носят название Гаурана (сн. Herz. 11, р. 34–35. Карт. Чирик. и Атл. Менке). Касательно физического положения Галаада и всей страны Заиорданской, от Ермона до Арнона, должно заметить, что вся эта страна представляет собой обширную, возвышенную и волнообразную равнину, покрытую множеством гор, из коих некоторые весьма высоки, простираясь до 4000 футов высоты над уровнем моря, но которые не составляют сплошных горных хребтов, а разделяются множеством долин, равнин и холмов. Почва земли, хотя каменистая, меловая и глинистая, но весьма плодоносная и чрезвычайно богатая растительностью. Долины, холмы и равнины всюду покрыты зеленью, лугами, деревьями, густыми лесами, роскошными цветами и разными натуральными произрастаниями. Есть здесь множество олеандров, оливковых и фиговых дерев, сосновых и кедровых лесов, различных дубов, лавровых, виноградных, вишневых, миндальных и бальзамных дерев, душистых каприфолий, мирт и проч. и проч. Множество обильных водой рек и источников орошают обширные долины, луга и поля Галаадские. Воздух здесь чистый, свежий и благорастворенный. Красивейшие холмы и горы Галаадкие, вместе со сменяющимися обширными равнинами, отлогостями, лугами, полями и лесами, представляют взору самые восхитительнейшие виды. Нет в Европе ни одного подобного места, где бы природа являлась в такой роскошной красоте, как здесь. О богатстве здешней природы см. Быт.37:25. Числ.32:1, 4–5. Втор.32:14. Иер.8:22, 22:6, 46:11, 50:19. Мих.7:14. Пс.67:16. Песн.4:1, 6:6. и др. Сн. Опис. путеш: Волнея, Буркгардта и др. Но при всем богатстве природы ныне места эти давно лежат в самом жалком положении. По описаниям путешественников, всюду ныне представляются здесь одни развалины и запустение: невозделанные и поросшие тернием и волчцами поля, многочисленные разрушенные города и целые селения, оставленные своими жителями, опустевшие дома с обширными комнатами; группы упавших колонн, груды тесаных камней, мощеные улицы, во многих местах хорошо сохранившиеся, обвалившиеся стены строений, заброшенные земли, поля, луга и сады, поросшие дикими травами и тернием, и при всем своем запустении доставляющие обильный и прекраснейший корм многочисленным стадам, и пр. и пр... Не халдеи и вавилоняне, не цари Египта и Сирии, и не римляне только, довели землю эту до такого разорения и бедности, а деспотизм и варварство турок, а дикость, свирепость, хищения и грабительства арабов – вот разорители и опустошители страны этой, самыми развалинами и настоящим запустением своим свидетельствующей о своем огромнейшем некогда населении и величайшем естественном богатстве. Zell. 1 p. 505–506. Кейт. Доказ. Ист. Хр. В. 1870 г. стр. 124–144. р. 219–223. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 370–372. Сн. Васан.
а) обширная область на восток от Иордана, простирающаяся от реки Арнон на юге до Васана на севере (4Цар 10:33). Эта земля славилась хорошими пастбищами, богатой растительностью и была отдана коленам Рувимову и Гадову. Иногда этим именем называется вся земля на восток от Иордана (Втор 34:1; Нав 22:9). Судьи Израиля Иаир (Суд 10:3) и Иеффай (Суд 11:1), а также пророк Илия (3Цар 17:1) были родом из Галаада (во времена Христа эта область называлась Перея);
б) (холм свидетель) (Быт 31:47-48) — название груды камней (написание в оригинале отличается от других мест), насыпанной Иаковом в честь примирения с Лаваном (в ст. 49 названа Мицпа, Лаван назвал ее по-арамейски Иегар-Сагадуфа);
в) (Чис 26:29, Чис 26:30; Чис 27:1; Нав 17:1, Нав 17:3; Суд 11:1, Суд 11:2; 1Пар 2:21; 1Пар 7:14) — сын Махира, сына Манассии;
г) (1Пар 5:14) — аналог. Буз, а;
д) (Ос 6:8; Ос 12:11) — город в Галааде, возможно, Рамоф, а.