Словарь Никифорова : газа
Газа 1) город в уделе Ефрема (1Пар 7:28), → Гай (1). Но возможно, что это совр. Турмус-Айя, в 2 км юж. Силома;
2) один из крупных филистимских городов, располож. в 4 км к вост. от побережья Средиземного моря, в 80 км от Иерусалима и в 66 км юго-зап. Яффы (Иоппии). Г. была самым южным из пяти филистимских городов и располагалась на границе тер., завоеванной Иисусом Навином (Нав 10:41). Город был предназначен в удел колену Иуды (Нав 15:47), тем не менее оно, видимо, его так и не получило. Очевидно, Г. не была завоевана Иудой, хотя в Суд 1 утверждается обратное. Судя по тому, что филистимляне держали в Г. плененного → Самсона, город позднее находился в их владении (Суд 16:21). Во времена Езекии иуд. цари, побеждая филистимлян, продвигались вплоть до Газы (4Цар 18:8). Расположение города близ моря на главном караванном пути в Египет объясняет постоянные стремления египтян владеть этим городом (Иер 47:1,5).
Пророки предсказывали ожидающее Г. Божье наказание (Ам 1:6; Соф 2:4; Зах 9:5). В 529 г. до Р.Х. город захватил перситский царь Камбис, а в 322 г. до Р.Х. — Александр Македонский. Позднее, в эллинистич. эпоху, город переживал расцвет. Маккавеи захватывали город дважды, после чего он обезлюдел. Помпей отделил область Г. от Иудеи; позднее город, вероятно, был восстановлен, но уже в другом месте, ближе к гавани. Однако путь в Египет все так же пролегал мимо руин старого города. Видимо, на это указывается в Деян 8:26: «На дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста». Ф.Питри полагал, что древняя Г. находилась на месте холма Телль-эль-Аджул, в 7 км юж. совр. города, но результаты раскопок это не подтвердили.
Газа (עַזָה – от עָזַז – крепость, укрепленное место; Γαζα; Gaza; Газа): Быт.10:19. Втор.2:23. Нав.10:41, 11:22, 13:3, 15:47. Суд.1:18, 6:4, 16:1, 21. 1Цар.16:17. 3Цар.4:24. 4Цар.18:8. 1Пар.7:28. Иер.25:20, 47:1, 5. Ам.1:6, 7. Соф.2:4. Зах. 9:5. 1Макк.11:61, 62, 18:43. Деян.8:26. – Город филистимский, из пяти известнейших филистимских городов (Нав.13:3. Суд.3:3. 1Цар.6:4, 17–18), служивший пределом хананеев на юге Палестины (Быт.10:19. Втор.2:23. Нав.10:41); лежит на юг от Аскалона, выше потока Весорского. При разделе земли обетованной город этот причислен к колену Иудину (Нав.15:47); но, кажется, он не был еще покорен иудеями (Нав.13:1–3). Уже во времена Судей Иуда взял Газу с другими городами филистимскими (Суд.1:18); но вскоре филистимляне опять, должно быть, завладели ими (Суд.3:1–4) и они оставались у них и во времена Судей, и во времена Царей. Во времена Сампсона, Самуила, Саула и Давида, Газа была филистимским городом (Суд.16:1, 21. 1Цар.6:1, 17, 7:14 и др.). Давид хотя положил конец владычеству филистимлян над Израилем, и смирил их, и даже завоевал у них Геф (1Пар.18:1. Сир.47:8), но не подчинил их себе, и Газа с прочими главными городами оставалась самостоятельной и независимой. То же должно сказать и о Соломоне (3Цар.4:24. 2Пар.9:26). Оставаясь самостоятельным и независимым народом, филистимляне всегда оставались враждебными к иудеям, и цари Иудейские должны были вести е ними войны. Царь Озия счастливо воевал с ними (2Пар.26:6–7); царь Езекия поразил их до Газы (4Цар.18:8. сн. 2Пар.28:18). И пророки около этого времени часто предсказывали падение Газы (Иер.25:20, 47:5. Ам.1:6. Соф.2:4. Зах.9:5), и суд Божий постиг филистимлян. Фараон, царь Египетский, поразил Газу (Иер.47:1). Потом город этот вместе с другими городами должен был перейти во власть царя Вавилонского (4Цар.24:7. сн. Иер.25:15–26). Александр Македонский, после двухмесячной осады, взял и разрушил его. Снова восстановленный по смерти Александра, он завоеван был Антиохом III-м, и перешел под власть сирийских царей. Во времена Маккавейские несколько раз был разоряем (1Макк.11:61, 18:48. Флав. Древн. ХIII. 13, 3). По завоевании Иудеи Помпеем, Газа получила от него привилегию свободного города, и снова построена была проконсулом Габинием, но несколько к югу от развалин древнего города (Omon. Евс. и Иерон.: Gaza). Имп. Август подарил ее Ироду Великому. После она присоединена к Сирии (Древн. Иуд. ΧVII. ΧI, 4). В Нов. Зав. о Газе упоминается только в истории обращения вельможи Эфиопской царицы Кандакии (Деян.8:26); но и здесь видно, что город этот находился в запустении; ибо, относить ли слова книги Деяний: «и той есть пуст» к городу, или только к дороге, все это показывает, что уже не было в этой местности ни того многолюдства, ни того движения и жизни, которые свойственны цветущим городам и местам. И после времен апостольских, он был разоряем и возобновляем несколько раз. Впрочем, как средоточие индийской и аравийской торговли, он был поддерживаем римлянами, и у писателей 4-го и следующих веков считался в числе отличных (egregiae civitates), больших (usque hodie insignis) и великолепных городов (civitas splendida, deliciosa), и, по крайней мере, с 4-го века был христианским городом, хотя там много было язычников, и во дни Юлиана язычники сильно гнали здесь христиан. По преданию, еще Филимон, к которому ап. Павел писал свое послание, был уже здесь епископом. При Диоклитиане здесь принял мученический венец Сильван епископ (Hist. Eccl. Eus. VIII. 22, 25). Отсюда были епископы на Никейском и Константинопольских Соборах. При Константине Великом, по Созомену, христианам пристани Газской Маиумы дан был особый епископ (Соз. к. 5. гл. 3). Близ Газы в 4-м веке преподобный Иларион основал общежитие монашеское (Соз. Цер. Ист. к. 3. гл. 14). Но Христианство восторжествовало здесь над язычеством уже при имп. Аркадии, и с сего времени город остался христианскям, пока в 634 г. не покорен был поклонниками Магомета. Под владычеством магометан, среди междоусобных войн между калифами, город этот слишком много, должно быть, пострадал; Крестоносцы нашли его опустошенным; развалины его далеко распространялись на холмах вокруг него и на близлежащей равнине. С первой половины 18-го века Газа совершенно потеряла уже свое значение в истории. Так-το исполнилось то, что давно предсказывали пророки. Теперь только песчаные холмы, начинающееся менее мили от нынешней Газы, по направлению к морю, голые, пустые, без всякой растительности, и множество остатков тесаных камней, белого мрамора, обрушившихся стен, колонн и других памятников, особенно вдоль берега к югу, служат свидетельством, что здесь существовал некогда великий город. Нынешний город лежит на расстоянии часа пути от моря, частью на невысоком, круглом холме, и частью на равнине, со многими развалинами. Он построен из обломков древнего города. По свидетельству Робинсона, он и теперь еще есть многолюднейший из городов Палестины; имеет до 15-ти тысяч жителей; окружен хотя песчаными холмами, но которые при поливании оказываются очень плодоносными; есть здесь прекрасная оливковая роща, простирающаяся, по крайней мере, на три мили в длину; есть несколько стоящих одиноко, больших, прекрасных деревьев; есть пальмовые рощи, роскошные фруктовые сады; равнины его покрыты засевами и зеленеющими лугами, и особенное значение город имеет еще как лучшее место для остановки проходящих здесь караванов с товарами. Жители занимаются частью торговлей, частью изделиями шерстяных материй и мыла, и частью земледелием и садоводством. Herz IV. р. 167–674. Zell. 1. р. 415. Путеш. Нор. Т. III. стр. 57–62. Кейт. Док. ист. Хр. В. 1870 г. гл. IX. стр. 365–385.