Словарь Никифорова : ханаан
Ханаан [еврейское Кенаан]:
1) сын Хама, внук Ноя (Быт 9:18,22; Быт 10:6). Х. был проклят Ноем за проступок → Хама (Быт 9:22,24). В Быт 10:15–18 перечислены сыны Х., т.е. народы, произошедшие от него: Сидон, Хет (в МТ лишь эти два имени — имена собственные, далее в списке идут названия народов), иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, аркеи, синеи, арвадеи, цемареи и химафеи (→ Список народов). В Быт 10 оворится о расселении различных ханаан. племен, а в Быт 10:19 указаны границы региона их расселения: от Сидона в направлении Герара и Газы, оттуда — к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму — вплоть до Лаши;
2) Х. — одно из древнейших названий Палестины (Быт 11:31), относящееся, однако, только к зап. берегу р. Иордан. В Числ. 33говорится: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую...» Колена Рувима, Гада и половина колена Манасии соорудили жертвенник «на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, насупротив сынов Израилевых» (Нав 22:10), т.е. на берегу Иордана, который и здесь был погранич. рекой. В Исх 16 ообщается, что израильтяне питались манной, пока не подошли к пределам земли Ханаанской. На то, где следует искать границу Х., указывает текст Нав 5:10–12; там говорится, что манна перестала падать после того, как народ перешел через Иордан. Позднее название Х. употребляется в Библии по отношению как к отдельным частям страны, так и к земле филистимлян, поскольку Филистимская земля составляла часть обетованной земли Х., и там жили хананеи (напр., Соф 2:5: «Ханаан, земля филистимская» — так в МТ). Жителей Финикии, Тира, Сидона и др. также называли хананеями (см., напр., Мф 15:22).
В хеттских клинописных текстах (около 1300 г. до Р.Х.) название Х. встречается как Кинаххе и соответствует мат Кинахн или Кинаххи в письмах из архива Телль-Амарны (→ Телль-Амарна, III), в которых эта страна упоминается в связи с Тиром. В Нав 5 говорится о хананеях, живших «при море». Во время исчисления народа при царе Давиде Иоав приходил «к укреплениям Тира и во все города Хивеян и Хананеян» (2Цар 24:7). Но ханаан. царем был и Иавин, правивший в → Гацоре (4), располагавшемся вдали от моря (Суд 4:24). Согласно Чис 13:30, хананеи жили на морском побережье и у реки Иордан, а согласно Нав 11:3 — и на востоке, и на западе. След., наряду со всей землей, название «Х.» обозначает также юж. и сев. прибрежные равнины (Филистию и Финикию), а также равнины внутри страны. Таким образом, хананеи выступают как жители равнин в отличие от → аморреев, живших в горах.
ХАНААН (покорная, подвластная, униженная земля) — сын Хама и внук патриарха Ноя, родоначальник племён Ханаанских; был проклят за непочтение, выказанное Хамом по отношению к Ною (Быт. 9:25).
а) (Быт 9:18, Быт 9:22; Быт 9:25; Быт 10:6, Быт 10:15; 1Пар 1:8, 1Пар 1:13) — один из сыновей Хама, на которого пало проклятие рабства, и который сделался праотцом многих народов, населявших древнюю Палестину и называвшихся Хананеями (см. след.) (Быт 10:15-19); (см. народы древней Палестины)
б) (Исх 15:15; Ис 23:11) — земля вдоль берега Средиземного моря от Газы до Сидона (даже от Египта до Месопотамии) и в глубину — до бассейна Иордана, прекрасная и весьма плодородная, заселенная потомками Ханаана, обещанная Богом верному Аврааму и его потомкам (Быт 12:1; Быт 13:15; Быт 15:18; Евр 11:9), известная позже как Палестина (в Ам 2:9-10 названа Аморрей). Как видим, в нее входили также и Филистимская земля и Финикия. Позже, однако, Ханаанской (Хананейской) землей стала называться лишь часть этих земель при море и у Иордана (Чис 13:30; Нав 5:1; Нав 11:3) или в районе Финикии (Нав 13:4; Авд 1:20).
Народ Божий не должен был заключать союза ни с этими народами, ни с их богами (Исх 23:32; Исх 34:16), но истребить их всех и истуканы их уничтожить (Втор 7:1-6). И.Навин так и начал действовать (Нав 10:25), но позже израильтяне ослабили свои усилия, стали вступать в союз с Ханаанскими народами, перенимать их обычаи, поклоняться их богам и это в конце концов стало гибелью для них. Иногда Ханааном (небесным Ханааном) в переносном смысле называют состояние после смерти, которую сравнивают с переходом Иордана, но это совершенно неправильно, ибо Ханаан нужно завоевывать. Он есть символ духовного удела каждого верующего здесь, на земле. (см. обетованная земля, Филистимляне, Хананей)