Загрузка

Словарь Никифорова : иерихон

(По Еврейски произносится Йерихо) — известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона. В первый раз Иерихон упоминается в Чис 22:1 в следующих словах: «и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона,» каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге. Гора Нево. в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (Втор 32:49 Втор 34:1). Из третьего стиха 34 главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм, название встречаемое и в Суд 1:16, Суд 3:13, но вероятно не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность в Синайском полуострове, по другим — на Еп-Гедди. Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза (2Пар 28:15). Прежде чем Израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услыхав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеною, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене, — обстоятельство много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (Нав 2:1-24). После того И. Навин перевел народ через Иордан против Иерихона (Ис Нав 3:16), и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где Евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (Нав 4:19 Нав 5:10). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (Нав 6). «Верою пали стены Иерихона, говорит ап. Павел, по семидневном обхождении» (Евр 11:30). По завоевании города, И. Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. «На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его» (ст. 25). Так и исполнилось, именно, — когда, во дни царя Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце, своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его (3Цар 16:34). При разделении; земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему (Нав 16:7, Нав 18:12,21). Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (2Цар 10:5), хотя быть может он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; по близости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (4Цар 2:4,5,15), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (4Цар 2:19-22). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной. Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен Иудейского царя Седекию на равнинах Иерихонских (4Цар 25:5). Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена (Езд 2:34) и помогали в восстановлении стен Иерусалимских (Неем 3:2). Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. «Я возвысились, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне» (Прем. Иисуса, сына Сир 24:15. см. также 1Мак 9:50, 2Мак 12:15 и др.). При Римлянах Иерихон был царскою резиденциею, и здесь умер Ирод Великий. Указания на Иерихон в Новом Завете не многочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (Мф 20:29, Мк 10:46, Лк 18:35, Лк 19:1). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном Самарянине, начинающуюся так: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойника» (Лк 10:30-38). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую, по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений. Об Иерихона упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же — на удивительное плодородие Иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала Христианская церковь с епископом во главе. Теперь по близости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая Арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и Иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум. названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.
Слово Иерихон найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Значение названия «И.» неясно, обычно cчитается, что это слово происходит от евр. яреах — «луна», т.е. «город луны»:

1) древнее хананейское поселение на Телль-эс-Султане, рядом с которым находится источник Елисея (4Цар 2:19–22). И. также называли «городом пальм» (Втор 34:3; Суд 1:16; Суд 3:13). При → раскопках (IV,4) на Телль-эс-Султане были обнаружены остатки поселения, относящиеся к V тысячел. до Р.Х. Древнейшие свидетельства присутствия здесь человека относятся, по-видимому, к среднему периоду каменного века (IX тысячел. до Р.Х). кроме того, было установлено, что остатки стены, ошибочно датированной Дж. Гарстэнгом временем завоевания города Иисусом Навином, относятся к IV тысячел. до Р.Х. и что стена была уничтожена пожаром ок. 2350 г. до Р.Х. Город И. располагался в плодородной долине (Втор 34:3; 4Цар 25:5), вблизи гор (Нав 2:16,22), рядом с Иорданом, за которым простирались земли Моава (Чис 22:1). Близ И. проходила граница между уделами Ефрема и Вениамина (Нав 16:7).

Город славился своими пальмами, а также производством бальзамов; был важным торг. центром. И. — первый из ханаан. городов, завоеванных израильтянами. Израильтяне захватили и полностью разрушили И., после того как стены города рухнули от звука свящ. труб (Нав 6). Территория И. была отдана во владение колену Вениамина (Нав 18:21). Вероятно, рядом с городскими развалинами все же сохранилось некое поселение. Библия говорит, что «город пальм» был захвачен моавит. царем Еглоном и его союзниками (Суд 3:13); затем город упоминается во времена → Давида (2Цар 10:5). Во времена Ахава Ахиил отстроил стены И., но за это поплатился своей жизнью и жизнью своих сыновей — так исполнилось проклятие, наложенное Иисусом Навином (3Цар 16:34; Нав 6:25).

Несколько позднее в И. действовала пророч. школа (4Цар 2:4,5). Возле И. вавилоняне пленили спасавшегося бегством → Седекию (4Цар 25:5). Жители города находились в числе возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:34) и участвовали в восстановлении иерусалимской стены под руководством Неемии (Неем 3:2);

2) новозаветный И. (Лк 10:30) с его амфитеатром, ипподромом, водопроводом и дворцом был зимней резиденцией Ирода Великого. Он стоял юж. древнего И. — на берегу Вади-Келт. В окрестностях города, согласно Лк 19:1,4, росли смоковные деревья (инжир). В И. был исцелен слепой Вартимей (Мк 10:46). В наст. время Иерихон — это плодородный оазис, располож. у вост. подножия лишенных растительности гор и окруженный пальмовыми плантациями. Совр. город находится в 2 км юго-вост. Телль-эс-Султана и в 7 км зап. Иордана. И. расположен на 250 м ниже уровня моря, поэтому здесь установился субтропич. климат.

Словарь собственных имен :

Иерихон (יְרִיחֹה ,יְרִיחוֹ ,יְרֵחוֹ – издающий бальзамический запах, душистый, благовонный; Ἰεριχώ; V. и L: Iericho; слав. Іеріхѡ́нъ): Чис.22:1, 26:63, 33:48. Втор.32:49, 34:1, 3. Нав.2:1, 3, 12:9, 16,,. 18:12, 21, 24:11. 2Цар.10:5. 3Цар.16:34. 4Цар.2:4, 25:5. 1Пар.6:78, 19:5. 2Пар.28:15. 1Ездр.2:34. Неем.3:2, 7:36. Иудиф.4:4. Сир.24:15. Иер.39:5. 1Мак.9:50, 16:14. Мф.20:29. Mк.10:46. Лк.10:30, 18:35, 19:1. Евр.11:30. – Из древнейших городов Палестины; лежал в расстоянии 6-ти часов пути от Иерусалима, в 2-х часах от Иордана, на западном берегу Иордана, в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм (Втор.34:3. Суд.1:16, 3:13. 2Пар.28:15). Это был царский город ханаанский, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною (Нав.2:1–3, 15, 6:18–19). При вступлении евреев в Палестину, он первый подлежал их завоеванию. И. Нав. предварительно послал соглядатаев осмотреть его, и после город чудесно был взят ими: по семидневном обхождении вокруг него с ковчегом завета и трубным звуком священников, при громком в последний обход восклицании народном, стены города пали, и город был взят, и все в нем предано мечу и истреблению (см. гл. Нав.6, сн. 2Мак.12:15. Евр.11:30). При разделе земли обетованной, местность эта досталась колену Вениаминову (Нав.18:21). По завоевании этого города, И. Навин произнес проклятие на того, кто бы дерзнул восстановить его, и город оставался в развалинах до времен царя Изр. Ахава, когда, не страшась проклятия, некто Ахиил дерзнул снова восстановить его, за что и понес достойное наказание (3Цар.16:34, сн. Нав.6:25). Правда, о существовании его упоминается и во времена Судей (Суд.3:13), и во времена царств (2Цар.10:5. 1Пар.19:5); но это, вероятно, было небольшое селение, удерживавшее прежнее название города, а не укрепленный город. Впоследствии, по восстановлении его Ахиилом, он медленно приходил в прежнее свое положение. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пророк Илия, и здесь, поблизости, было училище пророков, где жили сыны пророческие (4Цар.2:4, 5, 15). Здесь находился источник, коего вредные воды исправил пророк Елисей (4Цар.2:19–22). Источник этот, минутах в 20 от горы Сорокадневной, вырывается из под камней, и впадает в искусственный бассейн, сложенный из больших неправильной формы камней, без цемента, и отсюда каналом, из таких же камней сложенным, протекая далее в направлении к юго-востоку, здесь близь селение Риха соединяется с большим потоком Ель-Кельт, впадающим в Иордан. После источник этот назывался царским источником и источником султана. Во времена Навуходоносора, здесь, в равнине Иерихонской, пойман был царь Иудейский Седекия, во время взятия Иерусалима думавший спастись бегством от завоевателя, и отослан был в Ривлу к Навуходоносору (4Цар.25:5. Иер.39:1–5). После плена Вавилонского город сей снова был населен (1Ездр.2:34. Неем.3:2, 7:36). Во дни царей сирийских он укреплен был Вакхидом (1Мак.9:50). Здесь потом коварно убит был зятем своим вождь и первосвященник иудейский Симон, последний из братьев Маккавеев (1Мак.16:10–16). По завоевании Иудеи при Помпее римлянами, Иерихон считался в числе главных местностей Иудеи (de Bell. Jud. 1. 8, 5). Ирод украсил его многими красивыми зданиями, устроив здесь великолепный дворец для себя; сюда он часто удалялся в последнее время, и здесь и скончался. После сожжения дворца и ограбление этого города слугой Ирода Симоном (Древ. ХVII. 10, 6), Архелай построил более великолепный дворец, и основал на равнине новый город, носивший его имя, провел в равнину воду и самую равнину засадил пальмами (Др. ХVIII. 13, 1). Таким образом Иерихон опять сделался новым городом. Богатству Иерихона много способствовал торговый путь, проходивший чрез него между Аравией и Финикией, Персией и Иерусалимом. Оттого в нем находилось много׳ и мытарей. Господь, во время земной жизни своей нередко был в Иерихоне. Здесь на горе, у подошвы которой лежал древний Иерихон, провел Господь сорок дней в посте и молитве, и был искушаем от диавола, отчего гора эта и получила название Сорокадневной. Впрочем, местом сорокадневного уединение Спасителя считается не самая вершина этой горы, а одна из пещер ее, ближайшая к вершине, которая впоследствии расширена и обделана в христианскую церковь, по преданию, царицею Еленой. В Иерихоне Господь исцелил двух слепых, из коих Ев. Марк в особенности упоминает о Вартимее (сн. Мф.20:29–34. Мк.10:46–52. Лк.18:35–43). Проходя чрез Иерихон в Иерусалим, Господ обратил здесь богатого мытаря Закхея (Лк.19:1–10). Из притчи Спасителя о благодетельном Самарянине видно, что местность, от Иерусалима к Иерихону была, местность дикая, пустая, где водилось много диких зверей и был притон разбойников (Лк.10:30). И доселе· местность эта остается небезопасной для путешественников. Во времена римлян Иерихон был главным городом местного здесь управления, и посещен был Веспасианом пред его отшествием из святой земли. Во время завоевания Иерусалима Титом, он был разрушен римлянами и лежал в развалинах до времен Адриана. Адриан возобновил его, но не возвратил ему прежнего блеска. Во времена Иеронима он был обитаем, и здесь показывали еще следы древнего и нового города (Omon. Jericho). Со времен Константина Великого был епископским городом, и епископы его подписывались под определениями Соборов 4, 5 и 6 столетий. Имп. Юстиниан построил в нем госпиталь и церковь во имя Пресвятой Девы, но в 637 году Иерихон был разрушен арабами. Во времена крестовых походов он снова был построен на прежнем месте, и восстановлены были и древние водопроводы его, но с падением крестоносцев Иерихон исчезает навсегда. Теперь, поблизости древнего Иерихона, стоит небольшая, бедная и грязная деревенька Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обитателями. В местности Иерихона путешественники первых веков различали три Иерихона. Древний Иерихон лежал при самом выходе источника, называемого впоследствии Елисеевым, и потом царским (De. Bell. IV. 8. 3). На западной стороне источника возвышается группа небольших холмов, тесно соединенных между собой, покрытых слоями мусора. Самый средний и высший холм имеет уцелевшие остатки древней стены иерихонской. На северо-запад есть развалины позднейших мельниц. Вода на эти мельницы доставлялась каналом из источника Елисеева.. Второй Иерихон, восстановленный после времен Навина, известный и после плена, укрепленный во времена Маккавеев, украшенный Иродом и разрушенный при осаде Иерусалима римлянами, лежал не на месте первого, а на юг от первого Иерихона и источника Елисеева. Он состоял из целой группы укреплений и башен, каковы, напр., башни Фрекс и Таврус, укрепление Дагон, укрепление Док или Докос, замок Иродов и водопровод Кипрос и другие. Так как проходящий чрез этот город поток Ель-Кельт давал нечистую воду, и то только зимой, то нужно было провести сюда водопроводы из источника Елисеева, Таким образом второй Иерихон был городом водопроводов, укреплений и башен. Остатки этих водопроводов, каналов и башен можно доселе видеть здесь. Этот Иерихон особенно славился в свое время и обилием вод (Нав.16:1), и богатой растительностью. Флавий называл эту местность божественною страною Θεῖον χωρίον (de Bell. IV. 8, 3). Что׳ в других местах встречалось редко, как драгоценное произведение земли, то здесь было обыкновенно и часто, так что не было в мире страны, которая мола бы сравниться с Иерихонскою. Воздух здесь от местоположения, орошения и садов, был приятен и умерен, в то время как в других местах был холод, а в иных – палящий зной. Здесь росли целые леса пальм, отчего и город назывался городом пальм; вокруг роскошные поля, рощи маслин и смоковниц, бальзамические деревья, славившиеся в Египте и Греции, особенный род так называемых Иерихонских роз (Сир.24:15), и пр. Третий Иерихон, восстановленный Адрианом и существовавший до крестовых походов, лежал на месте второго Иерихона, с некоторым расширением на восток. В 637 г. он разрушен был арабами, но снова восстановлен на прежнем месте крестоносцами и в прежнем виде, как было во времена Флавия. Но ныне здесь только несколько хижин, рассеянных кое-где по опустелой долине Иерихонской, и более соединенных около башни, на берегу источника, составляющих вышеупомянутую деревню Риха (пахучий запах), служат напоминанием о древнем Иерихоне. От прежней славы его ныне осталась только одна четырехугольная башня Рихи, стоящая на месте Закхеева дома. Можно поблизости видеть остатки водопроводов и древних стен, но трудно определить, остатки ли это древнего Иерихона, или Иродова, или позднейшего, византийского Вместо прежней, роскошной растительности, теперь здесь растут одни ·дикие, колючие кустарники; пальмовых деревьев, которыми прежде славился Иерихон, теперь нет; вместо прежних бальзамовых деревьев в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, коего остатки дома и фиговое дерево при нем долго здесь показывали; много растет различных диких цветов, но знаменитой розы древнего Иерихона, ныне не видно. С вершины горы Сорокадневной к востоку представляются следующие виды Иерихона с его остатками и окрестностями: внизу, под густыми навесами смоковниц, сикоморов и цаккумов, падает с уступа на уступ быстрый поток прор. Елисея; далее водяная׳ мельница, полуразрушенные аркады водопроводов, развалины стены, холмы, зеленеющие луга с бродящими стадами бедуинов, поток Ель-Кельт, башня селение Рихи, долина Иорданская, Ель-Гор, самый Иордан и горы Аравийские за Иорданом. Олесн. св. Земля. 1878 ׳ г. Т.2. р. 34–43. Пут. Нор. Изд. 3. 1854 г. Т. ΙV. стр. 28–38. Арх. Мих. Толк. Ев. Матф. стр. 373. Zell. 1. р. 669–670. Herz. VI. p. 494–495. Верх. 1. стр. 961–963.

Словарь Вихлицкого :
(Место благовоний, ароматов и город пальм) — большой и хорошо укрепленный город между Иорданом и Иерусалимом, первый из городов, покоренных израильтянами в Ханаанской земле. Над этим городом И.Навин произнес заклятие и он оставался в развалинах почти шесть столетий, пока во времена Ахава (около 870 г. до РХ) не был вновь отстроен. Упоминание Иерихона во 2Цар 10:5 и 1Пар 19:5 во времена Давида (а также города Пальм во времена судей) указывает на то, что там было какое-то селение или имеется в виду лишь его место. Во времена пророка Елисея там была школа сынов пророческих, а во времена Христа этот город был царской резиденцией и в нем был дворец Ирода. Теперь от него ничего не осталось и даже его положение определяется с трудом.