Загрузка

Словарь Никифорова : иевосфей

(Муж поношения, срама; 2Цар 2:8) — из сынов Саула, сына Кисова, которого по смерти Саула Авенир убедил идти в Маханаим и взять в свои руки бразды правления; и тогда как Давид воцарился в Хевроне, большинство народа Израильского провозгласило Иевосфея своим царем, в силу законного престолонаследия, на сорокалетнем его возрасте. Между двумя войсками — Давидовым. под предводительством Иоава, и Иевосфеевым, под предводительством Авенира, произошла близ Гаваонского пруда ожесточенная и решительная битва, в которой Авенир потерпел крайнее поражение. Вскоре после того Иевосфей оскорбил Авенира. вследствие чего этот оставил защиту его интересов. и перешел на сторону Давида. Со смертью Авенира дом Саулов лишился последней поддержки. Когда Иевосфей услыхал о сем, то опустились руки его, и весь Израиль смутился (2Цар 4:1). Наконец и сам он, беспомощный, был убит двумя своими военачальниками, когда он спал на постели в полдень, с, самый жар дня (2Цар 4:18). Голову Иевосфея убийцы принесли на другой день Давиду, но вместо ожидаемой награды они были преданы по приказанию его смерти за свой бесчестный поступок. Голова же Иевосфея была погребена в гробнице Авенира, его родственника, в Хевроне. Иевосфей царствовал только два года (2Цар 2:10) и с его смертью окончилась кратковременная династия дома Саулова.
Слово Иевосфей найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Иевосфей [еврейское Иш-Бошет, «человек позора»], единств. из сыновей Саула, оставшийся в живых после смерти отца своего и трех братьев, павших в битве с филистимлянами. Первоначально его звали Ешбаал, «человек Господа (или Ваала)» (1Пар 8:33; 1Пар 9:39). Неизвестно, когда его имя было изменено; возможно, это случилось в ту эпоху, когда именем Ваал называлось языч. божество, но не исключено, что изменению имени способствовал и бесславный конец правления И. Когда после победы филистимлян к власти в Хевроне пришел → Давид, Авенир, двоюродный брат Саула и начальник его войска, провозгласил И. царем в Маханаиме, области, неподвластной филистимлянам (2Цар 2:8–10). Сначала его власть, вероятно, распространялась только на земли, располож. вост. Иордана; со временем Авенир присоединил к ним и земли на зап. берегу этой реки, чему филистимляне, по-видимому, не воспрепятствовали. Стих 9, вероятно, описывает примерный ход событий, продолжавшихся много лет; И. было сорок лет, когда он воцарился над Израилем «и царствовал два года». Между тем, Давид царствовал в Хевроне семь с половиной лет. Рядом с дядей И. не мог быть самостоятельным. Его протест против отношений Авенира с наложницей Саула Рицпой привел к тому, что разгневанный Авенир перешел на другую сторону (2Цар 3:7–12). О том, насколько беспомощным был правитель Северного царства, свидетельствуют переговоры Давида с Авениром. Условие, которое Давид поставил Авениру перед началом переговоров, а именно: вернуть его жену Мелхолу, он направил И. как открытое требование, которому тот повиновался беспрекословно. Вслед за этим Авенир пал жертвой военач. Иоава. Не исключено, что безнаказанность убийцы побудила двух вениамитян напасть на И. в его доме и убить его. Они принесли Давиду в Хеврон голову И., но тот приказал их казнить, а голову И. похоронить в могиле Авенира (1Цар 4).

Люди в Библии :

ИЕВОСФЕЙ (муж поношения, срама) — один из сыновей Саула, сына Кисова, царствовавший в Израиле в течение двух лет; с его смертью окончилось недолговременное правление династии Сауловой (2 Цар. 2:8, 10).

Словарь собственных имен :

Иевосфей (אִישׁ־בֹשֶת – муж стыда, срама, поношения; Ἰεβοσθέ; V. и L: Isbosetli; Іевосѳей): 2Цар.2:8, 3:7–8, 11. 15 и дал. – Из сынов Саула, сына Кисова. Он иначе назывался Ешбаал (1Пар.8:33, 9:39). См. сие имя выше, под буквой Е. По смерти Саула и старших братьев своих, павших на поле битвы во время Гелвуйского сражение (1Цар.31:1–5), он, будучи 40 лет, воцарен был в Маханаиме над Галаадом и над всем Израилем военачальником Саула, Авениром, и Авенир поддерживал власть его, так что только дом Иудин был на стороне Давида (2Цар.2:8–10). Но потом Авенир, оскорбившись одним замечанием Иевосфея, перешел на сторону Давида, и вскоре убит был Иоавом, военачальником Давидовым, по зависти и мести за брата своего. Тогда слабый Иевосфей, услышав о смерти его, совершенно потерялся, не зная, что ему делать. В это время двое из его военачальников, не видя в нем надежды для себя, умертвили его во время сна его и голову его принесли к Давиду; но они понесли достойное наказание за то от Давида, голова же Иевосфея погребена была во гробе Авенира, его родственника (2Цар.3:7–39. и гл. 2Цар.4), и затем все израильтяне, уже и прежде готовые к тому, присоединились к Давиду (2Цар.5:1–3. сн. 2Цар.3:17–21).

Словарь Вихлицкого :
(Муж стыда, срама) (2Цар 2:8; 2Цар 3:8, 2Цар 3:11, 2Цар 3:14, 2Цар 3:15; 2Цар 4:1, 2Цар 4:2, 2Цар 4:5, 2Цар 4:7, 2Цар 4:8, 2Цар 4:12) — см. Ешбаал.

Слово иевосфей в симфонии
В Библии слово "иевосфей" упоминается в 5 стихах.
Другие формы слова : иевосфей.

2Цар 3 : 7
У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя [и вошел к ней Авенир]. И сказал [Иевосфей] Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего?
2Цар 3 : 11
И не мог Иевосфей возразить Авениру, ибо боялся его.
2Цар 3 : 15
И послал Иевосфей и взял ее от мужа, от Фалтия, сына Лаишева.
2Цар 4 : 1
И услышал [Иевосфей,] сын Саулов, что умер Авенир в Хевроне, и опустились руки его, и весь Израиль смутился.
2Цар 4 : 7
Когда они вошли в дом, [Иевосфей] лежал на постели своей, в спальной комнате своей; и они поразили его, и умертвили его, и отрубили голову его, и взяли голову его с собою, и шли пустынною дорогою всю ночь;