Словарь Никифорова : иисус сын навин
а., Иисус сын Навин (Исх.17:9, 24:13, 15. Чис.13:9, 17, 14:30, 26:65, 27:18–23, 32:12, 34:17. Втор.1:38, 3:28. Нав.1:1, 10, 2:1 и пр. и пр. 1Пар.7:27. 3Цар.16:34. Неем.8:17. Сир.40:1 и др.). – Преемник Моисея, вождь израильский, введший евреев в землю обетованную. Он происходил из колена Ефремова, и назывался Осиею. Моисей переименовал его Иисусом, в предзнаменование спасения, какое доставит он израильтянам от врагов их (Чис.13:8, 17). В первый раз И. Навин упоминается в св. истории пред сражением израильтян с амаликитянами. Моисей повелел ему выбрать самых храбрых мужей и сразиться с амаликитянами, а сам возшедши на гору, простерши руки свои к небу, молился, и по его молитве одержана была решительная победа (Исх.17:9–16). При горе Синайской И. Навин сопровождал Моисея на гору, куда Моисей воззван был Богом для получение от Него скрижалей Закона (Исх.24:12–18, 31:18), и при возвращении с горы сопровождал его (Исх.32:17–18). Впоследствии он был в числе соглядатаев, посланных Моисеем для осмотра земли Ханаанской (Чис.13:17–18), и когда, по возвращении, десять из них распространяли худую молву в народе о земле той, Он с Халевом, напротив, отзывались о ней с великою похвалою и успокаивали народ надеждой на помощь Божию. Но народ не слушал их и хотел побить камнями. Тогда Господь осудил весь народ на сорокалетнее странствование в пустыне и виновники возмущение поражены смертью, и только И. Навин и Халев остались живы из соглядатаев, и им только обещано, что войдут в землю обетованную, а прочие все должны были погибнуть в пустыне, и дети уже их имели наследовать землю, им обещанную (гл. Чис.13, 14). В конце сорокалетнего странствования, так как и самому Моисею определено умереть вне земли обетованной, Иисус Навин назначен был Богом в преемника ему и Моисей в виду всего народа, поставив Иисуса пред первосвященником Елеазаром, возложил на него руки свои, и т. обр. передал ему свое звание (Чис.27:12 –23. Втор.3:21–28). По смерти Моисея, И. Навин подкреплен от Бога особенным наставлением и обещанием ему помощи Божией и получил повеление о вступлении в землю Ханаанскую. По чудесном переходе чрез Иордан и совершении обряда обрезания и празднования Пасхи (гл. Нав.3:4), первый взят был город Иерихон, которого укрепленные стены пали сами собою пред евреями и все в нем предано было огню и мечу (гл. Нав.6). Затем взят был город Гай (гл. Нав.8:1–29). Потом, после мирного союза с гаваонитянами (гл. Нав.9), одержана была знаменитая победа над союзным войском пяти царей ханаанских, напавших на гаваонитян, и в тоже время завоевана была вся южная сторона земли Ханаанской до Кадис-Варни (гл. Нав. 10). Тогда прочие цари ханаанские соединились против евреев на севере при озере Мером; но И. Навин быстро и неожиданно напал на них, разбил и преследовал их до Сидона, разрушил город Хацор и завладел прочими укрепленными городами их. Впрочем, войны продолжались шесть лет, и истреблены 31 царь, и наконец поражены енакимы на всей горе Израильской и города их разрушены, и т. обр. вся земля очищена для евреев – от пустыни Аравийской до Ливана (гл. Нав.11:12). Наконец, наступил седьмой год по вступлении в землю обетованную, и И. Навин разделил завоеванные земли девяти с половиной коленам по жребию; прочие получили уделы свои еще при Моисее; самому И. Навину дали израильтяне город Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, согласно его желанию; потом назначены были города для левитов и отведены города для убежища (гл. Нав.13–21), и что особенно замечательно, при разделе земли все колена получили свои участки, как задолго до сего предсказывал патриарх Иаков, благословляя детей своих (гл. Быт.49). Пред смертью своею И. Навин два раза собирал народ и, напомнив ему о благодеяниях к нему Божиих, увещевал его быть верным Богу, исполнять все заповеди Его и не уклоняться от Него к чуждым божествам, к идолам тех народов, которых истребил Господь Бог пред лицом его (гл. Нав.23:24). Наконец, скончался 110-ти лет и погребен в его уделе, в городе Фамнаф-Сараи, в колене Ефремовом. Сн. Библ. Ист. М. Филар; Библ. Слов. Яцк. и Благ, и Св. Ист. В. 3. Богосл. изд. 4. 1871 г. стр. 159 – 175.