Загрузка

Словарь Никифорова : ионафан

(Дар Божий) — слово тождественное с Греческим Феодор — имя различных лиц, упоминаемых в священ, книгах В.З. Суд 18:30 — потомок или сын Гирсона, молодой левит, из Вифлеема Иудина, живший во времена Судей. Имя его связано с историею идолопоклонника Михи, жившего на горе Ефремовой и имевшего в своем доме сделанные из серебра истукан и кумир, равно как ефод и терафим. В доме его Ионафан совершал идолослужение в качестве жреца. Повествование о сем подробно передано в 17 и 18 гл. книги Судей. 1Пар 2:32-33 — из сынов Иады, брата Шаммаева, потомок Иуды. 1Цар 13:2-3 — старший сын царя Саула и близкий друг Давида. Ионафан в первый раз является в Библейской истории, вскоре по восшествии на престол Саула. Подобно своему отцу Саулу, он отличался силою и ловкостью (2Цар 1:23), доказательством чего служит его воинский подвиг при Михмасе. Он славился также искусством в военных упражнениях в стрельбе из лука и метании из пращи (1Пар 12:2). «Без крови раненых, без тука сильных, говорит свящ. дееписатель, лук Ионафана не возвращался назад» (2Цар 1:22), и это воинское орудие, вместе со стрелами, постоянно находилось подле него (1Цар 18:4, 1Цар 20:35). Замечательно трогательна история нежной дружбы Ионафана с Давидом. Он любил Давида, как свою душу (1Цар 18:1), и эту любовь он питал к нему до самой своей смерти. При первой встрече с Ионафаном мы встречаем его постоянным спутником Саула и постоянно разделяющим трапезу с Саулом. Первым воинским подвигом его было избиение Филистимского гарнизона, близ Гевы, имевшее последствием вторжение в землю Израильскую всего Филистимского войска. Безоружные и упавшие духом, Израильтяне казались перед Филистимлянами совсем обреченными на смерть. У них почти вовсе не было воинских орудий (1Цар 13:19-22), и множество их в крайнем отчаянии оставив свои жилища перебежали за Иордан (1Цар 13:6-7), в страну Гадову и Галаадскую. В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на Филистимский лагерь, или на сторожевой отряд, только с одним своим оруженосцем (1Цар 14:1 и ел.). Не сказав о своем намерении отцу, или кому другому, и твердо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелье, напал на передовой неприятельский отряд с такою внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который еще более усилился вследствие чудесной помощи Божией (1Цар 14:14-20). Саул подоспел со своим войском на помощь в Ионафану, и в результате оказалась полная и решительная победа над врагами. Во время битвы, продолжавшейся целый день, сам Ионафан подвергся великой опасности, вследствие необдуманного заклятия Саула, наложенного им на народ и войско, заклятия — не вкушать пищи, доколе Филистимляне окончательно не будут разбиты (ст. 24). Ионафан, не зная об этом торжественном заклятии и утомленный своими воинскими подвигами, вкусил несколько дикого меда, найденного им в лесу. Таким образом заклятие было нарушено, и гнев Божий не замедлил обнаружиться (ст. 37). Саул, желая узнать причину оного, торжественно объявил немедленно смертную казнь над тем, кто согрешил, хотя бы это был его собственный сын, Ионафан (ст. 39). Бросили жребий, и пал жребий на Ионафана. И сказал Саул Ионафану: «расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть» (ст. 43). Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора, — «и освободил народ Ионафана, говорит свящ. дееписатель, и не умер он» (ст. 45). Помимо своей воинской храбрости, Ионафан, как мы уже заметили выше, ознаменовал себя постоянно близкою и верною дружбою с Давидом. Эта дружба началась с того самого дня, в который Давид одержал блистательную победу над Голиафом (1Цар 18:1), и неразрывно продолжалась до самой храброй смерти Ионафана на кровавых полях Гелвуйских; при чем вся личность Ионафана озаряется особенным светом духовного величия и красоты, таким светом, который не могут угасить, или омрачить, даже целые века. Его пламенная любовь к своему другу никогда не ослабевала и не умирала в его сердце. В знак любви, Ионафан подарил Давиду свою верхнюю одежду, свой меч, лук и пояс. Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (1Цар 19:1-7,20). В сердечном убеждении в неизбежности грядущего хода событий и судеб Божиих, Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он естественно мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду; но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царем, то Ионафан не желал ничего большого для себя, как быть вторым по нем (1Цар 23:17). После бурного взрыва гнева Саулова против Давида (каковой случай описан в 1Цар 20), и последовавшего затем бегства его из царского дворца, Ионафан только однажды виделся с Давидом. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Здесь отыскал Ионафан Давида; здесь они возобновили дружеский союз между собою пред лицом Господа, и простились в последний раз (1Цар 23:18). После того об Ионафане ничего не упоминается в Библии до самой роковой битвы на горе Гелвуйской, в которой он был убит (1Цар 31:2). Тело его, вместе с телом Саула и сыновей, сначала было взято со стены Бефсана и сожжено в Иависе (ст. 12) жителями Иависа, а затем, спустя несколько лет, благодаря любвеобильной заботливости Давида, кости их были перенесены оттуда, и погребены в семейной усыпальнице, во гробе Киса, отца Саулова, в Целе, в земле Вениаминовой. Свою печаль о смерти своего друга Давид излил в трогательно-умилительной песни, в которой первое место, естественно, занимает Ионафан: «Краса твоя, восклицает Давид, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей быстрее орлов, сильнее львов они были. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!» (2Цар 1:17-27). После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры (1Пар 9:40). 2Цар 15:27, 2Цар 35:17 — сын первосвящ. Авиафара, в царствование Давида. Он сопровождал царя, вместе со своим отцом, до горы Масличной, во время его бегства из Иерусалима, по случаю возмущения Авессалома, а затем возвратился в Иерусалим, и отсюда сообщал ему о замыслах и планах Хусия. Затем Ионафан упоминается при помазании на царство Соломона. В означенное время он явился к Адонии и сообщил ему эту новость (3Цар 1:42-43). Из слов Адонии, обращенных к Ионафану — ты честный человек, и несешь добрую весть, можно заключать, что Ионафан, подобно своему отцу Авиафару, держал сторону Адонии. 2Цар 21:21 — сын Сафая, брата Давидова. Он отличился своею храбростью, убивши одного великана, из потомков Рефаимов, отличавшегося, кроме огромного роста, еще лишними пальцами на руках и на ногах. 2Цар 23:32 — один из храбрых воинов Давида, сыновей Яшена. В 1Пар 11:34 читается: сын Шаге Гараритянин. 1Пар 27:32 — дядя Давида и один из его советников и писцов. 1Пар 27:25 — сын Узии, из начальников над имением Давида. 2Пар 17:8 — из числа левитов, при царе Иосафате, учивших народ Закону Божию по городам Иудейским. Иер 37:15 — государственный тайнописец во времена царя Седекии. Иер 40:8 — сын Карея и брат его Ионан, оба из военачальников Иудейских, убежавших во время разрушения Иерусалима и при Годалии возвратившихся в Массифу. Езд 8:6 — потомок Адина, отец Еведа, один из спутников Ездры, при его возвращении из Вавилона в Иерусалим. В 2Езд 8:32, стоит: Ионаф. Езд 10:15 — сын Асала, один из уполномоченных Ездрою произвести исследование о браках Ереев с иноплеменницами. Неем 12:11 — один из первосвященников, сын Иоиады и отец Иаддуя. В ст. 22 и 23 он именуется Иоханан. Неем 12:14 — священник из дома Мелиху, в дни первосвящ. Иоакима, сына Иисусова. Неем 12:18 — священник из дома Шемаии, во дни Иоакима. Неем 12:35 — отец Захарии, участвовавший в освящении стены Иерусалимской, при Ездре и Неемии. Тов 5:14 — сын Семея, родственника Товита, упоминаемый в означенной книге. у — 1Мак 2:5) сын священника Маттафии, родоначальника Маккавеев. 1Мак 13:11 — сын некоего Авессалома, посланный Симоном с войском занять Иоппию, уже взятую Иудеями, и выгнавший из нее городских жителей. Он был вероятно братом Маттафии (1Мак 11:70). 2Мак 1:23 — священник, читавший торжественную молитву при жертвоприношении, совершенном Неемиею, по открытии свящ. огня.
Слово Ионафан найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Ионафан [еврейское Йонатан, «Яхве даровал»]:

1) еврей из колена Иуды, сын Иады (1Пар 2:32,33);

2) сын (возм. также — внук или потомок) Гирсона, сына Моисея (Суд 18:30). И. и его сыновья были священниками в Дане, который ранее назывался Лаис. Данитяне установили там истукана, отнятого ими у ефремлянина Михи. И. был тем левитом, юношей из Вифлеема, который сначала служил священником у Михи, а затем ушел от него вместе с данитянами (Суд 17:7–13; Суд 18:3,13–27);

3) старший сын Саула. Библия изображает его храбрым воином и самоотверж., верным другом → Давида. И. разбил филистимлян в Гиве (1Цар 13:3), его геройское нападение на них у переправы в Михмасе закончилось великой победой. В этот день И. едва не лишился жизни из-за необдум. заклятия, наложенного на него Саулом, но народ защитил его (1Цар 131Цар 14:45). После победы Давида над Голиафом И. полюбил героя «как свою душу» (1Цар 18:1). Он заключил с Давидом союз и защищал своего друга от нападок Саула (1Цар 19:1–7). Но через некоторое время заступничество И. перестало приносить плоды, и он посоветовал Давиду бежать (1Цар 20). Друзья встретились еще раз в пустыне Зиф, где И. высказал уверенность, что Давид будет царем Израиля (1Цар 23:16–18). И. погиб, вместе с братьями и Саулом, в битве с филистимлянами на горе Гелвуй (1Цар 31:2; 1Пар 10:2). Жители Иависа Галаадского сняли их тела со стены Беф-Сана и погребли под дубом в своем городе (1Цар 31:10–13). Давид посвятил Саулу и И. скорбную песнь (2Цар 1:17–27) и позже проявил цар. милость по отношению к хромому сыну И. Мемфивосфею (2Цар 4:4, 9). (О потомках И. см. 1Пар 8:33–40; 1Пар 9:39–44);

4) дядя Давида (1Пар 27:32). Исследователями высказывалось предположение, согласно которому слово «дядя» может означать родственника вообще; по их мнению, этот И. — то же лицо, что и Ионафан (5);

5) сын брата Давида Шимы (Сафая). Он убил великана, у которого было по шесть пальцев на руках и ногах (2Цар 21:20,21; 1Пар 20:6,7);

6) сын священника Авиафара. Во время восстания Авессалома он вместе с сыном Садока Ахимаасом обеспечил связь между оставшимся в Иерусалиме Хусием и бежавшим за Иордан царем Давидом (2Цар 15:36; 2Цар 17:15–22). Позже он принес Адонии весть о помазании на царство Соломона (3Цар 1:41–49);

7) сын гараритянина Шаге (или Яшена), один из храбрых у Давида (2Цар 23:32; 1Пар 11:34);

8) сын Уззии, распорядитель имущества Давида (1Пар 27:25);

9) левит, живший во времена царя Иосафата (2Пар 17:8);

10) писец, в доме которого, превращенном в темницу, был заключен пр. Иеремия (Иер 37:15,20; Иер 38:26);

11) сын Карея и брат Иоанана. Он был в числе евреев, пришедших к Годолии в Массифу (Иер 40:8);

12–13) главы священнич. родов Мелиху и Шемаии во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:14,18);

14) отец левита Захарии, современника Неемии (Неем 12:35);

15) отец Еведа, вернувшегося из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 8:6);

16) сын Асаила, израильтянин, современник Ездры (Езд 10:15).

Люди в Библии :

ИОНАФАН (дар Божий):

а)  Суд. 18:30 — потомок или сын Гирсона, молодой левит, живший во времена Судей.

б)  1 Пар. 2:32, 33 — один из сыновей Иады, брата Шаммаева, потомок Иуды.

в)  1 Цар. 13:2, 3 — старший сын царя Саула и близкий друг Давида.

г)   2 Цар. 15:27 — сын первосвященника Авиафара во время царствования Давида.

д)  2 Цар. 21:21 — сын Сафая, брата Давидова, отличавшийся своей храбростью.

е)  2 Цар. 23:32 — один из храбрых воинов Давида, сыновей Яшена.

ж) 1 Пар. 27:32 — дядя Давида и один из его советников и писцов.

з)   1 Пар. 27:25 — сын Узии, один из начальников над имением Давидовым.

и)  2 Пар. 17:8 — один из левитов при царе Иосафате, учивших народ Закону Божию по городам Иудейским.

к)   Иер. 37:15 — государственный тайнописец во времена царя Седекии.

л)  Иер. 40:8 — сын Карея и брат его Ионан, военачальники иудейские, убежавшие во время разрушения Иерусалима и при Годалии возвратившиеся в Массифу.

м)  Езд. 8:6 — потомок Адина, отец Еведа, один из спутников Ездры при его возвращении из Вавилона в Иерусалим.

н)  Езд. 10:15 — сын Асала, один из тех, кто был уполномочен Ездрой провести расследование о браках евреев и иноплеменных.

о)  Неем. 12:11 — один из первосвященников, сын Иоиады и отец Иаддуя.

п)  Неем. 12:14 — священник из дома Мелиху во времена первосвященника Иоакима, сына Иисусова.

р)  Неем. 12:18 — священник из дома Шемаии во времена Иоакима.

с)   Неем. 12:35 — отец Захарии, участвовавший в освящении стены Иерусалимской при Ездре и Неемии.

Словарь собственных имен :

Ионафан (יוֹנָתָן יְהוֹנָתָן – Бог дает, или Бог есть податель и отсюда – дар Божий; Ἰωναθάν; V. и L. Ionathan; Іѡнаѳанъ):

Словарь Вихлицкого :
(Иегова дал)

а) (Суд 18:30) — сын (потомок) Гирсона из колена Манассиина (в некоторых манускриптах — сын (потомок) Моисея), назначенный священником при истукане в Дане;

б) старший сын Саула, прекрасный воин и близкий друг Давида. Он был военачальником у Саула (1Цар 13:2), встретил Давида после его победы над Голиафом и полюбил его как свою душу (1Цар 18:1; 1Цар 20:7). Позже, когда Саул возненавидел Давида и пытался умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида (1Цар 29:1-2; 1Цар 20:4). Когда стало ясно, что Саул не отступится от своего замысла Давид с Ионафаном расстались, поклявшись в вечной дружбе (1Цар 20:15-16, 1Цар 20:42). Ионафан погиб вместе с Саулом и другими своими братьями в последней битве на Гелвуе (1Цар 31:1);

в) (2Цар 15:27, 2Цар 15:36; 2Цар 17:17, 2Цар 17:20; 3Цар 1:42, 3Цар 1:43) — сын Авиафара, первосвященника при Давиде;

г) (2Цар 21:21; 1Пар 20:7) — сын Сафая, брата Давида;

д) (2Цар 23:32; 1Пар 11:34) — один из главных воинов Давида (см. Шаге);

е) (1Пар 2:32, 1Пар 2:33) — аналог. Иефер, в;

ж) (1Пар 27:25) — сын (потомок) Уззии, один из смотрителей над имением Давида;

з) (1Пар 27:32) — дядя Давида, его советник и писец;

и) (2Пар 17:8) — аналог. Адония, б;

к) (Езд 8:6) — отец (предок) Еведа;

л) (Езд 10:15) — один из воспротивившихся призыву отпустить жен иноплеменок (в русской Библии перевод неточный — см. Библия);

м) (Неем 12:11) — см. Елиашив, в (в Неем 12:22, Неем 12:23 назван Иоханан);

н) (Неем 12:14) — аналог. Адна, в;

о) (Неем 12:18) — аналог. Адна, в;

п) (Неем 12:35) — один из предков Захарии (см. Захария, бб);

р) (Иер 37:15.20; Иер 38:26) — царский писец во дни Седекии, дом которого был превращен в темницу;

с) (Иер 40:8) — один из иудейских военачальников во дни Годолии.

Слово ионафан в симфонии
В Библии слово "ионафан" упоминается в 139 стихах.

Суд 18 : 30
И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли;
1Цар 13 : 3
И разбил Ионафан охранный отряд Филистимский, который был в Гиве; и услышали об этом Филистимляне, а Саул протрубил трубою по всей стране, возглашая: да услышат Евреи!
1Цар 14 : 1
В один день сказал Ионафан, сын Саулов, слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду Филистимскому, что на той стороне. А отцу своему не сказал об этом.
1Цар 14 : 3
и Ахия, сын Ахитува, брата Иохаведа, сына Финееса, сына Илия, священник Господа в Силоме, носивший ефод. Народ же не знал, что Ионафан пошел.
1Цар 14 : 4
Между переходами, по которым Ионафан искал пробраться к отряду Филистимскому, была острая скала с одной стороны и острая скала с другой: имя одной Боцец, а имя другой Сене;
1Цар 14 : 6
И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих.
1Цар 14 : 8
И сказал Ионафан: вот, мы перейдем к этим людям и станем на виду у них;
1Цар 14 : 12
И закричали люди, составлявшие отряд, к Ионафану и оруженосцу его, говоря: взойдите к нам, и мы вам скажем нечто. Тогда Ионафан сказал оруженосцу своему: следуй за мною, ибо Господь предал их в руки Израиля.
1Цар 14 : 13
И начал всходить Ионафан, цепляясь руками и ногами, и оруженосец его за ним. И падали Филистимляне пред Ионафаном, а оруженосец добивал их за ним.
1Цар 14 : 27
Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмокнул ее в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его.
1Цар 14 : 29
И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду;
1Цар 14 : 40
И сказал Саул всем Израильтянам: станьте вы по одну сторону, а я и сын мой Ионафан станем по другую сторону. И отвечал народ Саулу: делай, что хорошо в глазах твоих.
1Цар 14 : 41
И сказал Саул: Господи, Боже Израилев! [отчего Ты ныне не отвечал рабу Твоему? моя ли в том вина, или сына моего Ионафана? Господи, Боже Израилев!] дай знамение. [Если же она в народе Твоем Израиле, дай ему освящение.] И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым.
1Цар 14 : 43
И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть.
1Цар 14 : 44
И сказал Саул: пусть то и то сделает мне Бог, и еще больше сделает; ты, Ионафан, должен сегодня умереть!
1Цар 14 : 49
Сыновья у Саула были: Ионафан, Иессуи и Мелхисуа; а имена двух дочерей его: имя старшей -- Мерова, а имя младшей -- Мелхола.
1Цар 18 : 1
Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу.
1Цар 18 : 3
Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу.
1Цар 18 : 4
И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой.
1Цар 19 : 1
И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида; но Ионафан, сын Саула, очень любил Давида.