Словарь Никифорова : иорам
Иорам («Яхве высок»):
1) сын емафского царя Фоя (2Цар 8:10); в 1Пар 18 он назван Хадорамом (в Синодальном переводе — Иорам → Гадорам, 2);
2) левит из рода Елиезера, сына Моисея (1Пар 26:25);
3) священник, живший во времена царя Иосафата (2Пар 17:8);
4) сын израил. царя Ахава, И. стал преемником своего старшего брата Охозии и правил в 851–845 гг. до Р.Х. Сведения о времени его правления, приводимые в 4Цар 1:17; 4Цар 3:1; 4Цар 8 в сопоставлении со временем царствования совр. ему иуд. царей кажутся противоречивыми, но объясняются тем, что иуд. царь Иорам был соправителем своего отца Иосафата. Об израил. царе И. говорится, что он «делал неугодное в очах Господних», но при этом добавляется, что он был не хуже своих родителей. С одной стороны, И. убрал статую Ваала, установленную его отцом, но, с другой, упорствовал в грехе Иеровоама, сына Навата, т.е. поклонялся тельцу (4Цар 3:2,3; → Изображение). Когда сразу после смерти Ахава моавитский царь Меса (→ Меша) «отложился» от Израиля (4Цар 1:1; 4Цар 3:4,5), И. в союзе с иуд. царем Иосафатом и царем Эдома выступил против Моава (4Цар 3). Несмотря на достигнутые успехи, И. не удалось захватить Кир-Харешет. Видимо, и после этого Меса оставался могуществ. властелином. Вероятно, именно И. был тем не названным по имени израил. царем, к которому сир. царь послал Неемана с просьбой снять с этого военачальника проказу (4Цар 5:5–8); он мог быть также и тем царем, которому → Елисей помог в войне с сирийцами (4Цар 6:8–23) и который был окружен войсками сир. царя → Венадада в Самарии. Осада Самарии завершилась чудесным избавлением (4Цар 6 — 4Цар 7:20). И. умер от карающей руки Ииуя, когда возвратился в Изреель, чтобы залечить раны, получ. им в битве с сирийцами при Рамофе Галаадском (4Цар 8:28,29); его тело, по приказу Ииуя, было брошено на поле Навуфея (4Цар 9:16–26). Так исполнилось слово Господа об И., последнем правителе из династии Амврия;
5) сын иуд. царя Иосафата. В 852 г. до Р.Х. Иосафат, выступивший вместе с Ахавом против сирийцев, сделал 32-летнего И. своим соправителем; после смерти Иосафата И. единолично царствовал в Иудее в 847–845 гг. до Р.Х. Сразу после своего восшествия на престол И., первенец в семье, приказал убить всех своих младших братьев (2Пар 21:2–5). Его женой была дочь Ахава → Гофолия; именно поэтому он ходил неправедными путями израил. царей из дома Ахава и совершал богопротивные дела (4Цар 8:18). Хотя царствование И. было нечестивым, Господь, ради Своего раба Давида, уберег Иудею от гибели (2Пар 21:7); сам И., однако, не остался безнаказанным. Грядущая кара была предсказана ему пр. Илией в обличит. письме (2Пар 21:12–15). От Иудеи, вероятно, не без содействия филистимлян, отделились Эдом и Ливна (4Цар 8:20–22). Затем филистимляне и арабы вторглись в Иудею, захватили большую добычу и увели сыновей и жен И., так что с ним остался лишь младший сын Охозия (2Пар 21:16,17). После этого Господь поразил И. неизлечимой болезнью (→ Болезнь), от которой он спустя два года умер. Народ же не совершал по нему погреб. курений, как это делалось по его предкам: никто не сожалел о смерти И. Он был похоронен в городе Давида, но не в цар. гробницах. Преемником И. стал его сын Охозия (4Цар 8:24);
6) → Гадорам (2).
ИОРАМ (Бог высок):
а) 2 Цар. 8:10 — сын Фоя, царя Емафского.
б) 4 Цар. 8:16 и сл. — второй сын Ахава, царь Израильский, брат и преемник Охозии.
в) 1 Пар. 3:11; 2 Пар. 21:1-20; 3 Цар. 22:50; 4 Цар. 1:17; 8:16-24; Матф. 1:8 — сын Иосафата, царь Иудейский, муж Гофолии, дочери Ахава.
г) 2 Пар. 17:8 — один из двух священников, посланных Иосафатом вместе с левитами учить народ закону Божию.
д) 1 Пар. 26:25 — левит, предок Шеломифа во время царствования Давида.
Иорам (= יְהוֹרָם ,יוֹרָם Бог есть высок; Ἰεδδουράμ, Ἀδουράμ, Ἰωράμ; Ioram, Adoram; Їеддура́мъ, А̑дура́мъ, І҆ѡра́мъ; L: Ioram, Hadoram):
а) (2Цар 8:10; 1Пар 18:10) — сын Фоя, царя Имафского, посланный отцом приветствовать Давида;
б) (3Цар 22:50; 4Цар 1:17; 4Цар 8:16, 4Цар 8:21; 4Цар 8:23; 4Цар 11:2; 1Пар 3:11; 2Пар 21:1; 2Пар 21:3, 2Пар 21:9, 2Пар 21:16; 2Пар 22:1, 2Пар 22:6; Мф 1:8) — сын и наследник Иосафата, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме восемь лет. Дочь Ахава была его женой (4Цар 8:18) и это роднило его не только с домом царей израильских, но и с их грехами. По-видимому, эта его жена была не единственной (2Пар 21:14), ибо его сын и преемник Охозия родился от Гофолии, дочери Амврия, то есть сестры Ахава (4Цар 8:26). По воцарении он умертвил всех своих братьев и некоторых князей, видимо, опасаясь соперничества, но вскоре получил письмо от Илии пророка, в котором ему была предсказана тяжелая кончина, а его народу — многие беды, как оно и случилось. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа (относительно Мф 1:8 см. родить);
в) (4Цар 1:17; 4Цар 3:1, 4Цар 3:6; 4Цар 8:16, 4Цар 8:25, 4Цар 8:28, 4Цар 8:29; 4Цар 9:14; 4Цар 9:21, 4Цар 9:29; 2Пар 22:5-7) — второй сын Ахава, царь израильский, царствовавший в Самарии 12 лет после своего брата Охозии (есть несоответствие между 4Цар 1:17 и 4Цар 8:16, но, надо полагать, что Иорам в Иудее воцарился позже Иорама в Израиле, ибо последний выступал в военных действиях совместно с Иосафатом — 4Цар 3:7). Был убит Ииуем по слову Господню, которое было сказано о доме Ахава;
г) (1Пар 26:25) — аналог. Зихрий, д;
д) (2Пар 17:8) — один из священников, посланных царем Иосафатом учить народ закону Божию.
2) Сын Ахава, который воцарился над Израилем после своего старшего брата Охозии 896-884 до Р.Хр. Он уничтожил служение Ваалу, но все же подражал «греху Иеровоама». После чудесной Божией помощи при недостатке воды он усмирил восставших моавитян с помощью Иосафата, царя Иудейского. Немного спустя он был вовлечен в войну с Венададом и Азаилом. В битве Иорам был ранен и умер от руки Ииуия. Тело его было выброшено на поле Навуфея в Изрееле; с его смертью прекратилась династия Ахава (4Цар 3:1 — 4Цар 9:1).
3) Сын Иосафата и наместник его в колене Иуды. Царствовал в течение 8 лет, в начале, как помощник своего отца (4Цар 8:16), около 892-885 до Р.Хр. Гофолия, дочь нечестивого Ахава, была его женою; она способствовала тому, что его царствование было проклятием для земли. Своих шесть братьев и других благородных людей он лишил жизни, и имения их забрал себе. «Высоты устроил он на горах Иудейских, и ввел в блужение жителей Иерусалима, и соблазнил Иудею» (2Пар 21:11), так что Илия послал ему обличительное письмо (2Пар 21:11). Идумеяне сделались независимыми, филистимляне и арабы были возбуждены Господом против Иорама. Земля, город и его собственный дом были ограблены и он сам умер от тяжкой болезни; его никто не оплакивал; похоронили его в «городе Давидовом», но не в царских могилах (4Цар 8:16 и дал.; 2Пар 21:1).