Словарь Никифорова : иосиф
Иосиф [еврейское Йосеф, «Он (Бог) прибавит (еще детей)»].
I 1)а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили (Быт 30:22–24). Из сопоставления Быт 30 и Быт 31 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е. когда Иаков еще находился в услужении у Лавана. Отец любил И. больше других своих сыновей, т.к. он родился, когда Иаков был уже в преклонном возрасте (Быт 37:3). Иаков сшил И. дорогую одежду, предположит. — длинную рубаху (→ Одежда); употребленное здесь евр. слово встречается также в 2Цар 13:18,19;
б) в судьбе И. проявился Божий промысл. Бог возвысил его, предварит. заставив пройти через тяжелые испытания. Через И. исполнился божеств. замысел сохранить Израиль и увести его народ в Египет, чтобы там, в уединении Гесема, вдали от искушений Ханаана, израильтяне сплотились и стали великим народом. Этот народ должен был истребить хананеев, прегрешения которых заслуживали жесточайшей кары, и унаследовать обетованную землю. И. отчасти понимал суть этого замысла (Быт 50:20) и даже на смертном одре верил в Божье обетование (Евр 11:22). Текст Пс 104:16–22 проливает свет на божеств. Промысл в отношении И.: испытания были призваны укрепить его. Прежде он часто сообщал отцу «худые слухи» о своих братьях (Быт 37:2), с гордыней рассказывал о своих снах. Предпочтение, которое отец отдавал И., пробудило в его братьях зависть (Быт 37:4,8,11), и они в → Сихеме замыслили убить его. Желая спасти юношу, один из братьев, Рувим, отговорил остальных от кровопролития, и они ограничились тем, что бросили И. в пересохший ров. По совету другого брата, Иуды, И. был продан за двадцать сребренников купцам, шедшим с караваном в Египет; те взяли И. с собой в Египет и там перепродали его Потифару, царедворцу фараона и начальнику телохранителей. Вернувшись домой, братья показали Иакову одежду И., которую предварит. испачкали кровью козла, сказав, что нашли ее в таком виде. Иаков долго оплакивал И., считая, что его любимого сына растерзал хищник (Быт 37);
в) при каком именно фараоне И. оказался в Египте, неизвестно. Исходя из того, что израильтяне оставались в Египте 430, а не 215 лет (→ Летосчисление, IV,2–4), можно предположить, что И. пришел в Египет в период между XIX и XVII в. до Р.Х.; известно только, что он появился там на 20 лет раньше Иакова. Часто эти события связывают с т.наз. Вторым переходным периодом (→ Египет) и со временем правления гиксосов (ок. 1786–1540 гг. до Р.Х.). От того, правильна ранняя или поздняя датировка исхода, зависит и точное определение времени, в которое И. находился в Египте. Библ. сведения о пребывании И. в Египте вполне соответствуют данным, получ. в результате археол. раскопок и из других источников, касающихся жизни древнего Египта;
г) вначале жизнь И. в Египте складывалась удачно; он добился расположения своего хозяина, который сделал его управляющим над домом и всем своим имуществом. Отвергнув домогательства жены Потифара, И. по ее ложному обвинению был брошен в темницу. Но Бог вновь поддержал И., и начальник тюрьмы сделал его надсмотрщиком над заключенными (Быт 39). Иосиф истолковал сны виночерпия и стольника фараона, и сказанное им исполнилось. И. оставался в заточении два года, пока о нем не вспомнили, когда фараону приснились сны о коровах и колосьях и никто не мог их разгадать. И. привели к фараону, и он истолковал сны так: за семью годами изобилия в стране настанут семь лет голода, поэтому фараону следует найти разумного человека, который бы за семь урожайных лет собрал и сохранил пятую часть урожая как запас на голодные годы. Совет так понравился фараону, что он назначил И. сборщиком этих запасов. Одежда узника сменилась дорогой полотняной одеждой, подаренной фараоном. На шею И. возложили золотую цепь, а на палец надели цар. перстень. Подарив И. одну из своих колесниц, фараон повелел, чтобы перед едущим провозглашали: «Преклоняйтесь!» Фараон поставил 30-летнего И. начальником «над всею землею Египетскою», дав имя Цафнаф-панеах, означающее, вероятно, «спаситель жизни» или «Бог говорит: он живет». Женой Иосифа стала Асенефа, дочь жреца Потифера из города Она, или Илиополя; она родила ему двух сыновей. Предсказание И. сбылось, и после семи лет изобилия настал голод (Быт 41);
д) в гл. 42 рассказывается о первом путешествии сыновей Иакова в Египет за хлебом; своего младшего сына Вениамина Иаков, опасаясь за его жизнь, оставил дома. При встрече И. сразу узнал своих братьев, они же его не узнали. И. объявил братьев соглядатаями и на три дня заключил их под стражу. Затем, оставив у себя Симеона, он позволил остальным вернуться домой, но велел им привести к нему младшего брата. И. приказал «наполнить мешки их хлебом» и туда же тайно положить деньги за зерно. Когда братья, вернувшись домой, рассказали все отцу, Иаков никак не хотел отпускать Вениамина. Но голод заставил сыновей Иакова совершить второе путешествие. Иуда поручился за жизнь Вениамина, и тогда отец согласился отпустить его. Когда братья пришли к И., он освободил Симеона и приказал накормить их. Затем он велел подложить в мешок Вениамина свою серебряную чашу, чтобы затем задержать его, обвинив в воровстве. Лишь после того как Иуда вызвался стать рабом вместо Вениамина, И. открылся братьям (Быт 43 — Быт 45:15). Он передал им и отцу приглашение фараона прийти в Египет вместе с семьями. Предложение было принято, и семья Иакова поселилась «в земле Раамсес» (Быт 47:11), «в земле Гесем»;
е) И. предпринял ряд жестких мер, направленных на укрепление власти фараона. В обмен на зерно он потребовал, чтобы египтяне отдали фараону свой скот, а затем и землю; за разрешение пользоваться землей они должны были отдавать фараону пятую часть урожая. Только жрецы сохранили свои земли;
ж) Иаков назвал сыновей И., Манассию и Ефрема, своими сыновьями, так что после этого род И. разделился на два колена (Быт 48:1–6). При этом Иаков поставил Ефрема выше Манассии, хотя Манассия был старше. Иаков даровал И. в отдельную собственность участок земли, который он «взял из рук Аморреев». Когда Иаков умер, И. приказал набальзамировать его тело и похоронить в Ханаане. Он также заверил своих братьев, что не собирается мстить им за «все зло», которое они ему причинили (Быт 50:21). И. прожил 110 лет, застав «детей у Ефрема до третьего рода» и сыновей Манассии. Перед смертью И. предсказал, что Бог выведет израильтян из Египта, и заклял сынов Израиля (т.е., видимо, всех потомков Иакова), чтобы они при исходе взяли с собой его кости (Быт 50:25; ср. Исх 13:19). Они так и сделали, похоронив останки И. возле → Сихема (Нав 24:32);
2) колено И. → Ефрем → Манассия;
3) отец Игала, израильтянина из колена Иссахара, посланного Моисеем на разведку в Ханаан (Чис 13:8);
4) руководитель первой чреды певцов во времена → Давида (1Пар 25:2,9);
5) глава священнич. рода Шевании, живший во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:14);
6) израильтянин, взявший в жены язычницу (Езд 10:42);
7–8) двое предков Иисуса Христа (Лк 3:24,30);
9) муж → Марии, матери Иисуса. Из обеих родословных Иисуса Христа (→ Родословие) родословной И. принято считать список, приводимый в Мф 1:1–16. Более о происхождении И. ничего неизвестно. Кроме евангельских повествований о рождении и детстве Иисуса И. больше нигде не упоминается (в последний раз — в Лк 2:41–51). Это позволяет предположить, что И. умер молодым. Он был плотником (Мф 13:55) и, вероятно, научил этому ремеслу Иисуса;
10) один из братьев Иисуса носил имя И. (в Синодальном переводе — Иосий); помимо него названы Иаков, Симон и Иуда (Мф 13:55). В Мк 6 это имя приводится в его галилейской форме — Йосе [греческое Иосес, в Синодальном переводе — Иосия];
11) сын → Марии (4) и брат Иакова (Мф 27:56, в Синодальном переводе — Иосия). В Мк 15 то имя приводится в его галилейской форме Йосе [греческое Иосес, в Синодальном переводе — Иосия];
12) И. Аримафейский, член синедриона. Он был праведным человеком, ожидавшим Царства Божиего, тайным учеником Иисуса Христа, не принимавшим участия в суде над Ним. И. похоронил распятого Иисуса в гробнице, которую приготовил для себя (Мф 27:57–60; Мк 15:43–46; Лк 23:50–53; Ин 19:38–42);
13) первоначальное имя → Варнавы
II. [греческое Иосех, ср. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана]. Один из предков Иисуса Христа (Лк 3:26).
ИОСИФ (прибавление):
а) Быт. 30:23 и др. — старший из двух сыновей патриарха Иакова от Рахили, брат Вениамина. Многие обстоятельства его жизни служат прообразом некоторых событий земной жизни Спасителя Христа.
б) Числ. 13:8 — отец Игала, одного из соглядатаев земли обетованной.
в) 1 Пар. 25:2-9 — один из сыновей певца Асафа во время царствования Давида.
г) 2 Цар. 19:20; 3 Цар. 11:28 — здесь разумеются колена Ефремово и Манассиино.
д) Езд. 10:42 — Израильтянин, сын Вания, женатый на иноплеменнице и оставивший её.
е) Неем. 12:14 — один из священников дома Шевании во времена Иоакима.
ж) Лук. 3:30 — один из предков Господа по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии.
з) Лук. 3:26 — также один из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля.
и) Матф. 1:16 и др. — обручник Девы Марии, сын Иакова.
к) Деян. 1:23 — Иосиф, называемый Варсавою и прозванный Иустом, вынимавший жребий вместе с Матфием в присутствии апостолов, собравшихся для замены Иуды-предателя; принадлежал к числу семидесяти апостолов.
л) Матф. 27:57, 59; Марк. 15:43; Лук. 23:50-53; Иоан. 19:38-42; Ис. 53:9 — Иосиф Аримафийский, член синедриона, тайный ученик Господа Иисуса Христа.
Иосиф (יְהוֹסֵף ,יוֹסֵף = приумножит, приложит, присовокупит; Ἰωσήφ; V. и L: Ioseph; слав. Іѡси́фъ):
а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт 30:23-24). В 17 лет из-за злобной зависти братьев он был продан ими в рабство в Египет (едва избежав смерти). Там, после многих трудов и лишений, он оказался в положении второго после фараона человека во всем царстве (Быт 41:38-46). В Египте у Иосифа родились два сына — Манассия и Ефрем, которых старый Израиль перед своей смертью усыновил и особо благословил, дав им два удела между братьями. Их колена иногда называются именем Иосифа (Чис 13:12; Чис 36:5; Втор 33:13-17; Суд 1:22-23; 3Цар 11:28; Откр 7:8), но в некоторых местах этим именем назван весь израильский народ (2Цар 19:20; Пс 76:16; Пс 79:2; Пс 80:6; Ам 5:6; Авд 1:18), или только одно северное царство (Пс 77:67 и др., см. Ефрем). Умер Иосиф в возрасте 110 лет, был набальзамирован по египетскому обычаю, но позже, в соответствии с его завещанием, Моисей вынес его кости и похоронил их в Сихеме (Исх 13:19; Нав 24:32); (см. колена Израилевы)
б) (Чис 13:8) — отец (предок) Игала;
в) (1Пар 25:2, 1Пар 25:9) — левит из сыновей Асафа, глава первой чреды певцов;
г) (Езд 10:42) — аналог. Адаия, е;
д) (Неем 12:14) — аналог. Адна, в;
е) (Мф 1:16; Мф 1:18, Мф 1:24; Мф 2:13, Мф 2:19; Лк 1:27; Лк 2:4, Лк 2:16, Лк 2:33, Лк 2:43; Лк 3:23; Лк 4:22; Ин 1:45; Ин 6:42) — сын Иакова (Илии) из колена Иудина, потомок царя Давида, муж Марии, от которой родился Господь Иисус Христос. Как говорит предание, он женился в преклонном возрасте (ср. Иаков, а) и ко времени выхода Господа на служение, его уже, видимо, не было в живых (в Писании он к этому времени нигде не упоминается);
ж) (Мф 27:57, Мф 27:59; Мк 15:43, Мк 15:45; Лк 23:50; Ин 19:38) — богатый человек из Аримафеи, член синедриона и тайный ученик Христа, снявший (вместе с Никодимом) тело Иисуса с креста и похоронивший Его в гробе, который, видимо, был приготовлен для него самого и находился недалеко от места казни;
з) (Лк 3:24, Лк 3:26, Лк 3:30) — аналог. Авиуд, г (три);
и) (Деян 1:23) — называемый также Варсавою или Иустом, один из двух, постоянно находившихся с Апостолами во время всего земного служения Христа, и поэтому предложенных, чтобы выбрать из них замену отпавшему Иуде.