Словарь Никифорова : иуда
Иуда [еврейское Йехуда, «восхваление Господа» (ср. Быт 29:35)]:
1) четвертый сын Иакова и Лии (Быт 29:35; Быт 35:23). Когда его братья Симеон и Левий мстили → Сихему за бесчестие их сестры Дины, И. не принимал в этом участия (Быт 34). И. предложил продать Иосифа, вместо того чтобы убить его (Быт 37:26,27). Отделившись от своих братьев, И. поселился по соседству с одолламитянином Хирой (Быт 38:1). Дочь хананея Шуы родила ему трех сыновей: Ира, Онана и Шелу. Старший сын Ир, прожив недолго в браке с Фамарью, умер; Онан также умер в наказание за то, что не желал в левиратном браке (→ Брак) продолжить род умершего брата. И. отложил брак Фамари со своим младшим сыном, т.к. боялся за его жизнь. Но Фамари удалось, переодевшись блудницей, соблазнить И. и зачать от него. Она родила близнецов Фареса и Зару. Фарес стал предком → Давида, а след., и Иисуса (Руф 4:18–22; 1Пар 2:5,9–16; Лк 3:33), «льва от колена Иудина» (Откр 5:5). Во время второго путешествия сыновей Иакова в Египет И. взял на себя ответственность перед отцом за Вениамина, а затем предложил себя в рабы Иосифу вместо Вениамина (Быт 43:8,9; Быт 44:18–34). Иаков на пути в Гесем послал И. вперед себя к Иосифу (Быт 46:28). Благословляя своих сыновей, Иаков дал И. благословение с обетованием (Быт 49:8–12);
2) потомки И. образовали одноим. колено. При первом исчислении народа в пустыне число боеспособных мужчин колена И. составляло 74 600 человек (Чис 1:26,27); к концу странствования по пустыне оно увеличилось до 76 500 человек (Чис 26:22). В обоих случаях колено И. оказывалось самым многочисл. Оно возглавляло колонну израильтян на марше и первым разбивало стан в период странствований по пустыне (Чис 2:3–9; Чис 10:14), во время жертвоприношения при освящении жертвенника (Чис 7:12), при разделе и завоевании Ханаана (Нав 15:1; Суд 1:1,2), в войне с вениамитянами (Суд 20:18).
В Нав 15 описан удел И. в земле обетованной. Юж. граница его проходила от юж. побережья Мертвого моря, через пустыню Син, южнее Кадес-Варни, до потока Египетского. Вост. граница шла по Мертвому морю до устья Иордана. Здесь начиналась сев. граница, проходившая через источник Рогель, долину сыновей Енномовых и горные склоны юж. Иерусалима, который отошел к уделу Вениамина. Далее граница тянулась до Средиземного моря. Сев. лежали уделы колен Дана и Вениамина. Зап. граница удела И. проходила по побережью Средиземного моря, но, видимо, на прибрежной равнине проживали и филистимляне. Уже во времена Иисуса Навина наметилось отторжение колена И. от других колен, т.к. были пощажены гаваонитяне, населявшие местность между уделами И. и Вениамина (Нав 9), а в Иерусалиме продолжали жить иевусеи (Нав 15:63). Гофониил из колена И. освободил Израиль, сбросив иго месопотамского царя Хусарсафема (Суд 3:5–11); согласно Суд 20:18, колено Иуды первым по воле Бога выступило против вениамитян; однако в войне против Сисары колено И. уже не принимало участия.
То, что Давид и его преемники принадлежали к колену И., способствовало возрастанию роли этого колена. При царе Ровоаме Израильское царство разделилось на Северное и Южное, которое стали называть Иудой, т.к. лишь это колено (и, вероятно, часть колена Вениамина) сохранило верность дому Давида. Сев. граница теперь проходила у Иерихона и Вефиля, через Михмас, Беф-Орон и Гезер. Во времена наиб. расширения Южного царства его границы простирались вплоть до Ецион-Гавера и Елафа на берегу Акабского залива. (Об истории Иудейского царства см. статьи об отдельных иуд. царях; общий обзор дается в статье → Израиль.) Большинство евреев, вернувшихся из вавил. плена, принадлежало к колену И. Отсюда произошло название народа → Иудеи;
3) левит, живший во времена первосвященника Иисуса (Неем 12:8). Вероятно, то же лицо, что и Годавия, упомянутый в Езд 2:40; Езд 3:9;
4) сын Сенуи, вениамитянин, который после возвращения из вавил. плена был вторым начальником в Иерусалиме (Неем 11:9);
5) вероятно, князь из колена Иуды, принимавший участие в освящении стены Иерусалима (Неем 12:34);
6) певец и музыкант из левитов, принимавший участие в освящении стены Иерусалима (Неем 12:36);
7) И. галилеянин поднял мятеж против римлян во время переписи народа (Деян 5:37). Это была не та перепись, о которой упоминалось в Лк 2:2, а вторая, проводившаяся после того, как Иудея стала рим. провинцией (6 г. по Р.Х.) (→ Квириний). Иосиф Флавий пишет, что И., книжник из Гамалы, поднял иудеев на борьбу против римлян. И. объяснял, что уплата налогов захватчикам ведет к порабощению евреев. Его отряд был разбит, а сам он погиб. И. галилеянин вместе с фарисеем Саддуком организовал партию → зилотов;
8) И. Искариот, сын Симона (Ин 6:71), упоминается во всех апостольских списках (Мф 10:4; Мк 3:19; Лк 6:16). Это прозвище, означающее, по-видимому, «человек из Кариота», ему дали, вероятно, для того, чтобы отличать от другого ученика по имени Иуда. Т.к. Кариот находился в Иудее, то, вероятно, И. принадлежал к колену Иуды и был единств. учеником Иисуса из этого колена. О его призвании нам ничего не известно, но, вероятно, оно, как и его деятельность, мало чем отличалось от призвания других учеников. И. внимал словам Учителя, видел творимые Им чудеса, был послан проповедовать и совершать чудеса. Уже в самом начале Господь предупредил учеников, что в их кругу есть предатель, но имени его Он не назвал (Ин 6:70–71).
Только одно отличало И. от остальных учеников: он был казначеем и при этом, вероятно, иногда крал деньги (Ин 12:6). В Вифании, когда женщина возлила на голову Иисуса драгоценное миро, И. сказал, что лучше было бы это миро продать, а деньги раздать бедным (Мк 14:3–11). Во время последней вечери Иисус сказал ученикам, что один из них предаст Его (Лк 22:21). Позже И., предложивший до этого свои услуги первосвященникам, в Гефсиманском саду подал условный знак воинам, поцеловав Учителя (Лк 22:47–54; Ин 18:1–11).
За свое предательство И. получил награду — 30 сребреников (→ Деньги). На след. день, узнав, что Иисус приговорен к смерти, И. жестоко раскаялся. Бросив сребреники в храме, он покончил жизнь самоубийством (Мф 27:3–10; Деян 1:16–19).
Поступок И. ставит перед читателями Евангелия ряд трудных вопросов. Как мог Иисус избрать его Своим учеником, доверить ему казну, проповедовать ему Евангелие, как Он мог вообще довериться ему? Нам лишь известно, что это свершилось по Божьему предначертанию и что предсказанное должно было исполниться (Мф 26:24). Что касается самого И., то трудно сказать, двигало ли им корыстолюбие или чувство неудовлетворенности из-за несбывшихся надежд, ибо он рассчитывал на то, что Иисус установит на земле Свое Царство, и предполагал занять в нем высокое положение. Ясно, что в И. вселился дьявол и что он добровольно стал послушным орудием в его руках (Лк 22:3; Ин 13:2,27), и в этом его вина; лучше бы ему было не родиться. Он — «сын погибели», единств. ученик Иисуса, душа которого не была сохранена Богом (Ин 17:12);
9) И. звали еще одного из 12 учеников Иисуса, который, как подчеркивается в НЗ, не тождествен Иуде Искариоту (Ин 14:22). Он был сыном Иакова (Лк 6:16; Деян 1:13) и назывался также Фаддеем (Мк 3:18). О нем нам известно только то, что он задал Иисусу вопрос, записанный в Ин 14:22;
10) один из братьев Господа (Мф 13:55; Мк 6:3), автор → Послания Иуды. Согласно 1Кор 9:5, он, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены имп. Домицианом (81–96 гг. по Р.Х.) как члены иуд. цар. рода, но затем были отпущены;
11) житель Дамаска, в доме которого остановился тарсянин Савл после того, как ему явился Господь (Деян 9:11);
12) → Варсава (2).
ИУДА (хвала Иеговы или хвалите Господа):
а) Быт. 35:23 — четвёртый сын Иакова от Лии, родоначальник царственного колена Иудина.
б) Езд. 3:9 — левит, потомки которого возвратились из плена.
в) Езд. 10:23 — один из левитов во времена Ездры, имевший иноплеменницу-жену.
г) Неем. 11:9 — Вениамитянин, называемый вторым над городом, сын Сенуи.
д) Неем. 12:8, 36 — лицо, вероятно, тождественное с левитом Иудою, упоминаемым в Езд. 10:23.
е) Лук. 3:30 — сын Иосифа, упоминаемый ев. Лукой в родословии Господа, из рода и потомства Давидова, живший во время царствования Иоаса.
ж) Лук. 3:26 — другой Иуда, сын Иоаннанов, также упоминаемый в родословии Господа.
з) Матф. 10:4; 26:47; Деян. 1:16 — Иуда Искариот, бывший одним из 12-ти апостолов, предатель Господа.
и) Деян. 15:22 — Иуда Вирсава, один из начальствующих братий Церкви Иерусалимской.
к) Деян. 9:11-18 — Еврей, живший в Дамаске во время чудесного обращения ап. Павла, в доме которого он жил после своего обращения и до своего крещения Ананиею.
л) Деян. 5:37 — Иуда Галилеянин, предводитель Иудейских мятежников во время народной переписи; он упоминается Гамалиилом в его речи пред синедрионом во время суда над апостолами.
ИУДА-апостол — иначе называемый Фаддеем, один из братьев Господа по плоти, брат ап. Иакова младшего (Лук. 6:16; Иоан. 14:22; Иуда 1:1).
Иуда (יְהוּדָה – хвала Богу, слава Богу, или: хвалите Господа, славьте Господа; Ἰούδα, Ἰούδας; V. и L: Iuda, Iudas; Иуда):
а) четвертый сын Иакова от Лии, родившийся в Месопотамии (Быт 29:35), глава самого многочисленного и могущественного колена Иудина (Быт 49:8-12). Иуда ярко проявил свой характер в деле с Иосифом, когда предложил братьям не убивать его, а лучше продать; и позже — в Египте, когда он предложил себя Иосифу (еще не узнав его) в качестве заложника за брата, а отцу своей жизнью гарантировал безопасность Вениамина. Удел колену Иудину был дан в гористой южной части Палестины, явившийся позже главной частью Иудейского царства, с Иерусалимом на границе с уделом Вениаминовым; (см. колена Израилевы, Халев)
б) (Нав 19:34) — у Иордана, пограничный город (или место) удела Неффалимова; (см. Иаир, а)
в) (Езд 3:9; Неем 12:8) — см. Годавия, б;
г) (Езд 10:23) — аналог. Елиезер, и (возможно, предыдущий);
д) (Неем 11:9) — аналог. Асаия, г;
е) (Неем 12:34) — один из начальствующих, участник освящения стены (возможно, предыдущий);
ж) (Неем 12:36) — аналог. Азариил, д (возможно, упомянутый выше в пункте в);
з) (Мф 10:4; Мф 26:14, Мф 26:25, Мф 26:47; Мф 27:3; Мк 3:19; Мк 14:10, Мк 14:43; Лк 6:16; Лк 22:3, Лк 22:47, Лк 22:48; Ин 6:71; Ин 12:4; Ин 13:2, Ин 13:26, Ин 13:29; Деян 1:16, Деян 1:25) — сын (потомок) Симона, Искариот, один из двенадцати, предавший Господа;
и) (Мф 13:55; Мк 6:3; Иуд 1:1) — один из братьев Иисуса по плоти, сын Марии, автор Послания Иуды (в заголовке этого Послания в русской Библии назван Апостолом); (см. братья Иисуса)
к) (Лк 3:26, Лк 3:30, Лк 3:33) — аналог. Авиуд, г (три);
л) (Лк 6:16; Ин 14:22; Деян 1:13) — Иаковлев, один из двенадцати Апостолов Христовых (в Мф 10:3 назван Леввей, прозванный Фаддеем, а в Мк 3:18 — Фаддей) (слово брат в Деян 1:13, набранное курсивом, в оригинале не ясно; в некоторых переводах записано: сын); (см. Иаков, е)
м) (Деян 5:37) — Галилеянин, предводитель одного из мятежей иудеев; (см. Галилеяне)
н) (Деян 9:11) — по-видимому, хозяин дома на улице Прямой в Дамаске, в котором остановился и молился Савл Тарсянин (ап. Павел) после своего чудесного обращения на пути в этот город;
о) (Деян 15:22, Деян 15:27, Деян 15:32) — иначе Варсава, один из начальствующих мужей и пророков в Иерусалимской общине верующих, посланных с письмом в Антиохию.
1) Четвертый сын Иакова (от Лии), рожденный в Месопотамии (Быт 29:35). Он защитил молодого Иосифа от злобы братьев (Быт 37:26 и дал.). Он же просил неизвестного тогда для него управителя страной (Иосифа) остаться в Египте заложником вместо своего брата Вениамина. При этом он говорил так, что Иосиф не мог выдержать дольше и открылся братьям. (Быт 44:16 и дал.) Отношение Иуды к Фамари было несправедливое (Быт 38:1). В благословении Иакова Иуда получает предпочтение перед своими братьями (Быт 49:8).
2) Искариот, т.е. из Кариота (вероятно, это город в колене Иуды Кариаф (Нав 15:25), сын Симона из Кариота (греч. текст; Ин 6:71; Ин 13:26), один из 12 апостолов (Мф 10:4; Мк 3:19; Лк 6:16). Иуда был казначеем и иногда крал деньги (Ин 12:6). За 30 сребреников он предал своего Наставника в руки врагов (Мф 26:14, Мф 26:47 и дал.; Мк 14:10, Мк 14:43 и дал.; Лк 22:3, Лк 22:47 и дал.; Ин 6:70 и дал.; Ин 13:2, Ин 13:21; Ин 18:2 и дал.), но, увидев последствия своего предательства, он принес деньги обратно, исповедал невинность Иисуса, пошел и повесился (Мф 27:3 и дал.; Деян 1:18, Деян 1:25). Священники решили, что 30 сребреников, будучи ценою крови, не могут быть положены в сокровищницу храма и купили на них место для погребения странников (Мф 27:6 и дал. Срав. Деян 1:18; Ин 17:12).
3) Иуда, один из братьев Господних (Мф 13:55; Мк 6:3). Евсевий рассказывает, что император Домициан приказал привести внуков Иуды, как вредных деятелей в политическом отношении, но увидев их руки, свидетельствовавших о тяжкой работе, и услышав их понятие о царстве Иисуса, как о царстве «не от мира сего», он тотчас же даровал им свободу. Этот Иуда считается автором послания Иуды. Автор этого послания называет себя «Иудой, рабом Иисуса Христа и братом Иакова». Думают, что о своем родстве с Иисусом он умолчал из смирения и высказал только свое родство с Иаковом — известным и почитаемым братом Иисуса Христа.
4) Иуда Галилеянин из города Гамалы, к востоку от Геннисаретского озера, хотел вместе с фарисеем Садоком поднять восстание среди евреев в 6 году по Р.Хр. Его лозунгом было: «мы не имеем никакого господина, кроме Бога». Сульпиций Квириний, который тогда был начальником над всей Сиреей, подавил восстание; Иуда погиб и его сообщники рассеялись (Деян 5:37). Они восстали впоследствии вторично и сразились с римлянами в отчаянной битве, кончившейся падением Иерусалима.
5) Иудей в Дамаске, в доме которого Анания искал молящегося Савла (Деян 9:11).
6) Иуда Варсава. см. Варсава 2. 7, 8,
9) три лица в родословии Иисуса (Лк 3:26, Лк 3:30, Лк 3:33); последний из перечисленных тот же, что и Иуда 1-й.
10) Один из 12 апостолов; в Лк 6:16; Деян 1:13 назван Иаковлев, брат Иакова, и в Мф 10:3 он назван Фаддеем (т.е. отважный или милое дитя); а также в Мк 3:18. В Ин 14:22 он ясно отличен от Иуды Искариота. Выражение Иуда Иаковлев понимается различно: или Иуда, сын Иакова, или Иуда, брат Иакова. В последнем случае предполагают, что этот Иуда называется так по имени своего более известного брата — Иакова старшего и что он был сын Алфея или Клеопы.