Словарь Никифорова : изреель
Изреель (евр. «Бог засеет» или «Бог сеет»):
1) укреп. город в уделе Иссахара (Нав 19:18), совр. Зерин, располож. прим. в 17 км юж. → Назарета на обширной Изреельской равнине (Нав 17:16; Суд 6:33; Ос 1:5), название которой происходит от названия города. Эта равнина не раз становилась полем сражения: в вост. ее части сражались Гедеон (Суд 6 и след.) и Саул (1Цар 28:4; 1Цар 29:1), в зап. — Варак (Суд 4:1; Суд 5:1) и Иосия (4Цар 23:29). Благодаря своему удобному геогр. положению и особенностям здешнего климата город, находящийся на высоте 123 м над уровнем моря, стал резиденцией (второй) израил. царей (ср. 3Цар 18:45; 3Цар 21:1; 4Цар 9). Согласно Ос 1 (ср. Ос 1:5), И. предстоит играть немаловажную роль и в событиях последнего времени (→ Армагеддон). Совр. И. расположен сев.-зап. древнего города;
2) город в уделе Иуды (Нав 15:56), родина Ахиноамы, жены Давида (1Цар 25:43); предположит. совр. Хирбет-Терраме, лежащий прим. в 9 км юго-зап. Хеврона;
3) еврей из колена Иуды, сын Хура (1Пар 4:3);
4) символич. имя сына пр. Осии (Ос 1:4; Ос 2:22).
ИЗРЕЕЛЬ (Богом насаждённый):
а) 1 Пар. 4:3 — потомок Иуды.
б) Ос. 1:3, 4 — имя, данное пророком Осией своему сыну от Гомеры, дочери Дивлаима.
Изреель = (יִזְרְעֵאל насажденный Богом, или Бог насаждает, Бог насадитель, основатель; Ἰεσραέλ, Ἰεζραέλ; Iezraël, Iezrahel; слав. Іезраель, Іезраиль; L: Iesrael):
а) (Нав 15:56; 1Цар 25:43; 1Цар 27:3) — аналог. Афека;
б) (Нав 19:18; 2Цар 2:9; 3Цар 4:12; 3Цар 18:45, 3Цар 18:46; 3Цар 21:1, 3Цар 21:4, 3Цар 21:6, 3Цар 21:7, 3Цар 21:15, 3Цар 21:23; 4Цар 8:29; 4Цар 9:10, 4Цар 9:16, 4Цар 9:17, 4Цар 9:21, 4Цар 9:25, 4Цар 9:30, 4Цар 9:36, 4Цар 9:37; 4Цар 10:1, 4Цар 10:6; 2Пар 22:6; Ос 1:4) — город в уделе Иссахаровом в Изреельской долине близ горы Гелвуй;
в) (1Пар 4:3) — аналог. Идбаш;
г) (1Цар 29:1, 1Цар 29:11; 2Цар 4:4; Ос 1:5) — см. Изреельская долина;
д) (Ос 1:4,11; B: 2:22) — слово Изреель здесь нужно понимать как выражение: Бог сеет или Бог рассеивает. (см. имя)
2) Изреелем пророк Осия должен был назвать того сына, которого он родил от Гомери (Ос 1:4). Имя Изреель обозначает: «Бог рассеет» и «Бог насадит», и это имя служило для людей проповедью, в которой, с одной стороны, был высказан суд Божий над безбожным и развратным городом Изреель за пролитую им кровь и над израильским народом, который за свое участие в этом должен быть осужден в тот великий день, который у Ос 1:11 назван «великим днем Изрееля»; с другой стороны, это имя говорило о милосердии Бога, Который, в конце концов, восстановит рассеянный народ и «посеет Изреель для Себя на землю» (Ос 2:23). Поэтому, в Ос 2:22 израильский народ назван словом Изреель.