Словарь Никифорова : кандакия
Кандакия, вероятно, титул эфиоп. цариц (Деян 8:27), ср. с егип. титулом «фараон». В Эфиопии (тер. совр. Судана), неподалеку от городов Мероэ и Напата Джордж Рейснер обнаружил пирамиды, в которых были похоронены К., правившие в период с 300 г. до Р.Х. по 300 г. после Р.Х.
КАНДАКИЯ — общий титул цариц Эфиопских, как, например, титул Фараона был общим титулом для царей Египетских, а Кесаря — для Римских императоров (Деян. 8:27).
Кандакия (Κανδάκη; V. и L: Candaces; Кандакіа): Деян.8:27. – Царица Эфиопии или Мерое, государства, находившегося в древней Эфиопии, в Африке, к югу от Египта. Имя Кандакии было общим названием цариц эфиопских; со времен Александра В. до времен Евсевия Кессарийского там много было цариц с этим именем. Упоминаемый в Деяниях апостольских евнух, вельможа царицы Кандакии, был хранителем всех ее сокровищ, и след., был одним из важных и приближеннейших к царице лиц. Он был прозелит, т. е. обращен был в иудейскую веру из язычества, и потому-то как прозелит и искренно благочестивый приезжал он в Иерусалим, вероятно, на какой-либо праздник, для поклонения, и возвращаясь, сидя в колеснице, читал книгу пророка Исаии. В это время апост. Филипп, по повелению Духа Божия приставший к колеснице и слышавший, что он читал, спросил его: «Разумеешь ли, что читаешь?» Тот отвечал: «Как мне разуметь, если кто не наставил меня», и просил Филиппа сесть с ним. Место же Писания, которое он читал, было следующее: «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст своих», и пр. Вельможа просил Филиппа объяснить ему, о ком это говорит пророк. Филипп, объясняя это, благовествовал ему об И. Христе, и вельможа уверовал, и проезжая мимо воды, сказал: «Вот вода; что препятствует мне креститься?» Филипп сказал: «Можно, если веруешь от всего сердца». Тот отвечал «Верую, что И. Христос есть Сын Божий». И Филипп крестил его, и по выходе их из воды, Дух святой сошел на крещенного; и ангел восхитил Филиппа в другое место, и вельможа не видел его более. Возвратившись в свое отечество христианином, вельможа, по словам Евсевия, первый проповедовал там познание о Боге всяческих и о живоносном пришествии Спасителя нашего к людям (H. Eccl. L. 2. с. 1), и таким обр. положил первые начала христианства в Эфиопии. Сн. Herz. VII. р. 243.