Словарь Никифорова : лахис
Лахис, в совр. науч. литературе — Лакиш. В настоящее время это Телль-эд-Дувейр (новоевр. Телль-Лахиш), находящийся в 7 км юго-зап. Бейт-Джибрина (Элевферополя). Первое поселение на этом месте возникло еще в III тысячел. до Р.Х. Город был завоеван Тутмосом III (1504–1450 гг. до Р.Х.); Л. упоминается в док-тах из Телль-Амарнского архива. Среди найденных в Л. письм. памятников следует отметить егип. надпись на черепке, датирующую изделие «4-м годом фараона». Если предположить, что речь идет о Мернептахе, то эта надпись может служить аргументом в пользу поздней датировки → исхода. Иисус Навин завоевал Л. (Нав 10:31–33; Нав 12:11) и выделил его колену Иуды (Нав 15:39). Иуд царь Ровоам укрепил город (2Пар 11:9). Здесь был убит Амасия (4Цар 14:19).
Сцена захвата города Синаххерибом (библ. Сеннахиримом) в 701 г. до Р.Х. (4Цар 18:14,17) изображена на ассирийских рельефах, дающих нам представление об одежде, оружии, домашнем скоте и колесницах иудеев того времени. В 588–587 гг. до Р.Х. Л. был взят и полностью разрушен Навуходоносором (Иер 34:7). Окончат. разрушение города было предсказано еще Михеем (Мих 1:13). Ко времени, непосредств. предшествовавшему полному разрушению Л., относятся печать → Гедалии (4) и «Лакишские письма» (→ Письмо, IV), которые являются документальными источниками, рассказывающими о последнем периоде существования Иудейского царства. В упоминаемом в этих письмах пророке исследователи видят Иеремию (ср. Иер 38:4). После возвращения евреев из плена Л. был вновь заселен (Неем 11:30); к этому времени относится возведение большого дворца перситского наместника, остатки которого были найдены здесь при раскопках. → Раскопки (I) и (IV,4) → Алфавит → Меры длины, площади, объема и веса (I,4б).
Лахис (לָכִישׁ – по Фюрсту от לֶכֶשׁ לָכַשׁ = холм, возвышение, пригорок; Λαχίς, Λαχείς, Λαχής; V. и L: Lachis; Сл. Лахісъ): Нав.10:3, 31, 33, 12:11, 15:39. 4Цар.14:19, 18:14, 17, 19:8. 2Пар.11:9, 25:2,. 32:9. Неем.11:30. Ис.36:2, 37:8. Иер.34:7. Мих.1:13. – Город ханаанский, в равнине Сефела, на запад от Хеврона к земле Филистимской. Царь этого города Иафие и 4-ре другие союзные цари аморрейские, услышав, что гаваонитяне перешли на сторону евреев, по возбуждению Адониседека, царя Иерусалимского, пошли войною против Гаваона и осадили город. И. Навин, по просьбе осажденных, выступив против неприятелей, поразил их и преследовал до Азека и Македа; взял города их и жителей истребил, и за один поход очистил всю нагорную и полуденную землю, весь южный край Палестины от хананеев (Нав.10 гл.). При разделе земли обетованной Лахис достался колену Иудину (Нав.15:39). По разделении царства, Ровоам укрепил его (2Пар.11:9). Впоследствии времени, здесь убит был царь Иудейский Амасия своими заговорщиками (4Цар.14:19. 2Пар.25:27). После пророк Михей возвещал уже грядущее бедствие Лахису, упрекая его в том, что в нем начало греха дочери Сионовой, в нем первом появились преступления Израиля (Мих.1:13), и от него распространились потом и на главный город, т. е. Иерусалим. Думают, что здесь разумеется то идолослужение, которое введено было между 10-тью коленами израильскими Иеровоамом; жители Лахиса первые увлеклись этим нечестием, и отступили от Господа, и потому им особенно возвещается наказание чрез Пророка (сн. Палл. Сар. на Мих.1:13–15). Бедствие вскоре постигло Лахис. Сеннахирим, царь Ассирийский, во время похода своего на Египет, осадил Лахис, и отсюда посылал послов к Езекии, царю Иудейскому, угрожая разрушением его царства (4Цар.18:13–37. 2Пар.32:1–22. Ис.36, 37 гл.). Бог спас на это время Иудею. Ио вскоре потом Навуходоносор, царь Вавилонский, напал на Иудею, и Лахис с Азекою и Иерусалимом оставались последними укрепленными городами, против которых воевал он; наконец и они взяты, и потом Иерусалим взят был и разрушен, и весь народ переселен в Вавилон (гл. Иер.34, 36–38, 39:1–10). По возвращении из плена, когда иудеи заняли свои отечественные земли, между разными другими городами колена Иудина упоминается и об Лахисе, и он снова занят и населен был иудеями (Неем.11:20, 30). Но положение этого города доселе еще не определено. По указанным местам Писания, он полагается между Ливной, Еглоном, Марисой, Хевроном и Давиром (Нав.10 гл.). Это, полагают, теперешний Ум-Лакис (Um. – Laks). Робинсон находит развалины его по дороге от Газы к Бейт Джибрину (Елевтерополю), налево от дороги, недалеко от Еглона, на круглом некоем холме со старинными каменными стенами, с обломками мраморных столбов, обросшими волчцами и кустарниками. Zell. 2. p. 3. Herz. VIII. p. 157. Keil и Del. на Нав. р. 77. сн. Атл. Менке № VIII и III.