Загрузка

Словарь Никифорова : лев

(Быт 49:9) — дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся грива, щетинистые брови, блестящие зубы, отважный вид, действительно представляют поразительный вид. Длина льва иногда превышает 8 (англ.) футов, а высота бывает свыше 4 ф. Цвет кожи львов бывает большею частью красно-бурый. Храбрость и неустрашимость их обратились в пословицу. Эти хищные животные водились некогда на болотистых берегах Иордана, но вследствие ежегодного разлития реки оставили оные и сделались еще свирепее и отважнее (Иер 49:19). Аллегорических указаний на качество и свойства львов, этих по истине царей зверей, в Библии встречается очень много, и они так ясны, что не требуют особенных объяснений. В Свящ. Писании нередко например упоминается об его ужасном рычании, острых зубах, свирепом взгляде, отважных походах за добычею и быстрых прыжках, с которыми он бросается на оную. Евреи, которые были так хорошо знакомы с этим благородным животным, имели для него различные названия, смотря по его возрасту и полу, как например следующие: львенок молодой, престарелый лев, львица и т.п. (Втор 33:22, Иез 19:2, Пс 33:11, Ос 5:14, Чис 23:24 и др.). Со львами имели счастливую борьбу Самсон (Суд 14:5-6) и Давид (1Цар 17:34-37). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля (3Цар 13:24-26). Пр. Даниил был спасен от львов, в ров которых был брошен (Дан 6), Львы в Свящ. Писании представляются символами людей, отличающихся особенною силою, властью и могуществом (Дан 7:4). Рыканию льва уподобляется слово Божие (Иов 4:10-11), всегда производящее потрясающее действие на сердца человеческие (Ам 3:4-8). Рыкающему льву, ищущему поглотить человека, уподобляется диавол, ищущий погибели человеческой (1Пет 5:8). В книге Иова говорится о льве в следующих словах: «Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассееваются.» А в кн. Наума содержится другое рельефное, аллегорическое изображение возраста, наружности и свирепости львов, именно: «Где теперь логовище львов, говорит он, и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, лев похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным?» (Наум 2:11). Все поэты древности обилуют ссылками на благородную отважность и силу царя четвероногих, и не мало их встречается также в Свящ. Писании. Изображения львов нередко встречаются на Ассирийских и Вавилонских изваяниях, и на памятниках Египтян, которые, как известно, боготворили львов. В настоящее время львы редко встречаются в Сирии, но за то их нередко можно встретить в Халдее. Их часто видали и видят также при pp. Евфрате и Тигре. Старый лев западной Азии имеет черную гриву и отсюда вероятно его прозвание: Shachal. т.е. черный лев.
Слово Лев найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Лев

I. В Палестине в библ. времена львы (Felis leo) встречались повсеместно. В евр. языке существует целый ряд слов, обозначающих Л., львицу и их детенышей (ср. в евр. тексте Иов 4:10,11; Иез 19:1–9). Согласно библ. свидетельствам, Л. встречались на границе долины Шефелы (Суд 14:5), в Иудейских горах (1Цар 17:34; 3Цар 13:24), в лесах по берегам Иордана (Иер 49:19), в Самарии (4Цар 17:25), Моаве (Ис 15:9) и у подножия Ливана (Песн 4:8). Этот крупный хищный зверь (Притч 30:30) нападал на стада (Иер 50:17), и его не могли отогнать крики пастухов (Ис 31:4). Очень редко пастуху удавалось спасти животное, схваченное Л. (1Цар 17:34–36; ср. Ам 3:12).

II. Цари Древнего Востока охотились на Л., ловили их и сажали в клетку (Иез 19:4,9 и ассирийские изображения). Клетки служили и для перевозки этих животных; упоминаемый в книге Даниила ров (гл. 6), вероятно, представлял собой установленную под землей клетку, в которой в Вавилоне держали Л.

III. Л. является символом народа Израиля (Чис 24:9) и колен Иуды (Быт 49:9), Гада (Втор 33:20) и Дана. С Л. сравнивается Бог, вершащий Свой суд (Ис 38:13; Ос 5:14; Ос 13:7,8), а в Откр 5:5 Иисус Христос назван Л. от колена Иуды. Образ Л. служит воплощением мужества (Притч 28:1) и силы (2Цар 1:23), к нему прибегают при описании мощи врагов (Пс 21:14; Ис 5:29) и сатаны (1Пет 5:8), он же может обозначать и надуманную опасность (Притч 22:13; Притч 26:13). В мире будущего Царства Божиего преобразится и хищная натура Л. (Ис 11:6,7; Ис 65:25). → Дьявол (IV,3).

Словарь собственных имен :

Лев (,לַיִשׁ ,לָבִיא ,לְבִי ,כְּפִיר ,גּוּר ,אַרְיֵה ,אֲרִי שַׁחַץ ,שַׁחַל ,צֹבַע ,עֹתֶן; Λέων, λέαινα, σκύμνος; Leo, leaena, catulus; Лев, львица, скѵ́менъ; L: Löwe, Löwin, junge Löwe): Быт.49:9. Чис.23:24, 24:9, Втор.33:20, 22. Суд.14:5, 8. 1Цар.17:34 и дал. 2Цар.1:23, 23:20. 3Цар.7:29, 36, 10:18–20, 13:24, 20:36. 4Цар.17:25. 2Пар.9:17–19. Иов.4:10–11, 16. Пс.7:3, 17:12, 22:14, 34:11, 57:5. Притч.22:13, 28:1, 15, 30:30. Песн. 4:8. Ис.15:9, 21:8, 30:6. Иер.2:15, 4:7, 5:6, 49:19, 50:44. Иез.1:10, 19:2–9, 32:2. Дан.6:8, 7:4. Ос.5:14, 13:7. Ам.3:4. Наум.2:11–13. Соф.3:3. Зах.11:3. 1Пет.5:8. Откр.5:5, 10:3. и др. – Лев, справедливо почитаемый царем животных и властелином их, есть чрезвычайно сильное хищное животное, кошачьей породы, буро-желтого цвета. Он имеет крепкое тело с плотно прилегающею к нему буро-желтой, короткой шерстью, голову огромную с широким лицом, небольшими глазами и круглыми зрачками, густую гриву, падающую на плечи и придающую ему гордый, царский вид, усы из щетин, расположенных в 6 и 8 рядов, грудь широкую, переднюю часть тела толще задней, живот втянутый, морду тупую, лапы огромные и сильные, хвост длинный, оканчивающийся пучком волос с закрытым ими роговым ногтем. – Львов разные виды, но в своих качествах и образе жизни они сходны между собою. Лев ведет жизнь одинокую, и только до возраста детей держится около самки. Каждая пара выбирает себе особое местоположение, вырывая в земле неглубокое логовище; вместе ходят они на охоту; в прочее же время лев живет в своей собственной области, не входя в столкновение с другими подобными; и нет ни одной области, где бы львы попадались часто; он соединяется с другими только для набегов. Любимое местопребывание его – широкие лесистые долины около рек (сн. Суд.14:5). Впрочем, живет и на горах (Песн. Песн.4:8). Жизнь льва преимущественно ночная; днем редко оставляет он свое логовище, или оставляет только насильно, когда, наприм., начинают отыскивать его место и выгонять собаками из логовища. Лишь с наступлением ночи он показывается и потрясающим ревом своим дает знать, что он не спит и вышел на ловлю (Пс.103:20–22). Рев или рыкание его может считаться характеристической его особенностью. Он единственен в своем реве, и с ним не могут идти в сравнение никакие голоса всех прочих животных; он выходит точно из самой глубины груди, точно хочет разорвать ее (сн. Откр.10:3). Лев ленив и не любит долго преследовать добычу; в случае неудачи он оставляет ее, и старается по возможности удобнее приобретать добычу. Близко к деревне он не подходит до позднейшей поры; когда же дневной шум умолкнет и всюду водворится покой, тогда он тихо приближается к жилищам, чтобы унести какое-нибудь животное; рев его производит полное смятение и оцепенение между животными; они почти безумеют от ужаса, услышав голос его. Могучим прыжком перескакивает он высокие заборы дворов, иногда вторгается в самую средину лагерей, и выбирает себе жертву. Одним ударом страшной лапы повергает он двухгодовалого быка, и шейные позвонки беззащитного животного раздавливаются в его ужасной пасти. С глухим рычанием лежит он на своей жертве; глаза его ярко блещут торжеством победы и свирепым наслаждением; хвостом бичует он воздух, по временам на минуту выпускает издыхающее животное, и потом снова схватывает его своими дробящими челюстями; наконец жертва перестает шевелиться, и тогда лев удаляется с нею; он снова перескакивает забор, неся в своей пасти жертву свою, и без труда уносит такую тяжесть в свое логовище, иногда на большое расстояние; в случае преследования бежит рысью в свое логовище и спасается от преследователей. При нападении на диких животных лев действует иначе, зная, что они чуют его издалека и бегают так скоро, что могут от него скрыться. Поэтому он или подстерегает их, или соединяется с другими львами и чрезвычайно осторожно подкрадывается к своей жертве против ветра. Случается, что целое общество львов собирается на охоту и днем. Лев предпочитает крупных животных мелким. Обыкновенно, он ест только животных, им самим убитых; но в случае нужды поедает и падаль. На человека лев нападает весьма редко; человек также страшен для него, как и он для человека; но иногда не щадит и человека. После ловли и насыщения добычей лев спокойно поднимается в свое логовище, преклоняет колена и в спокойном величии возлегает, но возлегает, как лев, т. е. и в это время он страшен и неприступен (сн. Быт.49:9. Чис.24:9). – Во все времена отдавали должную справедливость и удивлялись величественной осанке льва, его страшной силе, его смелому и спокойному мужеству, также его великодушию и благородству. Лев не тщеславен, но он слишком горд и слишком серьезен; его характер царственный. Несмотря на свои грабежи, он все-таки благородное и величественное животное. Он действует не коварством и хитростью, а открытой силой. Он хорошо помнит оказанные ему услуги; он понятлив, так что мог бы многому научиться, и действительно многому приучается и делается совершенно ручным, когда бывает пойман в ранних летах. Он даже и в неволе держит себя благороднее, чем другие хищные животные. Когда другие беснуются из-за кусочков мяса, которые на вилке подносят к клеткам их, он только смотрит на мясо, геройски ожидая, пока подадут ему; он считает недостойным себя столько хлопотать из-за еды. Лев живет с львицей до известной только степени, чего мы не встречаем у прочих хищных млекопитающих; это также высоко ставит его пред другими животными. Когда львица кормит детенышей, лев долго не покидает ее. Он ходит с ней за пищей и защищает ее и ее детенышей. Львица чаще всего имеет двух или трех детенышей, иногда и до шести, и нежно любит их. Маленькие зверьки играют друг с другом, как котята, и мать смотрит на их игры с величайшим удовольствием. Развитие львов происходит довольно медленно; грива у льва начинает пробиваться около 3־го года; полного развитие достигают на 6-м и 7־м году. Сообразно столь продолжительному развитию, лев достигает и значительной старости. Средним числом он достигает 35-ти-летнего возраста; но иногда они доживают до 70-ти лет даже в неволе, в плену, когда обыкновенно стареют и утрачивают свою красоту ранее. Как на слабую сторону льва, указывают на его леность и трусливость. Действительно, он любит покоиться в своем логовище, и поднятый вдруг во время сна теряет присутствие духа и бежит пред человеком, и если при этом не будет ранен, не сделает никому никакого вреда, но если видит опасность, он проявляет непреоборимое мужество; те, которые близко подходят к нему, убеждаются в его силе от одного удара его лапы. Правда, иногда и в опасности он отступает и обращается в бегство, но это только в исключительных случаях. Тем не менее льва легче убить, нежели некоторых других хищных зверей. Он умирает, если пуля ловко попадает ему в лоб, или в грудь, или в живот. Пойманные в молодом возрасте львы скоро делаются ручными, кроткими, доверчивыми и ласковыми, как домашняя собака; но и в это время они небезопасны. – Немного есть животных, о которых так много рассказывалось бы, как о львах; но много басен и сказок, не заслуживающих вероятия. Так напр. говорили, что он, по великодушию, не трогает маленьких животных, щадит женщин, что будто кости его так тверды, что дают огонь, что будто лев боится пения петуха, и предохранительных некоторых средств, которые по суеверию носили иные с собою, и т. п. Греки и римляне любили смотреть на борьбу людей со львами в цирках. При императорах львиные бои происходили в цирках в огромных размерах. Многие держали львов как домашних животных. Антоний являлся в Рим на колеснице, везомой двумя львами. Охота за львами принадлежит к числу заманчивых, хотя и опасных занятий, и иные прославились на этом поприще своим искусством. Львы как символ мужества многими народами и государствами приняты в свои гербы. Лев изображается в государственном гербе Персии, Бельгии, Нидерландов, Испании, Венеции. Есть несколько и орденов льва. – См. Жизнь животн. Брэма, изд. Шедлера, T. 1. 1875 г. Сн. Наст. Слов. Толля и Энцикл. Слов. Берез.

Толковый словарь Даля :
ЛЕВ м. львица ж. хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis lео. Лев мышей не давит. Лев спит, а одним глазом видит (глядит), поверье. | Лев, пятый знак эклиптики и пятое из двенадцати созвездbй солнопутья. Малый лев, созвездие над Большим львом. Лев морской, книжное, гривчатый тюлень, см. сивуч. Левик м. львиная голова, отливаемая застежкой, для портупеи. Львенок м. молодой лев, львичищ церк. Львов, львицын, львенков, ему, ей прнадлежщ. Львиный, ко льву относящ., ему принадлежащ. - зуб, растен. Leontodon taraxacum, попова скуфья, одуванчик, хасимова трава, желтый цикорий. -лапа, растен. Аlchemilla vulgaris, львиное копыто, росница. Львовик м. камень рода агатов. Львиноуст м. растен. Antirrhinum. Львинохвост м. Leonorus. Левообразный, львообразный, левастый, на льва похожий.
Словарь Геце :

Изобиловал в Ханаанской земле. 4Цар 17:25−26.

Сильнее всех зверей. Суд 14:18. Притч 30:30.

Весьма проворен. Втор 33:22.

Смел. 2Цар 17:10.

Безстрашен. Ис 31:4. Наум 2:11.

Кровожаден. Иов 10:16, Иов 28:8.

Ненасытен. Пс 16:12.

Величествен. Притч 30:29−30.

Зубы его опасны. Пс 57:7; Иоиль 1:6.

Бог заграждает пасть льва 3Цар 13:28; Дан 6:22, Дан 6:27.

Бог питает его. Иов 38:39. Пс 103:21, 28.

Подстерегает добычу. Пс 9:30.

Тащит добычу в логовище. Наум 2:12.

Рыкает, увидя добычу. Пс 103:21. Ис 31:4.

Исторгает добычу. Втор 33:20. Пс 7:3.

Скрывается днем. Пс 103:22.

Иногда гибнет по недостатку пищи. Иов 4:11.

Лев обитает в:

Лесах. Иер 5:6.

Зарослях. Иер 4:7.

Горах. Песн 4:8.

Пустынях. Ис 30:6.

Нападает на стада овец. 1Цар 17:34. Ам 3:12. Мих 5:8.

Нападает и убивает людей. 3Цар 13:24, 3Цар 20:36.

Наводит страх рыканием. Иер 2:15. Ам 3:8.

Преступников бросали на съедение львам. Дан 6:7, Дан 6:16, Дан 6:24.

Охота на них. Иов 10:16.

Самсон убил льва Суд 14:5−6.

Давид убил льва 1Цар 17:35−36.

Ванея убил льва 2Цар 23:20.

Рой пчел найден в трупе льва Самсоном. Суд 14:8.

Непослушный пророк убит льва 3Цар 13:24, 26.

В переносном смысле:

Израиль. Чис 24:9.

Колено Иудино. Быт 49:9.

Колено Гадово. Втор 33:20.

Христос. Откр 5:5.

О Боге-Покровителе Церкви. Ис 31:4.

О Боге, совершающем суд. Ис 38:13. Плач 3:10. Ос 5:14, Ос 13:8.

О неустрашимости святых. Притч 28:1.

О храбрых людях. 2Цар 1:23, 2Цар 23:20.

О суровых и могучих врагах. Ис 5:29. Иер 49:19, Иер 51:38.

О преследователях. Пс 21:14; 2Тим 4:17.

О сатане. 1Пет 5:8.

О воображаемых опасностях. Притч 22:13, Притч 26:13.

(ручной) о природном чсловеке, очищенном благодатью. Ис 11:7, Ис 65:25.

О гневе царя. Притч 19:12, Притч 20:2.

Словарь Вихлицкого :
Величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии водились в Палестине и по берегам Иордана. Их названия, которых было несколько, вошли в названия многих городов и местностей. Со львом сравнивается колено Иудино (Быт 49:9) и весь Израиль (Чис 24:9), Сам Господь Бог (Ис 31:4) и Иисус Христос (Откр 5:5). С другой стороны львам уподобляются лжепророки (Иез 22:25), сам диавол (1Пет 5:8) и его служители (Пс 34:17). В Писании упомянуты три человека, убившие львов: Самсон (Суд 14:6), Давид (1Цар 17:36) и Ванея (2Цар 23:20).
Словарь Нюстрема :
евр. арьелави. Львы не были прежде редкостью в Палестине, особенно в тростниках Иорданской долины, не посещаемой людьми (Иер 49:19, Иер 50:44, Зах 11:3), в лесах Ливана и в пещерах пустыни (Песн 4:8). Еврейский язык имеет не менее семи названий львов: из них пять встречаются в кн. Иова (Иов 4:10 и дал.; Срав. Наум 2:11 и дал.). Указания на силу и жестокость львов, их зубы и когти, их ужасный рев и кошачью способность подкрадываться к добыче повсюду встречаются в Библии, как в буквальном смысле, так и символически. Лeв изображает самого дьявола (1Пет 5:8) и его служителей (Пс 34:17); безбожных тиранов и алчных лжепророков (Иез 22:25). С другой стороны, лев является образом «гремящего» Господа Саваофа (Иер 25:30, Иоиль 3:16); Иисус называется львом из колена Иудина (Откр 5:5); все колено Иудино уподобляется льву (Быт 49:9), а так-же Израиль в пророчестве Валаама (Чис 24:9). Об опустошениях, произведенных львами, часто упоминается в Библии. Иногда львы наводили страх на целую область (4Цар 17:25, Ам 3:12, срав. 3Цар 13:24, 3Цар 20:36). Под видом льва, противостоящего множеству пастухов, изображает Себя Иегова (Ис 31:4). Об обычаях восточных царей держать львиные рвы для того, чтобы туда бросать преступников, говорит нам история Даниила (Дан 6:1). Иезекииль перечисляет обычные способы ловли и усмирения львов, а именно: ямы и сети, железные крюки и клетки (Иез 19:4, Иез 19:8 и дал.).

Населявшая Палестину порода львов, вероятно, была так называемая, персидская, немного меньше африканской, с гривою темно-кофейного цвета. Свидетельство о том, что львы прежде свирепствовали в стране, сохранилось в названиях разных местностей, как, например, Лаис (т.е. лев) на Гермоне, Беф-Леваоф (львиный дом), Леваоф (львы) в Южной Иудее. Живописные рисунки на ассирийских памятниках, изображающие охоты на львов, свидетельствуют о том, что львы прежде часто встречались в Ассирии и Вавилоне. В настоящее время в Палестине нет львов; они почти не встречаются к западу от Евфрата.

В царстве Мессии (Помазанника) молодой лев будет жить вместе с теленком (Ис 11:6, Ис 65:25).

Слово лев в симфонии
В Библии слово "лев" упоминается в 53 стихах.

Быт 49 : 9
Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?
Чис 23 : 24
Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых.
Чис 24 : 9
Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
Втор 33 : 20
О Гаде сказал: благословен распространивший Гада; он покоится как лев и сокрушает и мышцу и голову;
Втор 33 : 22
О Дане сказал: Дан молодой лев, который выбегает из Васана.
Суд 14 : 5
И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идет навстречу ему.
1Цар 17 : 34
И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,
3Цар 13 : 24
И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела.
3Цар 13 : 28
Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла.
3Цар 20 : 36
И сказал ему: за то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня. Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его.
Иов 4 : 11
могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются.
Иов 10 : 16
оно увеличивается. Ты гонишься за мною, как лев, и снова нападаешь на меня и чудным являешься во мне.
Пс 9 : 30
подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
Пс 21 : 14
раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
Прит 22 : 13
Ленивец говорит: "лев на улице! посреди площади убьют меня!"
Прит 26 : 13
Ленивец говорит: "лев на дороге! лев на площадях!"
Прит 28 : 1
Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.
Прит 28 : 15
Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.
Прит 30 : 30
лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем;
Сир 4 : 34
Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим.