Словарь Никифорова : левиты
I. Л., потомки трех сыновей → Левия — → Гирсона, → Каафа и → Мерари — делились на гирсонян, каафитян и мераритян. В пустыне Господь избрал Л. в Свою нераздельную собственность как возмещение за первенцев Израиля, и они были посвящены на служение Ему (Чис 3:6–8,12,13; → Первородство). Из числа Л. были назначены и → священники — Аарон и его сыновья (Исх 28:1). Таким образом, внутри колена Левия следует различать священников из рода Аарона, к которому должен был принадлежать и первосвященник, и остальных левитов, которые хотя и происходили от Левия, но не были потомками Аарона. Л. не получили, как все остальные колена, удела в Ханаане; их «частью» был Сам Господь (Чис 18:20). В распоряжение Л. были отданы 48 городов (по четыре от удела каждого колена) вместе с пастбищами для скота. Израильтяне отдавали Л. → десятину от собранного урожая и от скота, первые плоды и первенцев животных, а также части от приносимых Господу жертв (см. Исх 23:19; Лев 27:30–33; Чис 18:21–24; Чис 35:1–8). В свою очередь Л. отдавали десятую часть от полученного священникам (Чис 18:26–32; Неем 10:39). Л. следовало приглашать на все устраиваемые израильтянами жертв. трапезы (Втор 12:12,18; Втор 14:27,29; Втор 16:11).
II. 1) Л. подчинялись священникам. В число их обязанностей, которые определены в Чис 3; Чис 4; Чис 18, входила охрана святилища, однако им не позволялось приближаться ни к утвари святилища, ни к жертвеннику (Чис 18:3). К служению привлекались Л. в возрасте от 25 до 50 лет (Чис 8:23–26). Согласно Чис 4:23, Л. в возрасте от 30 до 50 лет выполняли работы в скинии собрания, а также переносили саму скинию и ее утварь (ср. 1Пар 23:3–5). Период между 25 и 30 годами считался у евреев временем обучения и подготовки к служению. Давид снизил возрастной ценз до 20 лет (ср. 2Пар 31:17; Езд 3:8). Но, возможно, только с 30-летнего возраста Л. начинали исполнять все возлож. на них обязанности, в т.ч. и самые важные. Обряд посвящения Л. описан в Чис 8:5–22;
2) служение Л., особенно певцов и музыкантов, было по-новому организовано Давидом (1Пар 16:37–42; 1Пар 23 — 1Пар 26:28). Подобно священникам, Л. — певцы, музыканты и привратники — были разделены на 24 отделения (чреды), регулярно сменявших друг друга в служении; часть же Л. Давид назначил чиновниками и судьями (1Пар 26:29–32; ср. 2Пар 19:8–11);
3) в особо торжеств. случаях Л. надевали дорогие льняные одежды (1Пар 15:27; 2Пар 5:12). Для выполнения тяжелых работ в святилище, для заготовки дров и доставки воды в распоряжении Л. находились → нефинеи [еврейское нетиним, «данные»], к числу которых принадлежали гаваонитяне и военнопленные.
III. После разделения царства оставшиеся в Северном царстве иудеи утратили связь с Иерусалимским храмом, и поэтому многие священники и Л. покинули Израиль и отправились в Иудею (2Пар 11:13,14), где могли служить Богу согласно Его заповедям. Л. участвовали в свержении → Гофолии (2Пар 23), в восстановлении храма при Иоасе (2Пар 24:5), способствовали проведению реформ царей Езекии (2Пар 29–31) и Иосии (2Пар 34–35); они помогали священникам наставлять народ в Законе (2Пар 17:8,9). Среди евреев, возвратившихся из вавил. плена, были и Л. (Езд 2:40–42; Езд 8:15–19), которые возобновили свое служение (Езд 3:8,9; Неем 12:27–30; Неем 13:22) и были восстановлены в своих прежних правах (Неем 10 и след.; Неем 12:44–47). Некоторые Л. женились на язычницах (Езд 10:23,24). В НЗ наряду с Л. из притчи Иисуса (Лк 10:32) упоминаются также левитские привратники (служители первосвященников; Ин 7:32,45,46; Ин 18:3; Деян 5:22,26) и их начальники (Лк 22:4,52; Деян 4:1; Деян 5:24,26). Л. из евр. диаспоры был кипрянин → Варнава (Деян 4:36).
Происходят от третьего сына Иакова. Быт 29:34. Евр 7:9−10.
Относящиеся к ним пророчества. Быт 49:5, 7. Втор 33:8−11.
Принадлежали к трем родам или семействам. Чис 3:17; 1Пар 6:16−48.
Не подвергались общей переписи. Чис 1:47−49.
У них была особая перепись, начиная с детей от одного месяца и старше. Чис 3:14-16:39.
Семейство Гирсона. Чис 3:1, Чис 18:1, Чис 21:1-22:1.
Семейство Каафа. Чис 3:1, Чис 19:1, Чис 27:1-28:1.
Семейство Мерари. Чис 3:1, Чис 20:1, Чис 33:1-34:1.
Избраны Богом для служения в святилище. 1Пар 15:2. Чис 3:6.
Были посвящены Богу. Чис 8:6, 14.
Заменяли собою первородных Израиля. Чис 3:12−13, Чис 3:40−45, Чис 8:16−18.
Назначением своим обязаны особому рвению против идолопоклонства. Исх 32:26−28. Втор 33:9−10.
Вступали на службу на 25-ом году жизни. Чис 8:24.
В богослужении могли участвовать по достижении тридцати лет. Чис 4:3, 23.
Получали отставку в 50 лет. Чис 8:25.
Отставные участвовали в более легком и не ответственном служении. Чис 8:26.
При посвящении их:
Они очищались. Чис 8:7.
Приносились жертвы за грехи их. Чис 8:8, 12.
Старейшины Израильские возлагали руки на них. Чис 8:9−10.
Представляли их Богу в жертву за народ. Чис 8:11, 15.
Ставили их пред первосвященником и совершали посвящение. Чис 8:13.
Находились в распоряжении Аарона и сынов его. Чис 3:9, Чис 8:19.
В стане окружали скинию. Чис 1:50, Чис 1:52−53, Чис 3:23, Чис 3:29, Чис 3:35.
Шли среди народа. Чис 2:17.
Обязанности их состояли в:
Поклонении Богу. Втор 10:8.
Помощи священникам. Чис 3:6−7, Чис 18:2.
Служении народу. 2Пар 35:3.
Исполнении работ в святилище. Чис 18:3; 1Пар 23:32.
Хранении священных предметов и сосудов. Чис 3:8; 1Пар 9:28−29.
Хранении масла, муки. 1Пар 9:29−30.
Хранении драгоценностей. 1Пар 26:20.
Заботе о поступлении десятин, жертв и пр. 2Пар 31:11−19; Неем 12:44.
Обслуживании скинии. Чис 8:19, 22.
В разборке, сборке и несении скинии собрания. Чис 1:50, Чис 1:51, Чис 4:5−33.
Приготовлении жертв для священников. 1Пар 23:31; 2Пар 35:11.
Приготовлении хлебов предложения. 1Пар 9:1: 1Пар 31:1-32:23: 1Пар 32:29.
Очищении священных предметов. 1Пар 23:28.
Проверке мер и весов. 1Пар 23:29.
Наставлении народа. 2Пар 17:8, 2Пар 17:9, 2Пар 30:22, 2Пар 35:3; Неем 8:7.
Благословении народа. Втор 10:8.
Охране дверей храма. 1Пар 9:17−26, 1Пар 23:5; 2Пар 35:15; Неем 12:25.
Руководстве священной музыкой. 1Пар 23:5−30; 2Пар 5:12−13; Неем 12:24, Неем 12:27−43.
Пении хвалы пред войском. 2Пар 20:21−22.
Исполнении обязанностей судей. Втор 17:9; 1Пар 23:4; 2Пар 19:8.
Охране царского дворца и самого царя во время опасности. 4Цар 11:5−9; 2Пар 23:5−7.
Они не имели доли в наследии Израиля. Втор 10:9; Нав 13:33, Нав 14:3.
Народ должен был относиться к ним благожелательно. Втор 12:12, Втор 12:18−19, Втор 14:29, Втор 16:11, Втор 16:14.
К ним приписано было 48 городов с пригородами. Чис 35:2−8.
Им назначены десятины на содержание их. Чис 18:21, 24; 2Пар 31:4−5; Неем 12:44−45; Евр 7:5.
Им вменялось в обязанность отдавать десятую часть доходов священникам. Чис 18:26−32.
Имели долю участия в жертвах. Втор 18:1−2.
Им грозила смертная казнь за небрежение к службе. Чис 18:3.
Наказание постигшее Корея и единомышленников его. Чис 16:1−35.
Левиты при царе Давиде:
Произведена первая перепись им начиная с тридцатого года. 1Пар 23:2−3.
Разделены на четыре разряда. 1Пар 23:4−6.
Счисление их от двадцатого года жизни и выше. 1Пар 23:24, 27.
Призваны к легкому служению с двадцатилетнего возраста. 1Пар 23:26, 1Пар 23:28−32.
Распределил их на двадцать четыре череды. 1Пар 23:6, 1Пар 25:8−31.
Служить они должны были по чередам. 2Пар 8:14, 2Пар 31:17.
Они служили также по чередам и после плена. Езд 6:18.
Они имели над собой начальников. Чис 3:24, Чис 30:35; 1Пар 15:4−10; 2Пар 35:9; Езд 8:29.
Все находились под наблюдением первосвященника. Чис 3:32; 1Пар 9:20.
Находясь на службе все время пребывали в храме. 1Пар 9:27.
30) лет до 50 лет (Чис 4:3; Чис 8:24; 1Пар 23:3, 1Пар 23:24, 1Пар 23:27; 2Пар 31:17; Езд 3:8), исполняя все работы в скинии, а затем — в храме. На них лежала также обязанность отправлять некоторые гражданские обязанности (1Пар 26:29, 1Пар 26:32; 2Пар 19:11) и учить народ (2Пар 17:8-9, 2Пар 35:1.3а). В Писании упомянуты два исчисления левитов. Первое было сделано у Синая и в нем было исчислено 22000 левитов (Чис 3:15, Чис 3:39) (сумма по родам составляет 22300, Чис 3:22, Чис 3:28, Чис 3:34). Второе исчисление было сделано в конце путешествия по пустыне и в него вошло 23000 левитов (Чис 26:62, Чис 26:64). В обоих случаях исчислялись все потомки Левия мужского пола от одного месяца и выше. При этом во втором исчислении не оказалось ни одного из исчисленных в первом исчислении, следовательно, среди них не было ни одного старше 40 лет. Содержание левитов складывалось из десятин, приносимых народом от всякого труда, из которых они в свою очередь отделяли десятину в пользу священников (Чис 18:21, Чис 18:24; Чис 18:26). В Новом Завете о левитах упоминается только в следующих четырех местах: Лк 10:32; Ин 1:19; Деян 4:36; Евр 7:11. На приведенной схеме показаны основные потомки Левия, ставшие главами священнических и левитских поколений (см. также схемы к словам Елеазар и Ифамар и Приложение 8). (см. первосвященник, священник)
Левий: Гирсон, Кааф, Мерари
главы родов левитов: Ливни Амрам, Ицгар Махли, Муши
главы поколений левитов: Аарон, Моисей, Елеазар, Ифамар
главы родов священников — 1Пар 6:17; 1Пар 6:20; 1Пар 6:39 1Пар 6:33-38 1Пар 6:44-47
священники: Самуил, Асаф, Садок, Авиасаф, Еман, Ефан (время Давида)
Левиты (в узком смысле слова) должны были, обыкновенно, помогать священникам в служении при храме (Чис 3:6, Чис 18:2); в пустыне их служение заключалось в заботах о скинии и ее принадлежностях, которые они переносили. Три левитских рода, сыны Гирсоновы, Каафовы и Мерарины переносили скинию (Чис 1:51, Чис 4:1). В храме они должны были сторожить у дверей, смотреть за одеждой, сосудами, светильниками, печь хлебы предложения, носить дрова и воду, славословить Господа музыкой и пением, приготовлять животных для жертв, принимать жертвования от народа и т.д. (см. 1Пар 9:18, 1Пар 9:23, 2Пар 29:1, 2Пар 30:16, 2Пар 35:1, Неем 13:22, Пс 133:1); кроме того, они должны были «учить весь Израиль» (2Пар 35:3, Срав. 2Пар 30:22, Неем 8:7) и поэтому они жили в разных местах, служа связью между всеми коленами и внедряя в них набожность и страх Божий. Они изучали закон и под наблюдением священников выступали среди народа, как учителя и судьи (2Пар 17:19, 2Пар 19:8 и дал.). Для содержания их была назначена 10-ая часть хлеба, плодов и скота; но из этой же десятины они сами уплачивали десятину священникам; вследствие того, что левиты не владели землей, эта десятина считалась тем «начатком», который народу следовало давать Господу (Чис 18:21 и дал.). Давать десятину левитам не было повелено, но было предоставлено свободной воле всякого из народа; поэтому и встречаются различные напоминания (Втор 12:12, Втор 12:18). Для житья левиты получили 48 городов с принадлежащими к ним полями, пастбищами и садами; из них 13 были даны священникам. Все эти города были расположены около Иерусалима, во владениях прилежащих колен. Шесть из этих левитских городов были назначены убежищем для ненамеренных убийц (Чис 35:1, Нав 20:9). Во время своего служения в храме левиты получали содержание из запасов, находящихся при храме, а также пользовались частью от ежедневных жертв (Втор 12:18). Этим же пользовались добровольно служащие левиты, которые, горя ревностью, постоянно находились при святилище (Втор 18:6). Посвящение левитов с омовением, бритьем, с приношением жертвы очищения и т.д. описывается в Чис 8:5 и далее.
Подобно священникам, левиты делились на очереди или чреды (1Пар 23:1 — 1Пар 26:1). Время их служения продолжалось в возрасте от 25 до 50 лет (Чис 4:3, Чис 4:23, Чис 8:24 и дал.). По прошествии этих лет им поручалось более легкое служение. Давид позволил им начинать свое служение с 20 лет (1Пар 23:24); также и Езекия (2Пар 31:17). В 1Пар 23:4;1Пар 5 указаны следующие левитские должности: руководящие делами в доме Господнем — 24 000; наблюдатели (евр. текст) и судьи — 6 000; привратники 4 000; певцы и музыканты 4 000. Различные чреды сменяли друг друга через неделю (2Пар 23:4, 2Пар 23:8, 2Пар 31:17). После падения Израильского царства, когда Иеровоам назначил жрецов для служения перед поставленными им тельцами и козлами, левиты, жившие в Израильском царстве, переселились во владения колена Иудина и Вениаминова (2Пар 11:13, 2Пар 13:9 и дал.). После Вавилонского плена многие из них возвратились в Иудею (Неем 11:15, Неем 12:1). По Иосифу Флавию, все левиты были освобождены от военной службы; после плена, во время персидского владычества, они были освобождены от всякого рода податей (Езд 7:24). В Новом Завете о них говорится редко (Лк 10:32, Ин 1:19, Деян 4:36).