Загрузка

Словарь Никифорова : любовь

(1Кор 13, Мф 22:36-40). Девять заповедей Господних были разделены на две скрижали, так как в заповедях заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему, и посему предписывается два рода должностей. Когда один из фарисеев, законник, искушая Господа, спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» Ближними нашими должно почитать всех, потому что все — созданья единого Бога и произошли от одного человека. Но те которые одной веры с нами должны быть особенно близки нам, как дети одного Отца небесного по вере Иисуса Христа. Любовь к себе самому свойственна всякому по закону естественному: «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее.» Но любить себя должно только для Бога, и частью для ближних; любить ближних должно для Бога; а любить Бога должно для Него самого, и больше всего. Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним; а любовь к себе и ближним должно приносить в жертву любви к Богу. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих,» сказал Господь (Ин 5:13). Он же в напутственном наставлении на проповедь Евангелия двенадцати ученикам Своим между прочим сказал: «Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37). Любовь — это основа Нового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми в Сыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь (Ин 5:13). В Моисеевом законе, как и во многих иных религиях, главным считается делание добра, исполнение заповедей. Но дух Нового Завета качественно иной — любовь, которая выше закона (Гал 5:22-23). Хотя закон и пророки утверждаются на заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мф 22:36-40), совершенная любовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (1Ин500 3:16; 1Ин 4:9-10; Рим 5:8). Бог и любовь тождественны (1Ин 4:8,16; 1Кор 13:13). И те, кто Божии, пребывают в этой святой любви (1Ин 4:7, 1Ин 4:11-12). Для обозначения любви в греческом языке есть три слова: эрос (чувственная любовь), филия (любительство, как например, в слове философия — любовь к мудрости) и агапе (высшая, духовная любовь). Хотя в русском языке для обозначения любви есть только одно слово, очевидно, есть те же три ее разновидности. Но первые две ничтожны в сравнении с последней, ибо первые две — человеческие, и только последняя — Божественная.
Слово Любовь найдено в следующих словарях:
Словарь Геце :

Новый Завет имеет два выражения для «любить»: одно обозначает естественную склонность чувства; другое — почтительное влечение в высшем, духовном смысле, проявляющееся в волевой деятельности для любимого. Это различие, однако, проводится не всегда строго.

Начало и источник любви есть Бог.

1Ин 4:8, 16. Еф 2:4.

Предметы Его любви.

Сын. Ин 3:34, Ин 5:20, Ин 15:9, Ин 17:24, Ин 17:26; Мк 12:6. Мф 3:17.

В Ветхом Завете — Его народ. Втор 4:37, Втор 7:8, Втор 10:15, Втор 23:6, Втор 33:3; Ис 43:4. Иер 31:3. Мал 1:2.

Мир. Ин 3:16; 1Ин 4:9; Рим 5:8; 2Кор 5:19; 1Тим 2:4; 2Пет 3:9.

Ученики Иисуса. Ин 16:27, Ин 14:21; 1Фес 1:4; 2Фес 2:16; 1Ин 4:16; Рим 8:35−38; 1Ин 3:1.

Ответная любовь.

Сына. Ин 14:31, Ин 15:10.

Веруюших. 1Ин 4:19; 2Кор 5:14; Мф 22:37; Гал 5:22; Ос 6:6; Мих 6:8; 1Ин 5:3.

Свойства любви. 1Кор 13:4−7; 1Ин 5:2, 3; 2Ин 1:5, 2Ин 1:6.

Словарь Вихлицкого :
Это основа Нового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми в Сыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь (Ин 15:13). В Моисеевом законе, как и во многих иных религиях, главным считается делание добра, исполнение заповедей. Но дух Нового Завета качест-венно иной — любовь, которая выше закона (Гал 5:22-23). Хотя закон и пророки утверж-даются на заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мф 22:36-40), совершенная любовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (Ин 3:16; 1Ин 4:9-10; Рим 5:8). Бог и любовь тождественны (1Ин 4:8, 1Ин 4:16; 1Кор 13:13). И те, кто Божии, пребывают в этой святой любви (1Ин 4:7; 1Ин 4:11).

Для обозначения любви в греческом языке есть три слова: эрос (чувственная любовь), филия (любительство, как например, в слове философия — любовь к мудрости) и агапе (высшая, духовная любовь). Хотя в русском языке для обозначения любви есть только одно слово, очевидно, есть те же три ее разновидности. Но первые две ничтожны в сравнении с последней, ибо первые две — человеческие, и только последняя — Божественная.